Интегрированный урок (физика + химия + география) "Виртуальное путешествие по родному краю". 8-й класс

Разделы: Физика, Химия, География

Класс: 8


Цели урока: расширение кругозора учащихся о природе родного края через призму предметов: география, химия, физика.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Стимулировать познавательный интерес к изучению естественных наук.
  2. Повторить и закрепить знания по физике, химии, географии.
  3. Установить внутрипредметные и межпредметные связи по физике, химии, географии.
  4. Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности, умение обобщать.
  5. Способствовать овладению умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе и исследовательскими.

Развивающие:

  • расширение кругозора учащихся,
  • пополнение словарного запаса;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам,
  • воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:  уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Предметные результаты:  знание формул скорости тела, количества теплоты при различных видах теплопередачи, умение работать с географическими картами, знание агрегатных состояний воды.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, физическая карта Забайкальского края, презентация в программе Power Point (приложение 1), презентация в программе Smart Notebook (приложение 2), авторский видеофильм “Кодар. Здесь чистотой искрят вершины”, оборудования для химических опытов, дидактический материал к уроку (приложение 3), сообщения учащихся (приложение 4).

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя географии.

Приветственное слово учителя. Выяснение понятия “виртуальное путешествие”. Это возможность при помощи компьютера увидеть новые места, города, страны.

II. Актуализация знаний. В ходе беседы учащихся подводят к формулированию темы и проблемы урока. Выясняют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели, т.е. формулируют задачи урока.

Учитель географии. Прежде чем мы отправимся в поход, узнаем место, где пройдет наше путешествие. Для этого отгадаем небольшой кроссворд (на интерактивной доске).

1. Один из первопроходцев в нашем крае.

2. Старое название поселений в нашем крае.

3. Хребет и крупнейшее месторождение меди.

4.Столица Забайкальского края.

5. Видные общественные деятели, внесшие вклад в развитие Забайкалья.

Итак, отправляемся в путешествие! Во время нашего путешествия Вы должны отмечать маршрут на картах.

Мотивация учащихся осуществляется через просмотр фрагмента видеофильма “Кодар. Здесь чистотой искрят вершины” (авторский видеофильм учителя физики Гуляйкиной Т.В.)

III. Формирование умений и навыков.

Учитель физики. Пришло время проверить вашу физическую подготовку. Север края – труднодоступный район. Мы собираемся отправиться на Кодар, куда можно добраться двумя способами: самолетом и поездом. Требуется определить время в пути.

1. Из Читы в Чару совершает рейс самолет АН-24, который развивает среднюю скорость 360 км/ч. Сколько времени займет полет, если расстояние из Читы до Чары 600 км? (t= S/ v= 600 км/360 км/ч=1,7 ч)

2. На поезде можно добраться до Новой Чары через Тынду и далее по БАМу. Сколько времени займет это путешествие, если расстояние 2560 км, а средняя скорость поезда 60 км/ч? К полученному времени добавьте время на остановки (примерно 10 часов). (t= S/v= 2560км/60 км/ч=42,7 ч; общее время t= 52,7 ч = 2.2 сут) (Учащиеся решают задачи и делают выводы).

Учитель географии. И вот мы в Чаре. В ходе виртуального путешествия мы оказались в поселке Чара. Дальше мы оправляемся вдоль рек Чара и Верхний Сакукан. (Сообщения учащихся об этих реках). Не забудьте показать эти реки на карте.

Учитель истории. Сделаем остановку возле интересного географического и исторического места. Чтобы узнать его название, вам необходимо проработать дидактический материал (приложение 3). Из начальных букв каждого слова вы составите название этого места.

(Выступление учащегося о Мраморном ущелье, сопровождающееся фрагментами фильма об этом месте).

Учитель физики проводит физкультминутку.

Учитель географии. В верховьях Верхнего Сакукана мы оказались возле гидрометеорологической станции. Сейчас – это приют туристов, отправная точка для восхождений на ближайшие вершины и перевалы. Дальше наш путь лежит на ледник Азаровой. (Сообщения учащихся о ледниках Кодара). Ученые выяснили, что эти ледники постепенно таят. Каковы причины этого явления?

Учащиеся под руководством учителя химии проводят опыты с пресной и соленой водой, позволяющие выявить причину таяния льда. Учащиеся делают выводы по результатам опытов.

Учитель физики. Т.к. путешествие виртуальное, то попробуем решить виртуальную задачу.

Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить ледник Азаровой? Площадь ледника 1 км2, толщина льда примерно 100 м.

Учитель географии. Мы поднялись по леднику Азаровой к перевалу “Трех жандармов” и увидели пик БАМ, самую высокую точку хребта Кодар. (Сообщение учащихся об этой вершине). Не забудьте отметить этот объект на контурной карте.

Учитель физики. Я предлагаю подняться на пик Бам. Конечно, это могут сделать только специально подготовленные туристы-альпинисты со снаряжением. Мы же на восхождение возьмем физические приборы – барометры. Решим задачу.

Определите высоту пика Бам, если у подножия пика барометр показывает давление 690 мм рт ст, а на высшей точке 434 мм рт ст.

После решения задачи просмотр фрагмента фильма о Кодаре.

IV. Подведение итогов и рефлексия.

Учитель географии. Наше путешествие заканчивается. Сегодня мы с вами виртуально посетили несколько замечательных мест, полюбовались красотами родного края, узнали много нового и ещё больше полюбили свой родной край.

Продолжите, пожалуйста, фразу:

  • Я раньше не знал, что...
  • Я узнал, что...
  • Я удивился...

V. Выставление оценок. Домашнее задание.

Благодарность учащимся за работу на уроке. Оценки выставляют учителя физики, химии, географии.

Домашнее задание: составить рекламный проспект “Путешествуйте в Забайкалье”.

Использованная литература.

1. http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=7404 Энциклопедия Забайкалья.

2. https://ru.wikipedia.org