Воспитание детей с учетом гендерных особенностей (из опыта работы во 2-й младшей группе)

Разделы: Работа с дошкольниками


Откуда дети узнают о том, как должны вести себя мальчики и девочки? Конечно, путем наблюдения за взрослыми людьми, мужчинами и женщинами. Данный процесс называется гендерная идентификация. Однако взрослые не всегда дают правильный образец поведения. Кроме того, ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую личностную позицию. Например, любой из нас может вспомнить услышанные когда-то фразы, типа «Так должны вести себя мужики», «Настоящий мужчина никогда не плачет» или «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие жизненные позиции называются стереотипами. Наша задача, как воспитателей, состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свою половую принадлежность, показать гибкость поведенческих моделей в зависимости от пола и ситуации, эффективно использовать свои биологически обусловленные гендерные качества и с уважением относиться к противоположному полу.

Презентация.

Слайд 1. Обратимся к понятию «гендер». Ге́ндер - (от лат. genus - «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Слайд 2. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

В современном обществе существует классический вариант воспитания, когда и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Слайд 3. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин. Современные женщины стали занимать лидирующее положение в обществе, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают традиционный статус «добытчиков» в семье, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда наблюдаем в семьях наших воспитанников.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их самосознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют агрессивные модели поведения, иногда не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять в играх роли с учетом гендера.

Таким образом, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей и начинать ее необходимо с младшего дошкольного возраста.

Период дошкольного детства является сензитивным, в процессе которого педагоги и родители могут помочь ребенку раскрыть уникальные возможности, которые даны ему биологическим полом. Для этого педагоги в нашей группе осуществляют целенаправленную и систематическую работу, которая заключается в следующем:

Слайд 5, 6. Проводим специальные игры, направленные на гендерное воспитание младших дошкольников. Организуем сюжетно-ролевые игры, в которых необходимо участие как мальчиков, так и девочек. В данных играх формируем модели правильного гендерного поведения, культуру взаимоотношения полов.

Слайд 7. При создании предметно-игровой среды в группе,мыстараемся учитывать предпочтения и интересы девочек и мальчиков. Даем рекомендации родителям воспитанников в этом направлении.

Зонирование группы также строится с учетом пола детей. В строительном и техническом уголке большую часть времени находятся мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, на наш взгляд, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщина за рулём – это норма, а мужчина – домохозяин – не редкость. Наша задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу». Но в то же время, не стесняться проявления таких женских качеств по отношению к противоположному полу, как заботливость, внимание.

Слайд 8. В игровом центре «Парикмахерская» мы размещаем не только баночки и коробочки от женской косметики, но и игрушечную электробритву, коробочки от папиного одеколона, баночки от мужского шампуня. В открытом доступе для детейнаходятся фотографии причёсок мальчиков и девочек, а также фотоколлажи женских, мужских стрижек и причёсок из журналов.
В центре природы располагаем картины на тему «Времена года», на которых изображены и мальчики, и девочки. Во время бесед акцентируем внимание на том, как одет мальчик или девочка, вместе с детьми даём им, проговариваем, чем занимаются дети.

Слайд 9. В творческом центре выкладываем разнообразный материал для рисования, аппликации, лепки, трафареты, с помощью которых, дети смогут изобразить девочек и мальчиков, их одежду, причёски, раскраски с изображениями мальчиков и девочек; творческие наборы «Собери бусы», «Собери браслет», «Одень куклу Катю», «Одень куклу Ваню» и т. п.

Слайд 10. В театральном центре представлены наряды для ряженья, как для мальчиков, так и для девочек. Там же находятся русские народные костюмы и фотографии с изображениями мальчиков и девочек в народных костюмах.
Таким образом, развитию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста способствует насыщение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы считаем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, поэтому мы не прерываем подобные игры, а лишь направляем их в нужное русло.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно формировать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской грамоты; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Слайд 11. Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, в этом нет никакой патологии. Данный этап может оказаться полезным для формирования определенных качеств личности - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.Роль воспитателя состоит в ежедневном участии в играх детей и грамотном их руководстве.

Слайд 12. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочкам предлагается посильный труд, направленный, например, на развитие аккуратности.
В гендерном развитии детей неоценимую роль играет художественная литература. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы женщин и мужчин. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники в работе и в быту.

Слайд 13. При организации и проведении занятий следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим, девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой.
Таким образом, мы стараемся строить педагогический процесс исходя из знаний половых особенностей детей.

Особенности развития девочек.

  • Обучение на слуховом восприятии;
  • Любят похвалу, восхищение ими среди детей и родителей;
  • Обучение идет от простого к сложному (с поэтапным объяснением);
  • Полезно использовать задания на повторение;
  • Требуется маленькое пространство для игр;
  • Любят играть с мелкими игрушками.

Особенности развития мальчиков.

    • Обучение на зрительном восприятии;
    • Любят играть и заниматься при ярком свете;
    • Предпочитают сборно – разборные игрушки;
    • Необходимо большое пространство для игр;
    • Предпочитают выполнять любые задания самостоятельно;
    • Любят разные задания на сообразительность.