Классный час «С чего начинается Родина?»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Возраст: 5-7 класс

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

  • Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.
  • Привлечь их внимание к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
  • Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Развивающие:

  • Расширять кругозор, изучая исторический материал о своей малой Родине.
  • Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
  • Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
  • Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.

Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, материалы детских сочинений, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.

Подготовительный этап:

Учащиеся получают домашнее задание:

Собрать сведения об истории своей семьи, своего края и изложить в форме мини-сочинения.

Найти определения “Родина”, “малая Родина”, “патриотизм”.

1 группа. Найти пословицы о Родине, нарисовать их, оформить стенд.

2 группа. Провести анкетирование учащихся параллельных классов на тему “Знаю ли я свою малую Родину?”

Класс делится на группы по 4–6 человек.

Сценарий классного часа

(1 слайд) Учитель: Добрый день!

Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном очень сложной, но вместе с тем, очень важной теме – нашей малой Родине.

Звучит куплет песни в исполнении Марка Бернеса “С чего начинается Родина?”. (слайд 2-7 автоматический режим)

(слайд 7) Насколько же это объемная, глубокая и трогательная для каждого человека тема! Хотя у каждого из нас Родина своя, но есть в этом что-то неуловимо общее. Вот для меня лично при слове Родина всплывает в памяти старенькая изба, в которой жила моя бабушка и куда я каждое лето ездила на каникулы. И еще усеянное ромашками поле по дороге на речку. И квартира, в которой, к счастью, до сих пор живет моя мама. Но это у меня.  У каждого из нас слово Родина вызывает свои собственные чувства. (слайд 8) А подумайте только: сколько среди жителей нашей страны людей с разными национальностями, разговаривающих на разных языках и наречиях? И на каждом языке поэты писали свои стихи о Родине.

(слайд 9) Ученик:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
(слайд 10) Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
(слайд 11) Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
(слайд 12) И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В.Степанов)

(слайд 13) Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина–край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. Что для вас значит Родина? С чем ассоциируется у вас это слово? Что в вашем понимании малая Родина?

(слайд 14) (Идет беседа с детьми, можно прочитать выдержки из сочинений, лучшие сочинения ребята читают сами, обобщение делает учитель).

(слайд 15) Учитель: Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм? Какие определения этому слову вы нашли? Как вы сами его понимаете? Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову “патриот”. Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут (идет работа в группах).

(слайд 16) Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашего обсуждения. (Обсуждение результатов работы).

(слайд 17) Ученик:

У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей
Для беленькой березки
Опушки нет родней
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья...
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
(А. Казанцева)

Учитель: В рамках подготовки данного классного часа ребятами 1-ой группы были найдены различные пословицы, высказывания видных людей о Родине. Ребята оформили стенд, где разместили рисунки, на которых они нарисовали некоторые из найденных пословиц. На этом стенде вы также можете ознакомиться с высказываниями видных людей о Родине.

(слайд 18) А, мы с вами сейчас поиграем в игру “Собери пословицу”. У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части от пословиц. Каждая пословица может быть разделена на две, три или четыре части. Ваша задача за 3 минуты собрать как можно больше пословиц (идет работа в группах).

Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашей работы (зачитывают собранные пословицы).

(слайд 19) Ученик:

Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Только вот им верить не приходится — 
Все они изменчивы, как водится.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами.
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного.

(слайд 20) Такие строки написал кузбасский поэт Виктор Баянов о своем крае. Этот край носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая...Ребята, кто из вас знает, когда была образована Кемеровская область? (26 января 1943 года.)

Учитель: Ребятами 2-ой группы проводилось анкетирование на тему: “Знаю ли я свою малую Родину?”. Результаты данного анкетирования сейчас вам будут представлены (учащиеся рассказывают о результатах анкетирования, обобщение делает учитель).

(слайд 21) Ученик:

В российской нашей необъятной шири 
Есть край известный. 
Край, где мы живем. 
Зовут его “Жемчужиной Сибири”, 
А мы землей любимою зовем. 
Кузбасс - земля особенного рода, 
Ее не спутать ни с какой другой. 
И днем и ночью жаркая работа 
Кипит и на земле и под землей.
Хранит земля несметные запасы. 
Щедры поля родимой стороны. 
От ритма жизни нашего Кузбасса 
Зависит состояние страны. 
Шумит тайга. 
Зовут к вершинам горы. 
Земля отцов нам с детства дорога. 
Волнуют сердце милые просторы, 
Ласкают взгляд крутые берега.
Гордимся мы твоею доброй славой, 
Твоим богатством, наш родимый край. 
Кузнецкий край, на благо всей державы, 
На счастье нам живи и процветай!
(В. Иванов)

(слайд 22) Учитель: Есть ли среди вас те, кто хотел бы дополнить результаты анкетирования рассказами о своей малой Родине? (рассказы учеников).

(слайд 23-43) Закрепить знания о своем крае я предлагаю в ходе игры. Своя игра “Хорошо ли я знаю историю своего края?”. Презентация вопросов (приложение)

(слайд 44) Ученик:

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
(М. Лисянский)

Учитель: Благодарю всех, кто принял участие в игре (награждение победителей).

(слайд 45) Учитель: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему”.

Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.

(слайд 46) Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Чувство Родины весомо.

(слайд 47) И я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.

Приложение 1. Анкета “Что я знаю о своей малой Родине?”

Приложение 2. 29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон о символике Кемеровской области.

Литература и интернет-ресурсы.

  1. Балибалов, И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра [Текст] / И.А. Балибалов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1968.–182с.
  2. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее [Текст] / – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1978. - 368с.
  3. http://www.ako.ru/default.asp  - Официальный сайт Администрации Кемеровской области
  4. http://www.kemerovo.ru/glavnoe/gorodskoj_konkurs_molodaya_semya-2013.html  - Официальный сайт Администрации г. Кемерово
  5. http://lik-kuzbassa.narod.ru/stihi-o-kuzbasse.htm   Литература, Культура. История Кузбасса.
  6. http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/05/09/stikhi-o-rodnom-gorode Алые паруса (проект для одаренных детей).