Архитектурный облик Древней Руси. 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Объем урока: 90 минут

Цель: сформировать представления об особенностях архитектуры Древней Руси XII–XIV вв.

Задачи:

  • продолжить знакомство с древнерусской архитектурой на примере архитектуры Новгородского, Владимиро-Суздальского, и Московского княжеств;
  • познакомить с древнерусскими крестово-купольными типами храмов, с наиболее выдающимися памятниками;
  • использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • познакомить с творчеством древнерусских иконописцев;
  • воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны.

Оснащение урока: Учебник МХК 10 класс Г.И.Даниловой. Компьютер, экран, проектор или интерактивная доска. Презентация к уроку, методические рекомендации по использованию презентации – см. Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Мотивация на изучение новой темы. Постановка проблемы урока.

Во второй половине 12 в. в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые в дальнейшем определяют судьбу русской культуры на много веков вперед. На Руси наступает период феодальной раздробленности.

Что это означает? Киевская Русь распадется на 14 княжеств.

Что характерно для этого периода? (войны)

Прочитайте эпиграф: “Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно,

что наводят на мысль о совершенно исключительной, архитектурной одарённости русского народа”. И.Э.Грабарь, искусствовед

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства. Выяснить архитектурные особенности храмов каждого княжества и выяснить, есть ли между ними принципиальные отличия (если есть, то какие) или все они построены по общему принципу.

4. Формирование новых знаний

Сегодня мы рассмотрим архитектуру трех наиболее развитых княжеств того времени: Новгородского, Владимиро-Суздальского и Московского.

В ходе лекции, ученики заполняют таблицу в тетради:

Новгородское княжество Владимро-Суздальское княжество Московское княжество
Название храма, его архитектурные особенности.
     

5 слайд Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI веку в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции.

6-7 слайд Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Широкое распространение в это время на Руси получил крестово-купольный тип храма. Основу крестово-купольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест.

8-11 слайд Рассматриваются типы храмов: шатровые, ярусные, церкви-ротонды, храмы-корабли.

12-15 слайд Многоглавие храмов

16-19 слайд Символика цвета купола

20-26 слайд Архитектурный словарь. Рассматриваются элементы внешнего убранства храма: апсида, закомара, барабан, купол, портал, аркатурный пояс.

27 слайд Искусство великого Новгорода. В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства.

28 слайд С середины 12 в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII века считается церковь Спаса Преображения на Нередице.

29 слайд Облик церкви сдержан и строг. Один купол, три нефа, с востока три алтарные апсиды, две апсиды резко пониженные. Единственное украшение – аркатурный (в виде арки) пояс под куполом с восемью прорезанными узкими окнами.

30-31 слайд Мировую известность церкви принесли фрески, выполненные в необычном светлом колорите: сочетание жёлто-красной охры, нежно-зелёного и синего цветов. Белый цвет положен на лики святых крупными, рельефными мазками. В годы Великой Отечественной войны в результате фашистских обстрелов церковь была разрушена и многие фрески не сохранились. Сохранились лишь росписи алтарной части и нижних участков стен.

32-34 слайд Церковь Рождества Богородицы построена на месте языческого святилища в Перыне в XIII в. Создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV-XVвв. В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, но сам тип новгородских сооружений на протяжении 200 лет оставался неизменным.

35-38 слайд Новгородская школа иконописи. В конце 13 века формируется новгородская школа иконописи. Её расцвет пришёлся на вторую половину 14в – начало 15 века. Множество икон погибло в огне средневековых пожаров и во время ВОВ.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек. Он поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Краски изобилуют оттенками тонов. Формы моделирует при помощи света используя белила и блики, что более точно передаёт объём.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись.

39-40 слайд С середины XII крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Разворачивается широкомасштабное строительство новых городов. Помимо древних городов - Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства. Многие из которых сохранились до наших дней.

41 слайд Ведется строительство новой столицы княжества – г.Владимира. Боголюбский возвёл укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвёл возведению Успенского собора. При Андрее Боголюбском, владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Храмы строили из белого тесаного камня на известковом растворе, увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

42-43 слайды Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.

По высоте Успенский собор во Владимире превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода. Сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта “червонным золотом”, за что он получил наименование “Златоверхого”. Вначале был одноглавым, а в последствии 5-и-главым. Высота храма в 2 раза превышает его ширину.

44 слайд Центральное место в Успенском соборе занимала византийская икона Владимирской Богоматери. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

45-46 слайд Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой был возведён белокаменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли, 1165г. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Её называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой.

47 -50 слайд С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь. Впервые в оформление фасадов были использованы архитектурные сооружения – рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде. В центре каждого фасада находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО

51-54 слайд Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор 1194 – 1197 г.г

Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно - колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов.

Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями.

55 слайд Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

56 слайд В период монголо – татарского нашествия резко сократилось число произведений монументальной живописи (фресок).Ведущим видом изобразительного искусства стала иконопись. Особенность образа: большие размеры восседающей на троне фигуры, разворот фигуры, демонстративность жеста (Дмитрий вынимает меч из ножен), победный, гипнотический взор. В целом образ вызывает ассоциации с неприступностью града, защитой державы и христианской веры

57- 58 слайд В XIV веке русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда же приглашали и иноземных зодчих. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек. В Москве возводят белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский и Архангельский соборы, сооружается новая дубовая крепость.

59 слайд великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории “куплями” в чужих княжествах.

При Иване Калите в Московском Кремле были построены  Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, не сохранилось).

60 -61 слайд Князь московский и владимирский, построил новый каменный Кремль в Москве. Открыто вступил в единоборство с Ордынскими правителями

Во второй половине 14 века – первой трети 15 века, в период обострения борьбы с Золотой Ордой, Москва сыграла главную роль. В оборонительных целях вокруг Москвы стали возводиться хорошо укреплённые крепости в Нижнем Новгороде, Серпухове и др. городах. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль, который стал важнейшим оборонительным объектом.

62 слайд Белокаменный Кремль – становиться важнейшим оборонительным объектом. Стены имели протяжённость около 2000 м. Крепость насчитывала всего 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Москва приобрела славу “сильного и славного града”.

63 слайд Андрей Рублев основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице-Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же. В XV веке занимает первое место среди русских иконописцев. Андрей Рублев наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церковью канонизирован в 1988 г. в лике преподобного.

64-65 слайд Первое упоминание об Андрее Рублеве в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Произведений Андрея

Рублев сохранилось крайне мало: центральная икона иконостаса Успенского собора во Владимире “Спас в силах”, три иконы в Звенигороде: “Спас”, “Архангел Михаил” и “Апостол Павел”; фрагменты фресок на столбах Успенского собора на Городке.

66 слайд Икона звенигородского чина “Спас Вседержитель” от времени и в результате механических повреждений она сильно пострадала, некоторые фрагменты оказались утраченными. Однако сохранилось главное - лик Христа и часть его одежды. У Рублева Спас- именно Спаситель, Утешитель, заступник. Его глубоко человеческий облик овеян добротой и состраданием к людям. Надпись на иконе, взята из Евангелия, гласит: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные”.

67-68 слайд Второй раз в летописи Андрей Рублев упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.

69 слайд На центральной иконе “Спас в Силах” изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и “силы”, небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

70 слайд “Троица” – вершина творчества русского художника Андрея Рублева.  В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. 

71 слайд Жизненный путь Андрей Рублев и Даниил Чёрный окончили в 1430 г. В подмосковном Спасо – Андрониковом монастыре. Творчество этих великих художников стало подлинным эталоном “московского стиля” живописи. Живопись этих мастеров на многие десятилетия вперед определила основные черты московской школы живописи, дала мощный духовный и творческий импульс для дальнейшего развития русского изобразительного искусства.

72 слайд Подведение итогов беседы. Несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости княжеств, храмы различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделки.

3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры.

5. Первичное осмысление и закрепление

73-89 слайд Ученики проходят интерактивную проверочную работу.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

Какие выводы о древнерусской архитектуре XII – XIV в.в мы можем сделать?

Четырехстолпная основа храма, крестово-купольный тип храма, символичное число куполов, внутренняя отделка – фрески и иконы – своеобразный русский стиль писания, строгость и простота, внушительность.

Несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости храмы княжеств различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделкой.

7. Домашнее задание.

Учебник. Глава 17