Виды искусства – единая семья. Опера. Балет

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока
  • Продолжение знакомства учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Умения вызывать эмоциональный отклик на музыку из опер и балетов; воспитание у детей культуры слушателя музыкально-сценических произведений.
Тип урока Систематизация знаний.
Формы работы учащихся Групповая, парная, индивидуальная
УУД, формируемые на уроке: Личностные:
  • Л1 - Осознавать необходимость приобщения к мировому музыкальному сценическому искусству
  • Л2 - Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Л3 - Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Л4 - Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Л5 - Учиться выражать свое мнение

Регулятивные:

  • Р1 - Фиксировать индивидуальное затруднение в ответах на вопросы, запоминании музыкальных фрагментов.
  • Р2 - Самостоятельно решать задачи, ребусы, кроссворды, используя свои знания о музыкальном театре
  • Р3 - Контролировать свою деятельность поиска информации.

Познавательные:

  • П1 - Работать с разными видами информации по теме “Музыкальный театр” и ориентироваться в ней.
  • П2 - Отбирать в тексте сведения об опере и балете, их различиях и особенностях.
  • П3 - Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Коммуникативные:

  • К1 - Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при парной, групповой и коллективной работе;
  • К2 - Обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли;
  • К3 - построение полного ответа
Планируемые результаты урока: Предметные:
  • Сформировать понимание слов опера, балет, сцена, афиша, декорации.
  • Уметь объяснить термины: увертюра, ария, хор, солисты, ансамбль, пуанты.

Метапредметные:

  • Работать с разными видами информации об опере и балете, знаменитых театрах и спектаклях и ориентироваться в ней.
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные фрагменты, сопоставлять и обобщать.
Необходимое техническое оборудование Компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте! Ответы учащихся  
- Кто из вас был в театре?

- Что такое театр?

- Какие бывают театры? (кукольный, драматический, музыкальный и др.).

- Чем музыкальный театр отличается от драматического?

Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. Вот в этот удивительный мир мы и отправимся путешествовать сегодня.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Какие спектакли мы можем увидеть в музыкальном театре? (оперы и балеты)

- Чем балетный спектакль отличается от оперного? (В опере артисты поют, а в балете – танцуют). А что общего в балете и опере? (музыка, декорации, композиторы, литературное произведение, актеры, зрители). И так, ребята, мы с вами выяснили, что общего в опере и балете больше, чем различий. В связи с этим, тема нашего урока звучит так: Виды искусства - единая семья. Опера. Балет.

- Ребята, что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке исходя из нашей темы?

- Что общего и в чем различия оперы и балета?

Проблема: Какова роль литературы и музыки в таком искусстве как опера и балет?

   
3. Выявление места и причины. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Задание 1. Кроссворд. (Приложение 1)

Учитель:

В основу оперы, балета
Берётся книжечка...? (либретто)

Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила...? (Музыка)

Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни. (Спектакль.)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные...? (Декорации.)

Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)

Заполняют листы.

Проверяют в парах.

Выставляют оценки.

 
Задание 2.

Работа в группах. Какие балеты вы знаете? Назовите примеры оперы? Сейчас посмотрим балет “Щелкунчик” Чайковского и оперы Глинки “Руслан и Людмила”.

Просмотр видеофрагментов и ответ на вопрос: Что служит средством выражения в балете и в опере?

Работа в группе, совещание.  
Задание 3.

Сравнительная таблица. Сравнить балет и оперу (раздаточный материал). (Приложение 2)

Физкультминутка. (сидели 2 медведя)

Заполнение таблицы  
Задание 4.

Распределить по столбикам слова.

Пуанты, сцена, кадр, пантомима, симфонический оркестр, актеры, пейзаж, композитор, танец, купол, скрипка, либретто, картина, афиша, сказка, режиссер, телевизор, солист, звук, хор, ноты, хореограф, кордебалет, театр, балетмейстер, музыка.

Ответы учащихся.  
5. Первичное закрепление. Первичная проверка знаний Задание 5.

1 группа

Из слов выбери те, которые подходят для этой музыки:

2 группа

Закройте глаза, слушая музыку, и представив образ, созданный композитором, попробуйте движениями рук передать ее характер (задание выполняется под звучащую музыку).

3 группа:

Представьте себя в роли художников, постарайтесь увидеть и нарисовать музыку в цвете. Выберите те цвета, которые больше всего подходят к данной музыке.

4 группа:

Подумайте, какими линиями в рисунке можно передать характер этой музыки.

Проблема: Относиться ли опера и балет к жанру музыкально-литературного искусства.

Работа в группах.

Но есть очень важное общее и в опере, и в балете - это литературная и музыкальная основа этих видов искусства. Тяжело было бы музыке без литературы. И для небольшой песни, и для таких крупных произведений, симфония, опере, балет, нужны слова, литературное содержание.

Если бы не было литературы, то во всем мире не существовало бы театров оперы и балета, а в филармониях или в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Люди перестали бы петь, потому что исчезли бы песни: и народные, и композиторские. “Песня-душа народа”.

 
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление знаний 1. Одно слово существительное _______________

 2. два слова, прилагательные, описывающие основную мысль______________

 3. три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы_______________

4. фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой_________________

5. слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение, присущее к теме_______________

Индивидуальная работа  
7. Рефлексия. Итог урока Если тебе понравился уроки и ты всё понял: подними руки вверх    
Если ты затрудняешься в понимании этой темы: протяни руки вперёд
Если тебе урок сегодня не понравился: поставь руки на пояс.
САМООЦЕНКА
8. Домашнее задание 1. Написать сочинение: “Моё путешествие в музыкальный театр”.

2. Нарисовать афишу балета или оперы.