Элективный курс для учащихся 14–17 лет "Химик-исследователь"

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Курс «Химик - исследователь» составлен мною в соответствии с программой для средней  и основной общеобразовательной школы. Он  не является повторением практических работ, выполняемых учащимися после прохождения того или иного раздела программы с целью закрепления и углубления полученных знаний, а предусматривает применение знаний, полученных на уроке, для развития экспериментальных умений и навыков. Практические работы, входящие в курс, могут использоваться на факультативных занятиях, в химических кружках, на уроках в классах химического профиля.

Данный курс полностью самостоятелен и может быть изучен параллельно с основным в качестве трудового и исследовательского обучения по предмету. В курсе предпочтение отдаётся количественному анализу, в том числе и аналитическому. Предполагаемые задачи, как правило, имеют исследовательский характер, многие из них представляют практический интерес.
Для выполнения данных работ специально разработаны инструкции – памятки, наиболее приемлемые для школы – доступные, надёжные, безопасные.

Материалы практикума можно использовать и фрагментарно в разных учебных ситуациях. Результаты опытов можно демонстрировать на традиционных уроках.

Цели курса:

  • Расширение представлений учащихся о химическом эксперименте.
  • Развитие у школьников навыков экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Создание условий для самоопределения учащихся, оценки возможности продолжения образования в естественнонаучном направлении.

Задачи курса:

  • Повторение материала, рассмотренного на уроках химии;
  • Создать условия для повышения теоретических знаний по химии;
  • Научить школьников безопасному обращению с химическими реактивами;
  • Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах;
  • Сформировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии;
  • Развить учебно-коммуникативные умения и навыки школьников;
  • Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности, настойчивости в достижении цели;
  • Создать условия для приобретения опыта участия школьников в учебном исследовании.

Содержание курса:

Предлагаемый элективный курс по химии адресован, прежде всего, учащимся, выбирающим естественнонаучное направление в старших классах. В рамках предложенного элективного курса можно осуществить выполнение всех тех опытов, которые на уроке по тем или иным причинам не были поставлены, осуществление дополнительных с целью повторения и углубления знаний, постановка новых опытов, иллюстрирующих применение химии в быту.

Такая работа в большей степени удовлетворяет интерес учащихся, поскольку она опирается на знания, получаемые в классе, и отвечает на запросы, возникающие в процессе изучения химии.

Основными видами деятельности является практическая и экспериментальная работа учащихся: наблюдение, анализ, синтез, качественное и количественное описание объекта и его компонентов, обобщение и классификация, сотрудничество. Экспериментальная работа помогает углубить знания по химии, научить учащихся наблюдению многообразных химических явлений, приучить к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению многообразных лабораторных операций. При проведении данного курса возможны также следующие виды деятельности учащихся: устные сообщения, выполнение практических работ с элементами исследования, выполнение демонстрационных опытов, а также презентаций, подборок экспериментальных задач и др.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
  • технику лабораторных работ;
  • состав, свойства, получение и применение изученных веществ;

Уметь:

  • Осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент.
  • Работать с растворами различных веществ.
  • Определять качественный состав вещества, распознавать и получать вещества.
  • Работать в группе.
  • Организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно – популярной литературой.
  • Наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни.
  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, её обработки и оформления.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Личностными результатами освоения программы по химии являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения программы по химии являются:

В познавательной сфере:

  • Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях, проявляющихся в химии неорганических веществ, в овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ.
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
  • Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
  • Применении полученных знаний и умений для безопасного применения веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни.
    • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
    • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
      классифицировать изученные объекты и явления;
    • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
    • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
    • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников.

В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере: проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода;
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • cотрудничества и ответственности;
  • сознательного усвоения учащимися учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • эвристический;
  • проблемный;
  • исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с учащимися.

  • Фронтальная работа предполагает охват учебного материала сразу по нескольким темам, что обеспечивает продуктивность образовательного процесса.
  • Групповая работа обеспечивает эффективную проверку усвояемости материала, позволяет выявить индивидуальные возможности учащихся.
  • Индивидуальная работа предполагает возможность интеллектуального общения с каждым учащимся; позволяет развивать их творческие способности.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие, сочетающее в себе объяснение, практические упражнения;
  • консультации;
  • практическая работа под руководством педагога;
  • самостоятельная работа;
  • учебная игра.

Режим занятий: 3 часа в неделю в течение учебного года.

Наполняемость групп: может варьироваться в зависимости от числа учащихся, выбравших данный элективный курс.

В результате освоения данной программы учащиеся должны знать:

  • основные требования проведения химического эксперимента;
  • как работать над научно – исследовательскими проектами.

должны уметь:

  • выполнять практические работы;
  • включать химический эксперимент в научно-исследовательскую деятельность.

Формы контроля: участие в школьной неделе химии; участие в олимпиадах; защита проектов на научно-практической конференции  и других конкурсах.

Формы подведения итогов реализации программы элективного курса – защита проектов.

Средства, необходимые для реализации программы: учебно-методическая литература, материально – техническое обеспечение химическим оборудованием и реактивами.

Программа элективного курса «Химик исследователь»

Тема № 1. Гидролиз сложных неорганических соединений – 11 ч.

Гидролиз сложных неорганических соединений. Степень диссоциации электролитов, концентрация ионов водорода и гидроксид – ионов при помощи рН. Водородный показатель. Гидролиз солей, 4 типа. Бытовая химия, опрделенин среды различных моющих средств при помощи универсального индикатора.

Практические занятия:

1) Определение рН раствора солей с помощью универсального индикатора;

2) Определение рН растворов бытовых жидкостей.

Тема № 2. Скорость химических реакций – 10 ч.

Скорость химической реакции. Математическое выражение для расчёта скорости химической реакции. Начальная, конечная концентрация исходных веществ и продуктов реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: концентрация, природа реагирующих веществ, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, температура, катализатор.

Практические занятия:

1) Изучение влияния концентрации, природы реагирующих веществ на скорость химической реакции;

2) Изучение влияния температуры, катализатора на скорость химической реакции.

Тема № 3. «Разоблачённые кислоты» - 13 ч.

Кислоты – основные характеристики природных и синтетических кислот. Лабораторные способы их получения. Сильные и слабые  кислоты. Природное явление «кислотные дожди». Качественные реакции на кислотные остатки. Индивидуальные свойства некоторых неорганических кислот. Индивидуальные свойства некоторых органических кислот.

Практические занятия:

1) Приготовление смеси нейтрализатора для пролитого раствора кислоты;

2) Определение силы кислоты;

3) Получение соляной кислоты при взаимодействии хлорида натрия с борной кислотой;

4) Качественные реакции на сульфат-, нитрат-, карбонат-хлорид ионы.

Тема № 4. «Многоликие гидроксиды» - 9 ч.

Основания – основные характеристики неорганических и органических гидроксидов. Классификация оснований. Щелочь – основные представители. Щелочность среды (моющие средства). Амфотреность оснований.

Практические занятия:
1) Изготовление искусственной химической грелки;

2) Изучение зависимости протекания реакции нейтрализации от порядка сливания растворов кислоты и щёлочи;

3) Получение гидроксида алюминия, изучение его свойств;
4) Получение гидроксидов железа из растворов соответствующих солей.

Тема № 5. «Солёные» превращения - 15 ч.

Соли, как представители самого многочисленного класса сложных неорганических веществ. Классификация солей. Использование средних, кислых и основных солей в быту (поваренная соль, питьевая сода, флюорит, кальцинированная сода,глутамат натрия). Кристаллогидраты.

Соли – пищевые добавки. Комплексные соединения. Качественные реакции на катионы металлов в солях.

Практические занятия:

1) Изучение температур кипения раствора и растворителя на примере раствора гидрокарбоната натрия;

2) Превращение средних солей в кислых, средних в основные и наоборот;

3) Определение количества воды в кристаллогидрате;

4) Качественное определение ионов железа +2, +3.

Тема № 6. Азот и его соединения – 9 ч.

Азот, аммиак – строение, физические и химические свойства, получение в промышленности и лаборатории, применение. Соли аммония – строение, физические и химические свойства, получение в промышленности и лаборатории, применение. Азотная кислота – строение, особые физические и химические свойства, получение и применение. Нитраты – соли азотной кислоты, их применение.

Практические занятия:

1) Изучение физических и химических свойств солей аммония;

2) Изучение индивидуальных свойств азотной кислоты

Тема № 7. Соединения элемента № 6 – 12 ч.

Углерод, оксиды углерода – строение, основные физические и химические свойства, получение в промышленности и в лаборатории, применение. Оксид и диоксид углерода. Явление парникового эффекта. Угольная кислота, её соли – строение, физические и химические свойства, получение. Применение карбонатов и гидрокарбонатов в быту.

Практические занятия:

1) Получение древесного угля, изучение его адсорбционной способности;

2) Образование солей угольной кислоты;

3) Гидролиз карбонатов;

4) Получение углекислого газа и изучение его свойств.

Тема № 8. Соединения кремния – 8 ч.

Кремний – элемент «неживого», стороение, физические и химические свойства, получение, применение. Оксиды кремния, кремниевая кислота – основные физические и химические свойства, получение, применение. Стекло, фаянс – виды, получние, использование в быту и на производстве. Особые свойства.

Практические занятия:

1) Получение аморфного кремния;

2) Получение нерастворимых солей кремниевой кислоты – силикатов – образование «химических водорослей»;

3) Ознакомление с коллекцией «Стекло, изделия из стекла».

Тема № 9. Жёсткость воды, способы её устранения – 5 ч.

Жёсткость воды. Виды жёсткости. Способы устранения всех возможных видов жёсткости воды. Наличие различных примесей в воде, способы из удаления.

Практические занятия:

1) Определение жёсткости воды;

2) Умягчение воды с помощью ионитов;

3) Определение карбоната и гидрокарбоната натрия в питьевой соде.

Тема № 10. Кристаллы – 9 ч.

Кристаллические соединения. Нахождение в природе. Лабораторные способы получения различных кристаллов. Факторы, влияниющие на рост кристаллов.

Практические занятия:

1) Получение кристаллов алюмокалиевых и хромокалиевых квасцов;

2) Выращивание кристаллов жёлтой и красной  кровяной соли;

3) Выращивание кристаллов меди;

4) Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония с использованием различных криасителей; 5) Создание «химического» аквариума.

См. приложение 1.

Литература.

  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008 г.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007 г.
  3. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2003 г.
  4. Софронов С. В., Суровцева Р. П. Техника и методика проведения химического практикума. – М.: МИПКРО, 1992 г.
  5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002 г.