Методическая разработка урока химии на тему "Водород". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип урока. Изучение нового материала.

Цели урока:

  • образовательные: дать понятие о водороде и его свойствах, раскрыть связь между химическими свойствами и областями применения;
  • развивающие: развивать познавательную активность, аналитико-синтетического мышления, самостоятельности, умения работать в парах и группах, вести наблюдения и делать выводы;
  • воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Задачи урока:

  • познавательные: закрепить умения работы с учебником, анализировать, систематизировать, обобщать и структурировать новый материал;
  • регулятивные: развивать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока, составлять алгоритм своих действий;
  • коммуникативные: формировать умения общаться, работать в группах, парах, высказывать свою точку зрения.

Формирование ключевых компетенций на уроке.

  • Учебно-познавательные: уметь ставить цель, пояснить её, планировать работу, выбирать главное в тексте, организовывать анализ, рефлексию и самооценку своей деятельности.
  • Социокультурные: уметь слушать одноклассников и владеть культурой речи.
  • Коммуникативные: уметь распределять обязанности в группе, защищать групповой продукт работы, задавать вопросы, толерантно относиться к товарищам.
  • Информационные: владеть навыками работы с учебником, мультимедийными слайдами и инструкциями к химическим экспериментам.
  • Здоровьесберегающие: уметь регулировать свои эмоции, работая в группах, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторного опыта, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Метод: технология развития критического мышления.

Методические методы и приёмы: проблемно-поисковый, традиционные словесные – беседа, диалог, самостоятельная работа с учебной литературой, мультимедийными слайдами, химический эксперимент, составление опорных схем, “покопаемся в памяти”, “ромашка Блума”, работа в группах, фронтальные задания, самопроверка.

Оборудование и реактивы: гранулы цинка, раствор соляной кислоты, пробирки, спички, спиртовки, аппарат Киппа, прибор Кирюшкина.

Дидактический материал: портреты Г.Кавендиша и А.Лавуазье, мультимедийная установка, карточки “Согласен – не согласен” для групп, вопросы “ромашки Блума”, карточки саморефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

Презентация.

II. Стадия вызова (5 минут)

Учитель. Прослушайте информацию и сформулируйте тему урока. В средние века химики называли это вещество “горючим газом”. Это самый распространённый элемент в космосе – из каждых 10 атомов Вселенной на его долю приходится 8%. Наше Солнце более чем наполовину состоит из этого вещества.

В 1784 году французский химик А. Лавуазье доказал, что это не “горючий газ”, а вещество и дал этому элементу название “гидрогениум”, что означает “рождающий воду”. Это вещество - водород. Вы назвали тему сегодняшнего урока: “Водород”.

Учитель. Что вы знаете о нём? (Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель. Вам предложены в карточках утверждения о водороде. Ваша задача – обсудить их в группах и поставить напротив каждого утверждения “+” если согласны и “ - ” если не согласны, если мнения разошлись - “?”.

(Учащиеся работают 3 минуты, затем заслушиваются ответы)

Учитель. Как видите, у вас получились разные ответы. Исходя из данных утверждений, определите цель урока. (Изучить водород как элемент и простое вещество)

Сформулируйте задачи урока с помощью слов-помощников или предложите свои, которые помогут решить вашу цель. (Слова-помощники “определить, изучить, оформить, повторить” записаны на доске: изучить, повторить, определить, составить)

III. Изучение нового материала

Учитель. Чтобы изучить новый материал, предлагаю представителям групп выбрать лепесток ромашки, содержащий определённый тип вопроса.

Работать будете в группах по карточкам с вопросами. Информацию ищете в параграфе 19 на страницах 136-140 учебника. На подготовку ответов выделяется 10 минут. Во время работы каждая группа составляет свой опорный конспект. Затем слушаем отчеты групп. Записываем химические реакции на доске в свете ОВР.

(Физкультминутка (2 минуты). Гимнастика для глаз : Мысленно с красной точки провести по окружности. (окружность - S-облако атома водорода с электроном(красная точка)

Учитель. Итак, водород относится к неметаллам. Каковы же особенности у неметалла водорода? Почему химики этому элементу в периодической системе отвели два места?

Учащийся группы 1 рассказывает о строении атома водорода, его положении в ПСХЭ и делает записи на доске, остальные вносят в свои тетради.

Учитель. Какое строение имеет водород как простое вещество?

Учащийся группы 2 рассказывает о строении молекулы водорода, ковалентной неполярной связи.

Учитель. Раз атом водорода способен отдавать и принимать электроны, следовательно, какие химические реакции для него характерны?

Учащийся группы 3 рассказывает о химических свойствах водорода.

Демонстрация реакции “Медное зеркало”

Задание классу. Заполните таблицу правую часть уравнений химических реакций, определите, где водород восстановитель, где – окислитель.

(Учащиеся рассматривают данные реакции как окислительно-восстановительные и проводят последующую самопроверку )

Учитель. В 1766 году английский физик и химик Г. Кавендиш собрал чистый водород и поэтому его считают первооткрывателем водорода. (Учитель обращает внимание учащихся на портрет Г. Кавендиша) Какие существуют способы получения водорода?

Учащийся группы 4 рассказывает о способах получения водорода в промышленности и лаборатории, записывает алгоритм получения водорода, используя кислоту и цинк .

Учитель. Используя химическую посуду у вас на столах, получите водород, соберите и докажите его наличие.

Лабораторный опыт. Учащиеся по предложенному учащимися 4 группы алгоритму выполняют химический эксперимент.

Учитель. Смесь Н2 и О2 в отношении 2:1 взрывоопасна, поэтому водород заменяется безопасным гелием. В лаборатории эту смесь сжигают в приборе, который называется эвдиометр. (Демонстрируется видеоролик)

Учитель :корреспонденты задают вопросы учёному- химику о применении водорода.( Журнал “Наука и техника” вопрос: Спасёт ли нас водород от экологической катастрофы? Журнал “Юный натуралист” вопрос: Что общего у жука- бомбардира с водородом? Журнал “Юный техник” вопрос: В каких механизмах человек использует свойства водорода? Журнал “Мир фантастики” вопрос: Что известно о водородной бомбе?

Учащийся группы 5 рассказывает о физических свойствах водорода областях его применения.

IV. Рефлексия (6 минут)

Учитель. Итак, сегодня вы познакомились с одним из самых интересных элементов периодической системы – водородом. Для того чтобы проверить, над чем ещё вам нужно поработать, снова обратимся к суждениям “согласен – не согласен”.

Учитель суммирует ответы групп, и предлагает учащимся сделать вывод по цели и задачам урока.

Для проведения саморефлексии учащимся раздаются карточки, в которых предлагается ответить на предложенные учителем вопросы.

V. Домашнее задание: Параграф 19, № 4 на стр. 142 всем, № 3 на стр. 142, занимающимся на “4” и “5”.

VI. Итог урока (2 минуты)

Учитель консультирует учащихся по выполнению домашнего задания, выставляет оценки.

Литература

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

2.Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.

3. Учебно-методическая газета для учителей “Химия” Издательский дом “ Первое сентября”: №10, 24 2008 год: № 2 2009 год.

4. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

5. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.


Карточка “согласен – не согласен”

Суждения о водороде Согласен “+”
Не согласен “-”
1. Водород занимает в ПСХЭ два места, потому что он является самым легким газом  
2. У него всегда степень окисления равна +1  
3. Атомы водорода в молекуле удерживаются ковалентной неполярной связью  
4. Водород хорошо растворяется в воде  
5. В реакциях он может выступать в роли окислителя  
6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов  
7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой  
8. Его можно собрать, только держа пробирку дном вверх  
9. Водород горит с взрывом с образованием воды  
10. Водород – это топливо будущего  

Вопросы “ромашки Блума”

Группа 1. Объясняющие вопросы.

Объясните, почему элемент водород в ПСХЭ занимает два места?

Группа 2. Простые вопросы.

Какое строение имеет молекула водорода?

Группа 3. Уточняющие вопросы.

Обычно водород проявляет степень окисления +1 и значит, является восстановителем, может ли он быть окислителем? Докажите это с помощью уравнений химических реакций.

Группа 4. Практические вопросы.

Составьте алгоритм получения водорода с помощью аппарата Кирюшкина. Можно ли с помощью такого аппарата получать водород в промышленных масштабах?

Группа 5. Творческие вопросы.

Водород – перспективное топливо для двигателей внутреннего сгорания. Какие преимущества имеет водород в качестве топлива на транспорте?

Вопросы саморефлексии учащихся

1. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.

2. Оцените по шкале, как усвоили материал

Плохо усвоил Хорошо усвоил
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

3. Понравилось ли работать с данным типом вопросов “ромашки”?

4. С какими вопросами хотелось бы работать на следующих уроках?

Слайды компьютерной презентации

Слайд 1

Заполните правую часть уравнений реакций, определите, где водород восстановитель, где – окислитель

H2 + O2 =

H2 + S =

H2 + Cl2 =

H2 + К =

H2 + Ca =

H2 + WO3+ =

Слайд 2

2H20 + O2 0= 2H2+O-2

в- ль

H20 + S0 = H2+ S-2

в- ль

H20 + Cl20 =2H+Cl-

в- ль

H20 + 2K0 = 2K+H-

ок- ль

H20 + Ca 0=Ca+2H2-

ок- ль

3H20 + W+6O3 -2=3H2+O-2 + W0

в- ль

Слайд 3

Демонстрация получения водорода с помощью аппарата Киппа

Слайд 5
  • Водород – топливо будущего
  • Самый распространённый элемент
  • Водород – активное вещество
  • Сырьём водорода является вода
  • При горении водорода выделяется энергия и вода
  • Экологически чистое топливо
  • Легко транспортировать по трубопроводу
Слайд 4

Демонстрируется эвдиометр