Урок-презентация по химии на тему "Кислоты". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: многоосновные кислоты, бескислородные кислоты


Цели урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о кислотах; рассмотреть состав, название, классификацию кислот;
  • познакомить учащихся с представителями неорганических кислот;изучить химические свойства кислот ;продолжить формирование знаний о различных зарядах ионов и степени окисления элементов.

Развивающие:

  • Развивать практические навыки; учить анализировать полученную информацию;развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;учить выделять причинно-следственные связи

Воспитательные :

  • Развивать интерес к предмету; развивать взаимосвязь между предметами; развивать знания о применении химии в быту; учить аккуратности при выполнении химических опытов

Оборудование: мультимедийная презентация (ПК, проектор); штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы, белый экран для демонстрации опытов

Реактивы: индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин; кислоты: соляная и серная;металлы: цинк, железо, медь;оксид меди (II); гидроксид натрия;соли: сульфат меди (II), хлорид бария, карбонат кальция

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

II. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика выполняют домашнее задание у доски

2. Работа с тренажерами

3. Актуализация опорных знаний (работа с классом)

1. Вспомните как классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).

2. Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).

(Показываю 2-3 карточки с формулами оксидов).

3. Какой класс неорганических соединений я вам показываю? (Оксиды).

4. На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).

5. Прочитайте и назовите каждый оксид.(Показываю 2-3 карточки с основаниями).

6. Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).

7.Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).

8. Прочитайте и дайте названия этим основаниям.

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В этом учебном году вы приступили к изучению новой для вас науки. Как известно, химия – наука о веществах. Какие классы веществ вам известны? (cлайд 1). (металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли).

Учитель: Мы продолжаем изучать классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: (cлайд 2). Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ (слайд 3).

Слайд 4 – тема урока.

Слайд 5 – цели урока:

- сформировать понятие о кислотах;

- рассмотреть состав, название, классификацию кислот;

- познакомиться с представителями неорганических кислот;

- изучить химические свойства кислот.

IV. Изучение нового материала

Учитель: С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты?

Учащиеся: варианты ответов – на кухне, в аптечке, автомобиль и т.д.; уксусная, аскорбиновая, серная и т.д.

1. Кислоты вокруг нас

Учитель: Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало. Извержение вулканов и сгорания топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты( cлайд 6).

Учитель: Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укуса яд, содержащий муравьиную кислоту. Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы, ее выделяют некоторые гусеницы. Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты (cлайд 7).

Учитель: “Химическое оружие” используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов “используют” иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться (cлайд 8).

Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и образовании почвы ( слайд 9).

Важна роль кислот и в человеческом организме: аскорбиновая кислота – поставщик витамина С, фолиевая кислота – витамин В9, аминокислоты образуют множество белков, соляная кислота – сильнейший бактерицид, находящийся у нас в желудке, помогает переваривать пищу, ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее средство, молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке. Олеиновая кислота – это одна из самых полезнейших жирных кислот, без которых нормальный обменный процесс в человеческом организме осуществляться не будет. Гиалуроновая кислота входит в состав многих тканей (кожа, хрящи, стекловидное тело), используется в косметике, как составная часть средств ухода за кожей: кремов, губной помады, лосьонов и пр. Таким образом, мы видим, что наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот (слайд 10).

2. Определение кислот

Учитель: Ребята, а что же собой представляют кислоты с точки зрения химических соединений? Чтобы ответить на этот вопрос давайте запишем формулы и названия некоторых кислот ( слайд 11).

Скажите, пожалуйста, что общего у всех кислот?

Учащиеся: Наличие водорода

Учитель: Совершенно верно. Давайте запишем определение кислот (слайды 12 – 13).

Кислоты - это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

3. Первичное закрепление материала (слайды 14 – 16).

Задание 1. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 ( слайд 14).

Задание 2. Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 ( слайд 15).

Задание 3. Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO4(III), SiO3(II), ClO4(I), MnO4(II), NO2(II) (слайд 16).

4. Классификация кислот

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и скажите, по какому признаку данные кислоты разделены на две группы? (cлайд 17).

Учащиеся: Наличие и отсутствие кислорода.

Учитель: Записываем в тетрадь (схематично) – “Классификация кислот”.

1. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные (слайд 18).

Учитель: По какому признаку данные кислоты разделены на две группы?(cлайд 19).

Учащиеся: Число атомов водорода.

Учитель: Записываем в тетрадь (схематично):

1. По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные (слайд 20).

Учитель: Кроме этого, кислоты классифицируют еще по растворимости в воде и по силе (cлайд 21).

5. Общие химические свойства кислот

Учитель: А теперь мы с вами рассмотрим общие химические свойства кислот. Но прежде мы должны познакомиться с техникой безопасности при работе с кислотами. Повторим: выполнять все указания учителя, не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать, обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды, обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2S04, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни: Сначала - вода, затем - кислота , иначе случится беда!

Учитель: Одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы. Что такое индикаторы?

Учащиеся: Вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной.

Учитель: Какие индикаторы вам известны?

Учащиеся: Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Учитель: Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.

После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало “указатели”. Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

Учитель: Посмотрим демонстрационный опыт: в трех химических стаканах находится соляная кислота. Прильем в стаканы индикаторы. Как изменилась окраска растворов?( cлайд 22).

Учащиеся: При добавлении лакмуса и метилоранжа растворы приобрели красную окраску, в случае фенолфталеина видимых изменений не было.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Кислоты можно обнаружить только с помощью лакмуса и фенолфталеина.

Учитель: Второе свойство кислот – взаимодействие с основаниями (cлайд 22).

Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: Третье свойство кислот – взаимодействие с оксидами металлов( cлайд 23). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: Следующее свойство кислот, которое мы с вами рассмотрим, – взаимодействие с металлами ( cлайд 23). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: И последнее свойство, которое мы с вами рассмотрим – это взаимодействие кислот с солями( cлайд 24). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: И в заключении давайте рассмотрим некоторые интересные факты о теперь уже известных вам кислотах.

1. Серная кислота тяжелая маслянистая жидкость, издавна её называют “матерью всех кислот”. Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании солей - сульфатов (купоросов). Отсюда произошло историческое название серной кислоты – купоросное масло. Серная кислота очень широко используется при проведении различных химических производств, поэтому ее часто называют “хлебом химической промышленности” ( cлайд 25).

2. HNO3 – азотная кислота – Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель. Азотная кислота применяется для производства взрывчатых веществ, красителей, лаков, лекарств, полимеров, удобрений. Её называют “царицей всех кислот”.

3. HF – Фтороводородная кислота (плавиковая). Плавиковая кислота обладает особыми свойствами: она легко реагирует со стеклом и химически растворяет его, поэтому хранить кислоту приходится не в стеклянной посуде, а в полиэтиленовой.

4. Уксусная кислота – СН3СООН – самая древняя. Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока. Уксусная кислота широко используется в химическом производстве, а также в быту, в частности, для консервирования продуктов.

Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.).

V.Итоговое закрепление (слайды 26 – 27).

1. Найди группу формул кислот:

а) NH3 HCl H2 SO4
б) H2S HNO3 HBr
в) HCl KCl H3PO4

2. Выберите формулу “третьего лишнего” вещества в каждом ряду:

а) HCl H2SO4 K2O
б) HNO3 H2O H2CO3
в) H2S H2SO4 NaOH

3. Даны вещества. Расположите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.

VI. Подведение итогов урока, домашние задание (слайд 28).

Изучить параграф 32 упр. 2, 7, 8; подготовиться к химическому диктанту

VII. Рефлексия (слайд 29).

Сегодня на уроке я:

1. Научился...

2. Мне показалось важным...

3. Я понял, что...

4. Я почувствовал, что...

Своей работой на уроке я:

1. Доволен...

2. Не совсем доволен...

3. Я не доволен, потому что...