Интегрированный урок по физике и русскому языку «Твердые тела». 10-й класс

Разделы: Физика, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В условиях модернизации образования информатизация школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры учащихся коррекционных школ. Если информация не воспринята, то она не может быть понята и усвоена. К сожалению, у глухих и слабослышащих учащихся в процессе обучения трудности возникают в освоении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла. На уроках в коррекционной школе создаются условия, при которых изучение сложного теоретического материала проводится во взаимосвязи со словарной работой по теме.

Интегрированные уроки по физике и русскому языку с использованием информационных компьютерных технологий способствуют этому процессу.

В нашей школе накоплен достаточный опыт по проведению уроков в такой форме. Для примера мы остановимся на уроке по теме: “Твердые тела”, изучаемой в 10-ом классе.

Основная структура подготовки и проведения урока включает в себя шесть этапов:

1.Этап выполнения предварительного домашнего задания, где учащиеся должны самостоятельно повторить ранее изученный учебный материал, используя учебные модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. 2. Знакомство на уроке с новым материалом с использованием презентации и флеш-роликов “Молекулярное строение твердых, жидких, газообразных тел”, “Кристаллическая решётка алмаза”. 3. Словарная работа по терминологии урока. 4. Работа с текстом по теме урока 5. Создание граф-схемы. 6. Составление конспектов по теме урока.

В качестве подготовительной работы к уроку учащимся необходимо выполнить домашнее задание. Задания даются учителями заранее. Они знакомятся с теоретической информацией по физике и русскому языку, работая с информационными модулями по темам урока. Надо отметить, что практически все учащиеся имеют навыки работы на компьютере и быстро понимают, что от них требуется. Большая часть учеников имеет дома компьютер и интернет. Некоторые из учащихся самостоятельно, а большинство с помощью учителя в школе может зайти на сайт ФЦИОР, загрузить необходимые модули и проигрыватель ресурсов на компьютер.

Цель урока: Углубление межпредметных связей физики и русского языка.

Образовательные задачи:

  • расширить представление учащихся о молекулярном строении вещества, раскрыть физические свойства кристаллических и аморфных тел, выяснить их различия и сходства
  • научить учащихся анализировать физический текст, развивать их память;
  • познакомить учащихся с новыми физическими терминами;
  • закрепить знания учащихся о правилах орфографии и пунктуации на материале урока.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы учащихся;
  • вырабатывать аналитические умения учащихся при работе с физическим текстом научного стиля;
  • расширить представление учащихся об окружающем нас мире;

Воспитательные задачи:

  • обратить внимание учащихся на диалектическое единство всех трех состояний вещества;
  • расширить представление учащихся о безграничных возможностях человеческого разума, познаваемости свойств материального мира;
  • формировать навыки общения, умения работать в группах.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютеры, медиа-проектор, экран, программа для просмотра флеш-роликов (Adobe Flash Player), авторская презентация к уроку “Твердые тела” (для воспроизведения роликов надо указать путь (вставка - фильм и звук - фильм из файла) в слайд №4 приложение 2 и в слайд №11 приложение 3), наглядный материал (образцы кристаллических и аморфных тел).

Место проведения урока: компьютерный класс

ХОД УРОКА

Организационный момент. Приветствие классу.

Мотивация

Слово учителя

Тела бывают разные:
Жидкие и газообразные.
И в твёрдом состоянии
Встречаются тела.
Узнать об их строении, (текст на слайде) СЛАЙД № 2
Взаимопревращении
Русский язык и физика
Помогут нам сейчас.

- Внимательно прочитайте строки стихотворения и выберите ключевые слова. (О чем говорится в этом стихотворении?) (ответы учащихся)

Актуализация

- Все вещества состоят из отдельных частиц – атомов или молекул.

- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? (твёрдом, жидком, газообразном).

СЛАЙД № 3

Например: вода(жидкость), лёд(твёрдое тело), пар(газ). В природе происходят постоянные изменения агрегатных состояний вещества: образование облаков, тумана, росы, льда, снега. Учащиеся знакомятся с флеш – роликом “Молекулярное строение твердых, жидких, газообразных тел”.

СЛАЙД № 4

(Начало просмотра - нажатие курсора на рисунок слайда №4, переход на другой слайд – нажатие курсора на свободном от рисунка поле слайда. Ролик открывается с опозданием 5сек.)

В природе всё изменчиво (текст на слайде) СЛАЙД № 5
И очень переменчиво.
Но если тело твердое,
То с ним ты не шути.

Сталь, камень и графит,
Алмаз, свинец, гранит.
И что же в них похожего?
В чём разница у них?

- О чём сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся)

- На какой вопрос нам надо ответить? (Чем похожи и чем различаются твердые тела) (ответы учащихся)

Тема нашего урока “Твёрдые тела”. СЛАЙД № 6

Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок физики и русского языка. Наша с вами задача: учиться анализировать текст, закреплять знания о лексическом и грамматическом значении слов, о правилах пунктуации, для того чтобы расширить наши знания о физических свойствах твёрдых тел.

Новый материал

Изложение нового материала (рассказ учителя)

Большинство веществ в умеренном климате Земли находится в твердом состоянии. Они сохраняют форму и объем. Твердые тела различаются по характеру относительного расположения частиц. Давайте рассмотрим их свойства более подробно.

(Учитель демонстрирует детям коллекцию монокристаллов и поликристаллов).

Кристалл в переводе с греческого “krystallos” означает “лёд”. СЛАЙД №7,8

Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название - грани.

Кристаллические тела состоят из кристаллов, имеющих естественную многогранную форму.

СЛАЙД №9

В кристаллических телах атомы расположены в узлах кристаллической решётки. СЛАЙД № 10

Просмотр флеш-ролика “Кристаллическая решётка алмаза) СЛАЙД № 11

(Начало просмотра – нажатие курсора в любом месте рисунка, переход на другой слайд - нажатие курсора на свободном от рисунка поле слайда.)

Монокристаллы – одиночные однородные кристаллы, имеющие форму правильных многоугольников и обладающие непрерывной кристаллической решеткой. СЛАЙД № 12, 13

Поликристаллы – это кристаллические тела, сросшиеся из мелких хаотически расположенных кристаллов (металлы, камни, песок, сахар.) СЛАЙД № 14, 15

Одно из свойств кристаллов - анизотропия (словарная работа) СЛАЙД № 16, 17

Анизотропия - явление, когда кристалл обладает одинаковыми оптическими, тепловыми и др. свойствами в параллельных направлениях и неодинаковыми свойствами в других направлениях. Монокристаллы в основном анизатропны. СЛАЙД № 18

Большинство твердых тел имеет поликристаллическую структуру. Поликристаллы (например, большой кусок металла) состоят из множества хаотически расположенных маленьких кристаллов и анизотропией не обладают.

Поликристаллы – изотропны.

Работа с наглядным материалом

Найдите на подносе поликристаллы. Расмотрите их. Как вы думаете: почему поликристаллы изотропны? (ответы учащихся) СЛАЙД № 19

Изотропия – независимость физических свойств вещества от направления внутри него. При изотропии физические свойства вещества одинаковые (равные) по всем направлениям.

СЛАЙД №20, 21

Пока есть порядок частиц, есть кристаллическая решётка – существует кристалл. Нарушился строй частиц – значит, кристалл расплавился – превратился в жидкость, или испарился – перешел в пар.

Аморфные тела не имеют кристаллической решетки, не имеют строгого порядка в расположении атомов и молекул (стекло, смола, пластмасса, резина).

В аморфных телах налюдается изотропия – их физические свойства одинаковы по всем направлениям. СЛАЙДЫ №22-24

Обобщение по слайду “Твердые тела” СЛАЙД № 25

Работа с текстом “Твердые тела” (учащиеся работают за компьютером. На каждом компьютере загружен текст с заданием). (Приложение 1)

СЛАЙД № 26

- Сейчас вы будете работать с текстом. Ваша задача: вставить в слова пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Работа с текстом. (Повторяя правила русского языка, учащиеся прорабатывают ключевые понятия темы)

Учащиеся читают текст, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.

Учитель проверяет работы учащихся

Текст появляется на общем экране.

Учащиеся с учителем отвечают на вопросы, анализируют ошибки.

(При работе с текстом учащиеся могут пользоваться как текстом на общем экране, так и текстами на компьютерах)

Вопросы к тексту СЛАЙД № 27

I. – О чем говорится в этом тексте? (О твёрдых телах: кристалических и аморфных.)

- К какому стилю речи относится данный текст? (Научный стиль)

- Давайте докажем это.

- Назовите основные признаки научного стиля (логичность, точность, обобщенность, объективность изложения.)

- Главное назначение научного текста – обозначить явления, предметы, назвать и объяснить их.

- Слова какой части речи преобладают в тексте? Выберите и назовите их (имена существительные). Предложения связаны в тексте при помощи повторяющихся существительных (тела, решётка).

- Какая лексика используется в тексте? В тексте используется общенаучная лексика и термины (кристаллические тела, аморфные тела, монокристаллические, поликристаллические, анизотропия, изотропия ), отсутствует образная лексика.

- Обратите внимание на глаголы. Определите их время, вид, лицо. (В тексте преобладают глаголы настоящего времени,3-го лица, несовершенного вида : находятся, делят, состоят,имеет,определяет, называется, явлюется, относятся. Глаголы такой формы помогают понять обобщенность и объективность происходящих явлений. Не используются глаголы 1-го, 2-го лица.)

II. В каком слове (словах) пропущена буква на правило:

1. Правописание корней с чередующимися гласными.

2. Правописание гласных после шипящих в корне слова.

3. Правописание иноязычных слов

(Учащиеся приводят примеры слов из текста на заданные правила. Выбранные слова являются основополагающими для понимания текста и составления графа “Твердые тела”).

1. В каких предложениях пропущены знаки препинания? (5,7,8,10,14,15)

2. Объясните постановку знаков препинания в 5,7,8,10 и 15 предложениях. (Предложения с однородными членами и обобщающими словами.)

3. Что особенного в постановке знаков препинания в 5, 10 предложениях? (В предложениях ставится запятая перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены: как – так и; не только – но и).

4. Чем предложение № 14 отличается от предложения № 10? (Это сложное. сложносочиненное предложение.)

5. Выделите грамматическую основу в предложении № 14.

Составление графа-схемы “Твердые тела” (общий экран, презентация)

СЛАЙД № 28

(На слайде презентации учащиеся совместно с учителем составляют графические цепочки отличия кристаллических тел от аморфных. )

При составлении графа-схемы учащиеся постоянно возвращаются к слайду с текстом. При работе они пользуются индивидуальными текстами на компьютерах и текстом на общем экране. (При нажатии на надпись “Твердые тела” происходит возвращение на слайд №27,при нажатии курсора на любом месте текста происходит возврат на слайд №28).

Совместная работа учителя русского языка и физики.

Вопросы для составления графа-схемы:

  1. На какие две группы делят твердые тела по характеру расположения частиц?
  2. Чем отличаются кристаллические тела от аморфных?
  3. На какие виды делятся кристаллические тела?
  4. Приведите примеры монокристаллических и поликристаллических тел?
  5. Что определяет различная кристаллическая решётка тела?
  6. Что такое анизотропия? Приведите примеры анизотропных тел.
  7. Что такое изотропия? Приведите примеры изотропных тел.

Выводы

Мы рассмотрели твёрдые тела с точки зрения молекулярного строения вещества. Свойства твёрдых тел определяются характером расположения атомов или молекул. Твёрдые тела делятся на кристаллические и аморфные.

Знания о структуре твёрдых тел необходимы в народном хозяйстве для получения нужных материалов с заданными свойствами.

Полезная информация о физических свойствах твердых тел помогает нам правильно использовать их в повседневной жизни.

Закрепление материала

Работа в группах

Составление конспекта по теме.

Учащиеся делятся на 2 группы и дополняют предложения по теме урока.

(Задания представлены на листах ватмана.

После выполнения задания учащиеся обмениваются полученной информацией, правильность ответов можно проверить на слайдах презентации). СЛАЙДЫ № 29, 30

Домашнее задание

Дополнить конспект по теме “Твердые тела”, оформить его на слайде презентации.

Рефлексия

Ответить на вопросы анкеты.

  • Доволен или нет ты своей работой на уроке?
  • С каким настроением ты работал?
  • Какие затруднения возникли в ходе работы?
  • Чтобы ты изменил в уроке?

Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке? (Что мы делали на уроке?)

Хотели бы вы ещё поработать на таком уроке?

Тема: Твердые тела

(Интегрированный урок по физике и русскому языку в 10-ом классе)

Таблица для оформления урока

Виды деятельности учителей и учащихся во время урока.

Время Этапы урока Деятельность учителей Деятельность учащихся
Учитель русского языка Учитель физики
1 мин. Организационный момент Приветствие классу Приветствие классу Приветствие
2 мин. Мотивация Пролог урока.

Определение темы урока.

Показ слайда № 2

Определение темы урока. Слушают вступительное слово учителей. Участвуют в обсуждении.
3 мин. Актуализация Организует работу по лексическому анализу стихотворения. Слайд № 5

Формулирует цель урока.

Проводит повторение основных понятий по теме. Слайд № 3,4

Формулирует тему и цель урока. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос.

Слайд № 6.

Участвуют в обсуждении. Формулируют проблемный вопрос. Повторяют основы изученного ранее материала, делают записи в тетрадях.
8 мин. Изложение нового материала Показ слайдов № 7-25

Проводит словарную работу по теме (Слайды №8,12,14, 17,19,23).

Организует объяснение нового материала.

Слайды № 7,9-11, 13,15,16,18,20-22,24.

Задает вопросы учащимся, составляя первичную схему “Твердые тела”.

Слушают объяснения, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, задают вопросы.

Проводят первичное обобщение по теме.

8 мин. Работа с текстом “Твердые тела”.

Анализ текста.

Формулирует цель работы с текстом, консультирует учащихся.

Анализирует текст по вопросам.

Показ слайда № 26

 

Показ слайда №27

Учащиеся работают с текстом на компьютере.

Совместно с учителем анализируют текст, выделяя ключевые слова и понятия.

8 мин. Конструктор задач. Составление графа-схемы “Твердые тела”. Организует работу по составлению графа-схемы “Твердые тела”.

Показ слайда №28

Комментирует конструктор задач.

Задает вопросы учащимся.

Слайд №28

Находят в тексте ответы на вопросы, выделяют основные физические понятия. Составляют графическую схему “Твердые тела” на слайде презентации № 28
4 мин Закрепление изученного материала. Практическое применение новых знаний. Организует работу в группах.

Консультирует учащихся.

Показ слайдов № 29, 30

Организует работу в группах.

Консультирует учащихся.

Организует выступления учащихся.

Работа в группах.

Составляют конспекты по теме.

Участвуют в обсуждении.

2 мин. Задание на дом. Задает домашнее задание. Комментирует выполнение домашнего задания Записывают домашнее задание.
2 мин. Рефлексия. Организует ответы на вопросы. (Анкета) Организует ответы на вопросы. (Анкета) Отвечают на вопросы.
2 мин. Подведение итогов. Подводит итог урока, называет оценки за урок. Подводит итог урока, называет оценки за урок. Визуальное восприятие

12.02.2017