Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Театр есть искусство отражать жизнь.
Константин Станиславский

Роль театра в духовном развитии личности доказана, и эта истина в дополнительных аргументах не нуждается. Верно и то, что для развития души подростка наличие даже посредственного театра намного лучше, нежели его полное отсутствие. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость человеческой личности, причём неважно, где эта личность находится – на сцене или в зале. Осмыслить мир, место человека в этом мире, связывая прошлое, настоящее и будущее, ответить на вечные вопросы – всегда пытался театр.

Конечно, о своём постоянном зрителе, обладающем развитым художественным вкусом, мечтает каждый театр. А кто должен воспитывать такого зрителя? Несомненно, семья и школа. Я, как учитель-словесник, создаю условия для развития у учащихся опыта общения с театром. Это прежде всего организация походов в театры, использование элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дает повод для работы мысли. Живая атмосфера спектакля, костюмы, декорации, игра актёров, их манера держаться на сцене – всё это производит неизгладимое впечатление на учеников, создает особый эмоциональный настрой.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

С учащимися мы просмотрели такие спектакли, как “Синяя птица” (МХАТ им. М. Горького), “Остров сокровищ” (Театр им. А.С. Пушкина), “Принц и нищий”, “Чисто английское привидение” (РАМТ), “Тайна старого шкафа” (Театр на Малой Бронной). После каждого просмотра спектакля ученики пишут отзывы, в которых они делятся своими чувствами, мыслями, переживаниями от увиденного на сцене. Безусловно, такие формы работы приносят положительный результат в процессе обучения и воспитания.

Фотоотчёт о посещении театров.

Приложение 1. Отзывы учащихся на просмотренные спектакли.

Что же значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? На уроках литературы мы всегда так или иначе применяем театрализацию, пусть даже в самых простых формах. Ведь на уроках мы используем произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, т.е. всё то, что воздействует на эмоциональную сферу ученика. Использование элементов театрализации на уроках и внеурочной деятельности производит огромное впечатление на учащихся, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго.

Так что же такое театрализация? Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Каковы же приемы использования элементов театрализации на уроке? Это и персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); и театр одного актера - ученик в костюме персонажа рассказывает о литературном герое, учащиеся угадывают, кто он; и выступление исторического лица (речь); и историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов; и выразительное чтение, и чтение по ролям; и инсценирование.

Театрализация хороша ещё и тем, что стремление к превращениям свойственно детям, как свойственно оно творческим личностям всех возрастов. Ребятам очень нравится перевоплощаться в героев, с которыми они знакомятся, изучая литературные произведения. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в определённой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки. Это уроки, представляющие творчество того или иного автора. Например, были проведены литературные гостиные по творчеству М.И. Цветаевой, Л.Н. Толстого. Это также нестандартные уроки по творчеству И.А. Крылова. Эффективность таких уроков в том, что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой, отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное “про себя”, ведь стихотворения просто нельзя читать “про себя”.

Остановимся ещё на одном виде “театральных” заданий: оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам. Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, декорации, костюмы ученик обязательно анализирует произведение. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование тек-ста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). С 5-го класса даю такие задания, и в 5-м же классе мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Ученики инсценируют самые разные произведения. Это сказка Г.Х. Андерсена “Снежная королева”, пьеса-сказка С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”, басни И.А. Крылова, повесть “Приключения Тома Сойера” Марка Твена и другие.

Довольно сильный воспитательный эффект возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Поэтому, чтобы правильно прочитать текст, понять позицию автора, мысли и чувства его персонажа, школьнику нужно прежде всего попытаться поставить себя на место литературного героя, увидеть мир таким, каким видит его герой, почувствовать так же, как чувствует он. Так, например, при изучении пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” были предложены в форме театральной постановки некоторые эпизоды. Было приятно видеть, как дети смогли перевоплотиться в капризную Королеву, коварную Старуху и её ленивую Дочь, кроткую Падчерицу. Нравится учащимся инсценировать и басни И.А. Крылова. Они с удовольствием сами выбирают басни, создают декорации, подбирают костюмы и маски. Интересным получилось инсценирование к Новому Году эпизода из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. Также большой интерес представляет для учащихся проведение конкурсов чтецов. Школьники участвуют как в школьных, так и в окружных, городских конкурсах “Пока в России Пушкин длится”, “Дети читают русскую классику”. Учащиеся становятся победителями и призерами конкурсов, что говорит о развитии их познавательных способностей и творческих возможностей.

Приложение 2. Инсценирование басен И.А. Крылова.

Приложение 3. Инсценирование к Новому Году эпизода из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.

Фотографии с мероприятия.

Итак, инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста, оно заставляет учеников вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты прочтения. Естественно, что такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно по причине огромных затрат сил и времени, а во-вторых, потерялся бы весь смысл проведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.

Таким образом, благодаря внедрению элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах. В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы, что соответствует требованиям ФГОС.

Театр как вид искусства содержит в себе огромный потенциал, который нужно использовать в воспитании нынешних школьников. Он не оставляет равнодушным никого. Даже мимолетное соприкосновение с ним меняет душу человека. И это касается учащихся разных возрастов. Многие учащиеся обладают артистическими способностями. И учитель должен помочь им раскрыться, остальное они смогут сделать сами. Ведь часто они видят больше чем мы, взрослые. Николай Васильевич Гоголь говорил: “Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра”. Так давайте вместе с детьми творить добро!

Приложение 4. Презентация.

Список использованной литературы.

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин // Исследования разных лет. – М. – 1975.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский. – М. – 1991.
  3. Ершов П.М. Технология актёрского искусства./ П.М. Ершов.– М.: ВТО. – 1969.
  4. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя / Т.С. Зепалова. – М. – 1982.
  5. Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. – 2000.
  6. Любинский И.Л. Театр для детей / И.Л. Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.