Ты откуда, русская, зародилась музыка?

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель:

  • Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения;
  • Отследить связь народных песен с повседневной жизнью;
  • Способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
    • Личностные: способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
    • Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
    • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
    • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

Задачи:

Образовательные:

  • На основе уже имеющихся знаний и через вопросы помочь учащимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
  • Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
  • Научить вслушиваться в произведение и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
  • Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Воспитывающие:

  • Привить навык самостоятельной работы;
  • Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
  • Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Музыкальный материал: русские народные песни и пляска: “У зори-то у зорюшки”, “Колыбельная”, “Солдатушки, бравы ребятушки”, “Милый мой хоровод” - 2 варианта, “Тонкая рябина”, “Барыня”.

Оборудование: синтезатор, СD-запись, рассказ М.Горького “Как сложили песню”, стихотворение Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?”.

Этапы урока Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся
Организационный момент Музыкальное приветствие -

Настроить учащихся на продуктивную работу на уроке.

 
Активизация слушательской деятельности - Над какой темой мы работали с вами на протяжении предыдущих уроков?

- На экране новая тема для нас и задачи-вопросы:

-Откуда берет свое начало русская народная песня?

- Жанры русских народных песен?

- Значение народных песен в жизни людей?

- Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века

К.С. Петрова-Водкина “Полдень”.

- Русская народная музыка
- Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник?

- Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные.

И все это – жизнь человека. Имеет ли какое-то отношение музыка к этим ситуациям?

- работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны.
Какая музыка здесь звучит?

Р.н.п. – “Зорюшка зоря”

Выбирают слова-характеристики –

мягкая плавная,
нежная и ласковая,
скорбная и печальная,
бодрая и энергичная

- Отсюда мы понимаем, что музыка сопровождает нас в различных жизненных ситуациях, и в каждой ситуации она своя.

Звучат фрагменты песен  “Колыбельная” - учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их

- В чем особенность интонаций этой песни?

- Каково значение песен этого жанра?

 

 

- они повторяются, покачивающиеся.

- уложить спать малыша, передать любовь к ребёнку.

Звучит песня “Солдатушки, бравы ребятушки”

Во время слушания учащимся предлагается подобрать музыкальные движения к песне и показать их

- К какому жанру вы бы отнесли эту песню?

- А для чего нужна была песня солдатам?

 

 

- Военная

- Поддерживала боевой дух

Активизация исполнительской деятельности А теперь мы с вами самостоятельно исполним эту песню, на что мы обратим внимание при исполнении? Она маршевая
ритмичная
энергичная
волевая
смелая
в мелодии яркие скачки и переходы
Активизация слушательской деятельности Звучит песня “Милый мой, хоровод”

Предлагается учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их.

- В чем особенность этой песни?

С каким событием из жизни человека связана эта песня?

- В чем особенность этой песни?

 

 

 

 

- В песне интонации повторяются, создавая ощущения круга, спокойный шаг

- Каково значение этой песни, зачем ее поют?

- К какому жанру отнесем эту песню?

- Отдых после работы, праздник

- Она танцевальная, спокойная, плавная, хороводная

- Чтобы танцевать, отдыхать, общаться

- Хороводная

Звучит русская народная песня “Тонкая рябина”

Что вы скажете о произведении, которое сейчас прозвучало?

Песня протяжная, грустная.
Звучат 2 женских голоса, музыкальное сопровождение – гармонь, русский инструмент.
- А сейчас я предлагаю вам прослушать ещё одно произведение “Барыня” русская народная плясовая

- Что вы скажете о произведении?

Выбирают слова-характеристики –
мягкая плавная,
нежная и ласковая,
скорбная и печальная,
бодрая и энергичная
- Где может звучать эта плясовая? - Яркая, задорная, завлекающая

Выбирают слова-характеристики –

мягкая плавная,
нежная и ласковая,
скорбная и печальная,
бодрая и энергичная

- На народных гуляниях, на ярмарках.

Коллективная деятельность Звучит “Барыня” - по рядам выполняем движения из русских народных плясок – переменный шаг,
дроби,
ковырялочка.

Хоровод.

Подведение итога Благодаря сегодняшнему уроку, какое очень важное знание вы обрели – ...

Жизнь является источником для русской песни, а песня помогает людям жить.

- Через народную песню можно рассказать о жизни.

Песня рождалась в беседе, разговоре.

А жизнь очень многогранна и поэтому такое разнообразие жанров.