Методическая разработка по проведению самостоятельной экскурсии для учащихся. Пешеходная экскурсия "Зарядье"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Экскурсионная работа занимает важное место в образовательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников. Экскурсионная работа выполняет так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание, формируя нравственные качества и культуру человека. В настоящее время экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.). Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это - великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей.

МАРШРУТ: конец ул. Варварка (от бывшей гостиницы “Россия”) - церковь Георгия на Псковской горе - палаты бояр Романовых - Знаменский монастырь - Старый Английский двор- церковь великомученицы Варвары - церковь Максима Блаженного - Старый Гостиный двор - собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного)

Приложение 1

Приложение 2

Продолжительность экскурсии: 1 час

Сегодня мы совершим прогулку по древнейшему торговому району – Зарядье, который составляет часть Китай-города (Приложение 2).

Китай-город лежит восточнее Красной площади. Он возник под стенами Кремля на рубеже 13-14 веков. Сначала здесь жили торговцы и ремесленники, а позднее бояре и духовенство.

Прежде, чем приступить к кладке стен Китай-города, по их периметру поставили деревянный плетень, который назывался “кита”. Отсюда, вероятно, и произошло название “Китай-город”. Средства на постройку каменных стен лишь частично были взяты из княжеской казны. Большую часть денег должен был дать митрополит (глава русской православной церкви) и все духовенство, а также крупные московские феодалы и купцы.

Стены из кирпича и крупных плит белого известняка, скрепленных раствором, строились вокруг посада три года, и были закончены в 1538 году.

Стена проходила от Кремля, по берегу Неглинной (на месте современных площадей Революции и Свердлова), далее по проспекту Маркса, через площадь Дзержинского, по Новой и Старой площадям, по Китайскому проезд к Москва- реке и, далее, к угловой Беклемешевской башне Кремля, составляла 2,6 км.

Стены Китай- города с его 14-ю банями – ниже кремлевских. Их толщина- 6 метров, а высота - 6,3 метра. Высота Кремлевских стен от 5 до 19 метров, в зависимости от рельефа, а толщена – 3-4 метра.

Поначалу Китай - городские укрепления имели четверо ворот, позже их стало 7.

Некоторые из башен китай- городской стены были снабжены специальными камерами- “слухами”- для того чтобы следить, не ведет ли противник подкоп. Ниже уровня стен и башен были устроены “вылазы” - подземные ходы и тайники.

Постройкой Китай-города руководил обрусевший итальянец Петрок Малый.

А теперь начнем знакомиться с архитектурными памятниками древнего Зарядья – музея под открытым небом.

Мы находимся на улице Варварка, одной из основных улиц Китай-города. Этой улице более полутора тысяч лет. По ней возвращался в Кремль великий князь Дмитрий Иванович после победы на Дону. Возможно, название улицы произошло от слова “варя”, им обозначали варку соли. Возможно, оно произошло от изящной церкви великомученицы Варвары, построенной Алевизом Новым в 1514 году. Но то, что вы видите сейчас более позднего происхождения, построено архитектором Казаковым в конце 18 - начале 19 века.

Первая церковь, которую мы видим в Зарядье- это нарядная церковь Георгия на Псковской горе с голубыми куполами, украшенными звездами (Приложение 1, рис.1). Когда-то здесь действительно была горка, а жили на ней семьи, переселенные по царскому повелению из древнего города Пскова. Они-то и построили храм в 1658 году. Архитектура ее полна жизнерадостной праздничности. Колокольня была построена позже- в начале 18 века. Здесь вы можете наблюдать нарушение симметрии (ассиметричные окна).

Рядом расположены каменные жилые палаты 17 века (Приложение 1, рис.2). Эти палаты принадлежали богатым боярам Романовым (Варварка, дом № 10).

Высокую часть дома – клеть, ставили на подклет, где находились хозяйственные помещения (поварня, печь). От неё по стенам поднимались трубы, по ним горячий воздух поднимался вверх и обогревал весь дом.

Под подклетом находились подвалы, строили их, как правило, их камня. Там хранили утварь, посуду и небольшие припасы для приготовления еды. Ещё в подвале хранили казну (это - не только деньги, это - и имущество, все самое дорогое у хозяев). Это было безопасно от воров и от пожаров, часто случавшихся в Москве.

Первое помещение палат было построено в конце 15 века, первые владельцы неизвестны. Но недавно археологи нашли здесь остатки гончарной мастерской (коней 15 века).

С середины 16 века этими палатами владел Никита Романович Захарин- Юрьев, известный воевода, после его смерти – его старший сын Фёдор, ставший впоследствии патриархом московским Филаретом.

В 1596 году здесь родился у Фёдора Никитича сын Михаил, который стал потом основателем династии Романовых.

1631 год - Михаил Фёдорович отдает и эти палаты, и другие постройки усадьбы Знаменском мужскому монастырю.

1668 год - в Москве бушевали сильные пожары. Горит пол Москвы, горят и эти палаты. Заново их восстанавливают в 1674 году. А затем палаты ещё раз разрушались, перестраивались.

Менялись хозяева, и палаты меняли свой внешний облик, соответственно вкусу хозяев (Приложение 1, рис.3).

В 1856 году Александр II Романов решит вернуть прежний вид романовским палатам на Варварке и создать в них музей “Дом бояр Романовых”. Это дело он поручил придворному архитектору академику Фёдору Фёдоровичу Рихтеру. Работы были окончены в 1859 году.

Знаменский монастырь (Варварка, дом № 8) был заложен рядом с палатами по случаю рождения у Михаила Романова сына Алексея, в честь почитавшейся в семье Романовых иконы Божьей матери “Знамение”, отсюда и название монастыря (Приложение 1, рис.4).

Главное сооружение монастыря – кирпичный пятикупольный Знаменский собор. И хотя он стоит на ровном месте, его поддерживают каменные подпорки- контрфорсы. Дело в том, что эта местность была низменной, болотистой и прежде, чем строить собор, пришлось вбить в землю сотни дубовых свай, чтобы укрепить грунт. А для большей прочности с южной стороны собора пристроили ещё мощные контрфорсы.

Рядом со Знаменским собором сохранились ещё две монастырские постройки – игуменские кельи и братский корпус с колокольней. В игуменских палатах жил настоятель монастыря - игумен, а в братском корпусе- монахи.

Недалеко от Знаменского монастыря стоят ещё одни старинные палат (Приложение 1, рис.5) – это Старый Английский двор (Варварка, дом № 4а). Эти палаты были пожалованы русским царем английским купцам, поселившимся в Москве. Это - редкий памятник гражданской архитектуры 16 века, возможно, самый старый среди каменных построек Москвы, сохранившихся до наших дней. Сначала палаты принадлежали купцу Юшке (Приложение 1, рис.6).

Как же английские купцы попали в Москву? Однажды английская королева снарядила эскадру кораблей для поисков северного морского пути в богатую Индию. Во главе эскадры встал отважный капитан Ричард Ченслер. Но когда корабли оказались в Северном море, начался страшный шторм. Многие корабли погибли в этой буре. И только Ричарду Ченслеру с кучкой матросов удалось добраться до берега. Здесь английские мореплаватели узнали, что находятся на земле, принадлежавшей русскому царю Ивану Грозному. Капитан решил идти прямо в Москву и просить у царя защиты и помощи. Царь Иван принял заморских гостей милостиво и с почестями, и разрешил впредь английским купцам торговать в Москве, а для их нужд пожаловал им эти палаты, поблизости от городского торга.

Ченслер представился Грозному официально посланным представителем Англии и дал добро на торговлю, хотя полномочий таких не имел. Английская королева, узнав о добром приеме своих мореплавателей, дала согласие на ведение торговли с Русью.

Рядом со старым Английским двором и стоит церковь великомученицы Варвары (Приложение 1, рис.7 и 8), по имени которой предположительно названа улица Варварка.

За ней стоит лаконично - строгая церковь Максима Блаженного (Приложение 1, рис.10). Она построена в конце 17 века, ее колокольня  в 18 - начале 19 века. Колокольня “с секретом” - это падающая колокольня, конечно, до Пизы ей далеко, но тем не менее все-таки московская достопримечательность (Приложение 1, рис.9).

Напротив Знаменского монастыря стоит Старый Гостиный двор (ул. Ильинка, дом № 9), который был построен для оптовой торговли в конце 18- начале 19 века архитектором Кваренги (Приложение 1, рис.11).

И закончить свою экскурсию я хочу небольшим рассказом о Покровском соборе, больше известном в народе как храм Василия Блаженного (Приложение 1, рис.12).

Собор этот необычный. Это- храм- памятник, сооруженный по случаю важного события- завоевания Русью Казанского ханства. Ханство это образовалось после распада Золотой Орды. Казанские татары не раз совершали набеги на окраины Русского государства. Наконец, царь собрал огромное войско и двинулся покорять Казань. В ту пору Ивану Грозному было 22 года. Столица Казанского ханства пала под натиском русской артиллерии и была присоединена к территории Руси. Случилось это вскоре после церковного праздника Покрова, поэтому первоначально назвали этот храм собором Покрова на рву. Стоял он около рва, отделявшего Красную площадь от Кремля.

Архитектурный замысел собора принадлежал как архитекторам-строителям (Приложение 1. Рис.15) по прозвищу Барма и Постник (Яковлев), так и самому царю.

По проекту Ивана Грозного (Приложение 1, рис.13) архитекторы должны были построить собор, состоящий из восьми объединенных в одну группу шатровых церквей- башен. Однако, зодчие осмелились нарушить царское веление и построили девятиглавый собор.

Высота собора- 65 метров, в начале 17 века это было самое высокое здание в Москве.

О строителях этого собора существует легенда. Она говорит о том, что собор был уже построен, призвал будто бы Иван Грозный его создателей и спросил, могут ли они построить ещё такой же? “Можем”, - ответили зодчие. И тогда царь приказал их ослепить, чтобы нигде и никогда не появился собор прекраснее, чем этот (Приложение 1, рис. 14).

На этом наша экскурсия закончена.