Адаптационная игра "Выставка автопортретов". 10-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема социально-психологической адаптации к новым педагогическим условиям обучения изменяет положение десятиклассников в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Взрослые начинают переходить на новый стиль общения, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам. Появляются новые, повышенные требования и к интеллекту, и к поведению юношей. Изменение социально-педагогических условий обучения сопровождается появлением трудностей эмоционально-волевого развития и межличностных отношений.

Поэтому в 1 четверти учебного года с учащимися 10 классов проводятся психологические мероприятия, направленные на адаптацию к новым социально-педагогическим условиям обучения.

Адаптационная игра “Выставка автопортретов” позволяет увидеть, как старшеклассники взаимодействуют друг с другом, какие занимают позиции в классе. Она вызывает большую заинтересованность участников и положительный эмоциональный отклик.

Цель игры – создание условий для повышения психосоциальных навыков и умений взаимодействия с другими людьми на этапе адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  • Способствовать проявлению позитивного образа “Я”, чувства эмпатии, уникальности и неповторимости себя и других людей.
  • Отработать личностную стратегию взаимодействия с другим человеком и его индивидуальностью.
  • Выявить индивидуально-типологические особенности старших школьников.

Вид игры – игровая оболочка. Психологическая работа является навыко-обучающей. Главным назначением игры являются здания на развитие деловых и личных взаимоотношений в классе.

Тип сюжета – реальный. В игре участникам приходится действовать, опираясь на свой жизненный опыт и собственную логику.

Описание сюжетной канвы. Участники в игровой роли художников создают свой автопортрет для участия в выставке. Затем участники игры становятся экспертами на выставке авторских работ.

Игровой результат. Участники должны определить, кто является авторами автопортретов.

Предполагаемый психологический результат:

  • снижение эмоциональной напряжённости;
  • улучшение системы значимых отношений;
  • укрепление внутренней позиции старшего школьника.

Участники: игра предназначена для учащихся 10 классов в период адаптации к старшей школе.

Ведущим игры является педагог-психолог. Классный руководитель может участвовать в качестве соведущего и наблюдателя.

Время игры – 45 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги для рисования по количеству участников, цветные карандаши, ручки, фломастеры и т.п., музыка для релаксации.

Сценарий

I этап. Погружение в игровую ситуацию.

Участники игры рассаживаются. Перед ними на доске надпись “Выставка автопортретов”.

Ведущий: “Представьте себе, что вы все – известные художники. Именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, которая очень скоро открывается в нашем городе. Вас попросили представить на выставку ваш автопортрет. К сожалению, готового автопортрета у вас нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке, и садитесь за работу. Сейчас я раздам вам “холсты”, и у каждого будет некоторое время, для того чтобы написать автопортрет. Вы можете сами решить, какое художественное направление вы будете представлять: абстракционизм, импрессионизм, символизм, реализм и т. д. Помните, что творчество – процесс очень интимный, поэтому пишите автопортреты самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь тем, что изображено на полотнах других. Не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки” [1].

II этап. Рисунок “Автопортрет”.

Участники рисуют свои автопортреты. Рисование сопровождается расслабляющей музыкой, которая помогает раскрепостить воображение и наиболее полно отразить всю глубину личности. По мере готовности ведущий собирает автопортреты.

III этап. Упражнение “Художественная экспертиза”.

Ведущий: “Теперь представьте себе, что все вы – известные искусствоведы, которых пригласили быть экспертами на выставке. И вот, когда до открытия выставки осталось совсем немного времени, привезли последнюю партию картин, и среди них оказались неподписанные полотна. Это автопортреты. Работы очень хорошие, и было бы обидно, если бы они остались не представленными на выставке. Но вы высококвалифицированные специалисты и можете определить автора по манере письма. Я раздам каждому из вас автопортрет, и вы должны будете надписать тот автопортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоятельно, не советуясь с другими “искусствоведами” [1].

IV этап. Презентация автопортрета.

После того как все работы подписаны, каждый участник поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Ведущий обращается ко всем с просьбой не говорить, прав “искусствовед” или нет. Автор картины тоже не должен проявляться. Все только слушают “искусствоведа” и могут задавать ему уточняющие вопросы.

В заключение ведущий спрашивает, верно ли подписана работа.

Иногда в группе появляются несколько автопортретов одного автора. Это может быть связано с тенденцией к установлению портретного сходства, которую не может преодолеть участник, и с трудностями рефлексии психологических причин того, почему именно так написан автопортрет.

V этап. Обсуждение игры.

Все по очереди делятся своими впечатлениями об игре.

Комментарии к занятию. Обработка результатов производится по психодиагностическому графическому тесту “Автопортрет”, направленному на выявление индивидуально - типологических особенностей человека.

Автопортрет - это изображение человека, созданное им самим. Он позволяет выявить особенности самоотношения, самораскрытия, представлений о себе. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать [2].

Одна из наиболее подробно описанных и хорошо известных типологий личности - психологическая типология Карла Юнга (1875 – 1961 гг.), впервые опубликованная в 1921г. Она основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Со своей стороны английский искусствовед, художественный критик и теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893 – 1968 гг.) попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга всё разнообразие форм художественного выражения детей и выделил некоторые характерологические признаки.

Формы автопортретов Интегративно-оценочная интерпретация Романовой Е.С., Потёмкиной О.Ф. Вид рисунка по Г. Риду Личностный тип по К. Юнгу
Схематическое изображение в виде лица как центрального, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль или анфас. Очень часто это графическое изображение.

Изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути.

Схематическое изображение характеризует интеллектуальную направленность личности. Это мыслители (по И. П. Павлову) с тенденцией к постоянному обобщению поступающей информации, для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. Перечисляющий рисунок.

В нём изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается. Это могут быть отдельные детали или предметы.

Экстраверт.

Рассудителен, действует, исходя из интеллектуально обдуманных мотивов. Мышление позитивно.

Чувства переживают интеллектуальную установку.

Если угнетается функция чувств, возможны мелочность и подозрительность.

Мыслительный
“Автопортрет в интерьере”. Человек изображён в окружении каких-либо предметов, на фоне природы, пейзажа, комнаты и т.д. К изображению автопортрета в интерьере склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. Органический рисунок. Художник отдаёт в нём предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д. Интроверт.

Собирает факты, т.к. они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Возможна подозрительность.

Эстетическое изображение. Автопортрет в приукрашенном виде, с декором. На таких рисунках лёгкость, гибкость линий, лаконичность образа сочетаются с большой выразительностью черт изображения. Испытуемый явно имеет художественные способности. Это будущий художник. Декоративный рисунок

обычно подчинён передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т. д.

Экстраверт.

Руководствуется общезначимыми ценностями. То, чего не чувствует, не может и осмыслить.

Чувствующй (эмоциональный)
Метафорическое изображение.

Человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника, химической пробирки, животного, растения, литературного персонажа и т. п. Пример автопортрета-метафоры: молодая женщина в подчёркнуто экстравагантном модном платье, балансирующая на подвешенном в воздухе канате.

Метафорическое изображение выполняют лица художественного склада. Они обладают развитой фантазией, изощрённым воображением, творческими способностями и чувством юмора. Имажинарный рисунок

обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги или собственной фантазии и т.п.

Интроверт.

Молчалив, труднодоступен. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или равнодушие. Обладает поэтической и художественной выразительностью. Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Если чувства искажаются эгоцентризмом, делается несимпатичным, мышление становится примитивным, зависящим от фактов.

Эмоциональное изображение.

Человек изображён в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его.

К эмоциональному изображению склонны лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние. Причём переживаемая эмоция может быть часто противоположной той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п. Эмфатический рисунок (импрессионист-

ский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

Экстраверт. Человек осязаемой деятельности, критерий его ценности – сила ощущений, без властолюбивых намерений. Интуиция сильно вытесняется и может развиваться в виде фантазий, состояний страха, навязчивых симптомов. Для осознания чего-либо часто необходимы аффективные нажимы. Ощущающий (сенсорный)
Эмоциональное изображение.

Человек изображён в неком состоянии, например, болезни.

Гаптический рисунок характеризует изображения каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, “болит ухо”, “голова болит” и т. д. Интроверт. Отличается странностью и субъективностью поступков. Позволяет управлять собой, за что может мстить усиленным сопротивлением и упрямством. Вследствие своей безобидности может оказаться жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других.
Изображение позы или движения.

Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия, движения.

Такой тип свойственен людям с выразительными движениями, увлечённостью спортом, танцами и т. п. Ритмический рисунок.

В нём главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т.д.

Экстраверт. Стремится достичь наибольших возможностей с помощью интуиции. Обладает тонким чутьём того, что имеет будущее. Охотно берётся за дела, позволяющие развить его способности. Интуитивный
Реалистическое изображение.

“Как есть”. “Сюжетный автопортрет”, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации. Рисунок насыщен тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды и т.п.

Реалистическое изображение характеризует педантичного человека, склонного к детализации, аналитическому когнитивному стилю. Это мыслительный аналитик. Структурный рисунок.

Главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например, площадь города.

Интроверт. Чрезвычайно чувствителен, внимателен, наблюдает с живейшим сочувствием. Его художественное искусство возвышает вещи. Часто бывает непризнанным гением.
Изображение автопортрета со спины.

Вместо лица рисуется затылок.

Изображение автопортрета со спины свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, к экспериментатору, либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.      

Литература.

  1. Психологический тренинг в группе./Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М., 2005. – 128 с. – С.94.
  2. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. – 240 с.