Формирование позитивного отношения к базовым национальным ценностям у обучающихся через участие в конкурсах на православную тематику

Разделы: МХК и ИЗО


В настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основным содержанием духовно нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);
  • труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);
  • наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
  • ценности религиозной культуры (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога)
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);
  • природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Одной из форм работы, направленной на формирование положительного отношения к базовым ценностям у обучающихся, считаю участие школьников в конкурсах, выставках различного уровня.

У нас в городе сложилась замечательная традиция – проведение конкурсов на православную тематику «Рождество Христово» и «Пасхальный подарок». Обучающиеся общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, дополнительного образования с удовольствием принимают участие в этих конкурсах. Учащиеся нашей школы не являются исключением. Поэтому, я стараюсь организовать работу по подготовке к этим конкурсам таким образом, чтобы получить максимальный воспитательный эффект.

Во-первых, для этого провожу большую предварительную работу с учащимися.  Школьники  собирают дополнительный материал (репродукции художников, иллюстрации, фотографии), изучают эти вопросы, рассматривают, как изображали Рождество Христово и Пасху великие художники, знакомятся со стихотворениями, делают сообщения о светлых, добрых праздниках.

Второй этап подготовки к конкурсам – это реализация творческой идеи, выполнение конкурсной работы. Например, Рождество Христово - это не только один из важнейших христианских праздников, но и яркое культурологическое событие в современном мире, уходящее корнями вглубь времен. Конкурс «Свет Рождественской звезды» призван познакомить учащихся  с историей  происхождения одного из величайших православных праздников, с русскими традициями встречи Рождества Христова,  направлен на создание атмосферы радости, гордости и уважения к культуре своего народа. Обучающиеся изображают евангельские события Рождества Христово, традиции празднования Рождества, рождественскую открытку. Во время выполнения творческой работы провожу беседу не только о православных традициях, но и о семейных традициях Рождественского праздника.

Другой городской конкурс, в котором мы ежегодно участвуем - конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный подарок».  Учащиеся создают поделки, соответствующие тематике празднования Светлого Христова Воскресенья. Со школьниками я обсуждаю такие вопросы: традиции празднования Пасхи на Руси, история праздника, особенности   проведения праздничных дней Пасхи, основной смысл празднования православной Пасхи, как украшали пасхальные яйца на Руси и как празднуют Светлую Пасху в их семье. 

Третьим этапом подготовки к конкурсу является обсуждение с учащимися готовых творческих рисунков и поделок. Например, удалось ли передать в рисунках атмосферу чудесного Рождественского праздника.

Таким образом, в результате выполнения  предварительных заданий и конкурсной творческой работы, в ходе бесед с учащимися обсуждаются такие понятия как человек, милосердие, гармония, красота, вера, Отечество, знания, мир, семья, труд, культура, а значит, и формируется осознанное к ним отношение.

В духовном просвещении, нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, формировании положительного отношения к базовым ценностям также важную роль играет участие учащихся в конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Этот конкурс проводится в нашем городе последние два года.
Участники Конкурса отражают в своих работах все то, что окружает их в повседневной жизни – свою семью, друзей, родной дом и город, природу в разных ее проявлениях, переносят на бумагу свое видение сотворенного Богом мира, дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, а значит – любить свою землю, свою Родину.

С каждым годом интерес к этим конкурсам не проходит. Обучающиеся повышают своё   мастерство, всё больше узнают о традициях православных праздников, продумывают новые сюжеты для конкурсных работ, изучают современные техники декоративно – прикладного искусства. 

Работы участников конкурсов «Пасхальный подарок», «Рождество Христово» и «Красота божьего мира» размещаются в Саянской Картинной галерее и  в музее города Саянска, что стимулирует детей на создание новых творческих работ.

По итогам этих конкурсов в Благовещенском храме идёт награждение победителей и призёров. Очень важно, что приглашаются все участники конкурсов. Дети не только получают подарки, дипломы, сертификаты, но приобщаются к православной культуре. Для школьников  это отличная возможность немного больше узнать о православной вере, познакомиться с  храмом, познать азы христианской жизни. Школьникам очень интересно приходить на такие встречи, поскольку помимо живого общения со священнослужителем, у них появляется возможность посетить храм, что не всегда получается в другое время.

Я считаю, что проведение подобных мероприятий необходимо для возрождения и преображения жизни российского общества, развития культуры, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и формирования положительного отношения к базовым национальным ценностям у обучающихся.