Интегрированный урок по обществознанию и истории в 9-м классе по теме «Основной закон нашего государства»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (817 кБ)


Предварительная работа: за несколько уроков до этого занятия, учащиеся класса делятся на 3 группы. Каждая группа получает индивидуальное задание – изучение одной из следующих тем и представление отчета о проделанной работе в виде презентации.

Темы:

  • Этапы конституционного развития нашей страны в 1918-1993 гг.
  • Основы конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.
  • Конституция 1993 г.: структура документа, основные положения, принципы.

Ход занятия

(слайд №1) 

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

(слайд №2)

Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Тема данного занятия: «Основной закон нашего государства».

Форму его проведения мы выбрали «семинар». Задачами нашего «семинара» являются изучение исторических этапов конституционного развития России, основ конституционного строя Российской Федерации, а также мы попытаемся сформулировать ответы на вопросы:

  • каковы основные принципы конституционного строя России?
  • в чем заключается высшая юридическая сила конституции?
  • какие категории отношений регулирует конституция РФ?

В ходе проведения семинара, будут заслушаны отчеты групп о результатах своей работы над мини-проектами. Выступления будут обсуждаться. Перед каждым лежит лист бумаги, где он может фиксировать заинтересовавшую его информацию, а также вопросы по выступлениям и т.п.

(слайд №3)

Давайте вспомним, что такое конституция: дадим определение этому понятию и укажем основные признаки. (Учащиеся отвечают на вопросы)

(слайд №4)

Итак, подводя итог вашим ответам, Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой, фундаментом для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Для того чтобы познакомиться с историческими этапами конституционного развития России, слово предоставляется группе, которая работала по этой теме. (Отчет группы, которая работала по теме: «Этапы конституционного развития нашей страны в 1918-1993 гг.»)
Как вы считаете, какова была роль конституции в разные периоды истории России? (Обсуждение)
Впервые конституция в нашей стране была принята в 1918 году. Давайте заслушаем доклад об основных принципах конституций в советский период.

(Отчет группы, которая работала по теме: «Основы конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.»)

Какие права гарантировались гражданам конституциями в этот исторический период нашего государства? Все ли они соблюдались и применялись на практике? (Обсуждение).

(слайд №5)

Каковы были причины разработки и принятия Конституции в 1993 году? (Обсуждение)

Слово предоставляется группе, которая занималась изучением основных принципов конституционного строя Российской Федерации.

(Отчет группы, которая работала по теме: «Конституция 1993 г.: структура документа, основные положения, принципы.»)

Какие шесть блоков отношений регулирует Конституция Российской Федерации?

(Обсуждение:

1) Основы конституционного строя России;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство нашего государства;

4) Систему и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) Местное самоуправление;

6) Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и ее пересмотра.)

Что означают следующие черты конституции РФ: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие, основа правовой системы? (Обсуждение)

В результате ваших исследований, вы познакомились с историей конституционного развития России, структурой и содержанием современной конституции Российской Федерации.

Как вы думаете, каковы основные принципы конституционного строя России?

(Обсуждение, запись вывода на доске).

В чем заключается высшая юридическая сила конституции?

(Обсуждение, запись вывода на доске).

Какие категории отношений регулирует конституция РФ?

(Обсуждение, запись вывода на доске).

(слайд №6)

Итак, на нашем семинаре мы обсудили много вопросов, касающихся конституции, ее основных положений и принципов.

Подводя итог урока, хочется еще раз напомнить ту мысль, к которой мы пришли в процессе обсуждения ваших материалов: Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Российская Конституция — прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, каждый человек нашей страны, как гражданин и патриот великой Родины должен знать этот Закон в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.  (слайд №7)