Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 3–4-х лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей – “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”.

Возрастная группа – вторая младшая.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о подготовке диких животных к зимовке.

Задачи.

Обучающие:

  • Обеспечить закрепление знаний о природных изменениях зимой; побуждать детей устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, повадками и внешним видом животных;
  • Стимулировать желание детей, больше узнать о диких животных, о том, где они живут, чем питаются.
  • Способствовать развитию умений пользоваться языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

Развивающие:

  • Обеспечить развитие коммуникативных навыков (умение устанавливать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций).
  • Создать условия, способствующие развитию произвольного внимания, логического и пространственного мышления, мелкой моторики рук.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия, памяти, познавательного интереса, воображения.

Воспитательные:

  • Поощрять желание детей в проявлении чувства доброжелательности, участия, милосердия, сопереживания, умении уступать друг другу, желании прийти на помощь в трудной ситуации.

Методы и приемы: проблемная ситуация, сюрпризный момент, беседа, игра, использование художественного слова.

Предварительная работа: Беседы с детьми об изменениях происходящих в природе в осеннее - зимний период. Чтение сказки “Рукавичка”.

Активный словарь: дикие животные, колючий, клубок, логово, нора.

Пассивный словарь: дружелюбие, характерный.

Оборудование:кукла еж, кукла “Осень”, корзина с продуктами(хлеб, фрукты, овощи, сено, грибы, шишки).

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Организационный момент, начало образовательной деятельности

Цель: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.

Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Воспитанники заняты свободной деятельностью. /Педагог входит в группу в руках корзина с продуктами питания (хлеб, фрукты, овощи, сено, грибы, шишки)/ и кукла “Осень” (два лица грустное и веселое) Педагог и воспитанники размещаются на ковре
- Дети, посмотрите, кто к нам в гости пришел и какую красивую корзинку принес. Сюрпризный момент
Ответы детей...... - Поздоровайтесь с осенью. У осени два лица, какое вам больше нравится.

- Как вы догадались, что оно веселое?

- Почему оно вам больше нравится?

 
Рассматривают предметы...... - Я расскажу вам сказку об осени..... Приложение к конспекту

“Сказка об осени”

Беседа с детьми.

Ответы детей...... (по окончанию чтения слышится стук в дверь)

- Слышите кто-то вошел в раздевалку, пойдемте посмотрим кто там пришел..

/В раздевалке на лавочке “сидит кукла еж”/

- Дети, кто это?

- Приглашайте гостя в группу.

/Дети и педагог возвращаются в группу. Воспитатель надевает куклу-перчатку на руку и выполняет роль ежа/

Проблемная ситуация.
Дети успокаивают гостя. Е. – Здравствуйте дети... Я потерял свою корзинку... (плачет)

- Дети, успокойте ежа, пожалейте его, расскажите, что его корзинка у нас ...

Воспитатель дает возможность детям проявить свои коммуникативные навыки.
2. Основная часть образовательной деятельности.

Цель: направленна на решение поставленных задач ОД.

Воспитанники рассаживаются тесным кругом на ковре

Рассматривают содержимое, отвечают на вопросы педагога.

Выполняют задание, рассматривают продукты питания и объясняют какое животное, чем питается.

- Ежик, мы с ребятами хотим посмотреть, что лежит в твоей корзинке...

Е. - Это угощение передала моя мама ежиха для моих лесных друзей диких животных. Но я не знаю, кого и чем угостить.

- Ежик, не расстраивайся, дети тебе помогут.

 
Отвечают на вопросы - Назовите диких животных, которых вы знаете и чем они питаются.

Е.- А я не знаю в каких домиках они живут (плачет)

- Дети тебе расскажут и покажут.

- Как называется домик мышка?

- Как называется домик медведя?

- Как называется домик лисы?

- Как называется домик волка?

- Как называется домик белки?

- А мой домик как называется?

Осень – Я принесла вам шапочки зверей наденьте их и найдите каждый свой домик.

Беседа о диких животных, кто, чем питается.

 

Дидактическая игра

“Кто чем питается зимой”

Осень. – Молодцы звери я вижу, что к приходу зимы вы готовы.

Е. – А я не готов, норку не приготовил (плачет)

- Ежик не расстраивайся, мы с ребятами сделаем для тебя мягкую постельку из травы, ты свернешься клубочком уснешь и будешь спать всю зиму.

Беседа о месте обитания животных.
Дети и педагог сеном наполняют корзинку и кладут туда ежа - Предлагаю спеть песенку, чтобы ежик уснул Игра малой подвижности “Кто где живет”

Поют колыбельную. (по желанию детей)

3. Заключительная часть образовательной деятельности (подведение итогов)

 Цель: выяснить усвоение воспитанниками компетенций содержания непосредственно образовательной деятельности.

Дети делятся своими впечатлениями - Ежик уснул, как вы думаете, каких диких животных он видит во сне. Еж уснул и не отнес угощения, предлагаю напомнить осени кого, чем нужно угостить.

Осень. – Спасибо вам дети, мне пора, пойду искать в лес животных и угощать их. А ежика отнесу его маме. До свидания!

Подводится итог

Приложение

Жила-была осень. Была она всегда занята делом. То листочки раскрашивала, то птиц в теплые края провожала, торопила зверей, чтобы скорей готовились к зиме. И вот однажды решила осень обойти все свои владения. Отправилась осень в путь и встретила на своем пути солнце: “Хорошо ли тебе солнце, осенью или плохо?”

Как вы думаете, что ответило солнышко?

Улыбнулась осень: “Пусть солнце отдохнет немного. Оно все лето светило”.

И пошла осень дальше, встретила деревья: “Хорошо ли вам деревья?”

Как вы думаете, что ответили деревья?

Осень обрадовалась. Значит и деревья захотели отдохнуть.

Решила осень спросить у птиц, хорошо ли им осенью.

Загрустила осень, Ведь птицы не хотят улетать, да и те, что остаются, не очень то и радуются холодам и дождям.

Встретила осень на своем пути животных: “Хорошо ли вам, звери лесные?”

Как вы думаете, что ответили животные?

И еще сильнее заплакала осень, и звери хотят, чтобы быстро наступила осень.

Встретила осень человека: “Осень – это хорошо или плохо?” А человек сказал: “Я еще не все полевые работы сделал, но ты приходи, пожалуйста, если ты не придешь, будет еще хуже”. И осень улыбнулась. Вот такая сказка.