Урок по МХК "Пейзажи-впечатления". 11-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 11


Художественные искания импрессионистов:

Живопись: Стремление художников запечатлеть малейшие изменения в состоянии природы, постоянно меняющийся ритм ее жизни. “Подлинная феерия” красок и света, атмосфера непринужденной радости и беззаботного веселья в картине в картинах. Городские пейзажи в творчестве художников, повседневная атмосфера суетной жизни большого города. Неожиданные сюжеты. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы, ее “душу” (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро).

Музыка: Для музыки импрессионистов характерна лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, смена ритмов. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевают мир естественных человеческих переживаний, передают радостное ощущение жизни, как бы заново открывают поэтичный мир природы.

Литература: Признаки “импрессионистического стиля” – отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывках, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, но при обзоре целого они обнаруживают своё скрытое одиночество и связь. В качестве особого стиля импрессионизм с его принципом ценности “первого впечатления” в произведениях А.А. Фета и И.С. Тургенева.

Цель: познакомиться с новым направлением в искусстве рубежа XIX-ХХ века - импрессионизмом, через анализ таких видов искусства, как живопись, музыка и литература

Задачи: освоение знаний о “Пейзаже – впечатлении” в стиле "импрессионизм", характерных особенностях, основных представителях и развитие художественно-творческих способностей.

Методы работы: метод "высказывания искусства", ассоциативный метод.

Форма урока: "Мастерская творчества"

Презентация.

  Ход урока Примечание
Учитель.  Выразительное чтение стихотворения Осипа Мандельштама “Импрессионизм”

Художник нам изобразил 
Глубокий обморок сирени 
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето 
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей, 
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне 
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалёваны вуали, 
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

Слайд 1
Учитель.  Как вы думаете, какая тема нашего урока? “Пейзажи – впечатления” и сегодня мы будем рассматривать пейзажи импрессионизма в литературе, живописи, музыке. Слайд 2
  Тема урока “Пейзажи – впечатления” Слайд 3
Учитель.  Произведения импрессионистов дарят нам ощущение радости жизни и единства человека со всем, что его окружает, – природой, городом, интерьером. Представители этого направления, будь то композиторы, живописцы, поэты, писали о том, что видели, слышали, ощущали вокруг себя – сады, поля, улицы, их краски, звуки, запахи. Авторы таких произведений пользовались чистым цветом, звуком, стараясь не смешивать их, не добавлять мрачных, черных тонов. Импрессионисты ценили очарование быстро проходящего момента жизни, его неповторимость и красоту. Слайд 4
  Это 2 урок по теме “Импрессионизм” и сейчас проверим ваши знания, полученные на предыдущем уроке (приложение 1). Слайд 5
Тест “Импрессионизм” Что означает понятие “импрессионизм” в переводе с французского impression?

А) восторг Б) впечатление В) восхищение

Назовите автора картины “Олимпия”.

А) Клод Моне Б) Эдуард Мане В) Эдгар Дега

О какой картине идёт речь: “Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком”.

А) “Завтрак на траве” Б) “Абсент” В) “Олимпия”

“ Вольный воздух” (от французского pleiair) для художников-импрессионистов это:

А) пленер Б) пастель В) передача света

К какому из художников принадлежат данные картины “Бульвар Капуцинок в Париже”, “Кувшинки”, “Впечатление. Восход Солнца”, “Стог сена в Живерни”.

А) Э.Мане Б) К.Моне В) Э.Дега

Ключи:

1 – В;

2 – Б;

3 – В;

 

 

 

4 – А;

 

5 – Б

Учитель.  Сегодня кроме знаний необходимо уделить пристальное внимание к увиденному и услышанному, пропустить это через свои чувства и эмоции:

- Вслушайтесь

- Вчитывайтесь

- Вдумывайтесь

- Присматривайтесь

- Прочувствуйте

- Попробуйте

- Творите!

(приложение 2)

Слайд 6
  Представители разных видов искусства едины в своем восприятии пейзажа, прежде всего как отражения мира чувств и переживаний человека. Такое изображение природы принято называть пейзажем настроения, для которого в литературе, живописи и музыке есть свои средства воплощения. Наша задача – научиться “читать историю души” через изображение природы, через язык образов, красок и звуков, а затем и самим стать импрессионистами, создавая словесный пейзаж настроения. В центре внимания сегодня на уроке – импрессионистское описание природы в разных видах искусства. Слайд 7
Задание классу (выполняют в парах) Придумайте сочетания слов, характеризующих фрагменты пейзажа с точки зрения живописи, литературы и музыки. (Например: звенящий цвет, палитра звуков, живописное звучание, аккорд красок, живописная поэма, ликующие краски, симфония красок, музыка живописи).

(приложение 3)

 
  С какого вида искусства начнем “Живопись” “Литература” “Музыка” Слайд 8
  “Живопись”  
Учитель.  Выразительные произведения создавали импрессионисты в живописи . Их работы не соответствуют правилам академической живописи . Вместо продуманной композиции перед зрителем оказывался случайно увиденный уголок природы. Здесь нет места для условностей, для традиционной воздушной перспективы, здесь тени вместо глухих чёрных становились цветными и прозрачными. Слайд 9,10,11
Индивидуальное сообщение “Особенности импрессионизма в живописи”. Произведения импрессионистов – результат живого мгновенного впечатления. Автор стремился передать не свое знание о природе, человека и законах искусства, а непосредственное очарование жизни.

Импрессионисты не пытались скрыть от зрителя движения кисти по холсту. Краска лежала на поверхности неровно, мазки имели разную форму и направление, иногда между ними были видны просветы грунтованного холста. Картина создавала впечатление эскизности, незаконченности.

Импрессионисты вышли на пленэр – открытый воздух. Художники стали зависеть от погоды, а потому живописцы работали быстро: резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного, синего. Положенные рядом, они придают полотну теплоту и дают в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов т.е. смешения в глазах зрителя.

Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета. Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще более светлой.

Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи.

(приложение 4)

 
Учитель.  Говоря о живописи импрессионизма, следует отметить такую особенность, как музыкальность картин. Естественно, это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков. Однако хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывая в нас те или иные чувства, создает определённое настроение. Достигается это прежде всего рисунком или цветом – их певучесть и созвучность, их гармония образуют согласный аккорд. Линии и краски создают в живописи определённый ритм, подобный музыкальному. Наконец, композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.  
Задания классу (записывают ассоциации в тетрадь) – Попытайтесь определить основную тональность живописных пейзажей французских импрессионистов Клод Моне, Эдурд Мане, Альфред Сислей.

– Одинаково ли “звучат” эти картины?

– Опишите словами мелодию, которую пробуждает в вашей душе один из пейзажей. 

 
  “Музыка” Слайд 12
Задание классу Попробуйте догадаться, к какому виду искусства относятся названные произведения: “Острова радости”, “Эскизы”, “Разговор ветра с морем” (музыкальные произведения французского композитора К.Дебюсси).  
Учитель.  Пейзаж с дождем можно “нарисовать” и в музыке. Не случайно французского композитора Клода Дебюсси называют живописцем в музыке: так выразительны его звуковые “мазки”, так узнаваемы его пейзажные зарисовки. Об этом писал и сам композитор: “...музыкант хочет заставить видеть то, что он делает слышимым, и перо в его пальцах становится кистью”.  
Задания классу.

Физкультминутка (дети слушают музыку, закрыв глаза)

Послушайте небольшой фрагмент из пьесы К.Дебюсси “Лунный свет”.  
Учитель.  - Попытайтесь понять чувства, передаваемые звуками, зримо представить детали этого пейзажа.
– Какое настроение создала у вас музыка К. Дебюсси?
– Что вы услышали в ней? Какие события, по вашему мнению, происходят в музыкальной пьесе?
– Подберите глаголы, которые характерны данной пьесе (звенит, струится, барабанит, шелестит, журчит, напевает, позванивает, расплескивается и т.д.).
– Какова цветовая палитра этого музыкального пейзажа?
– Расскажите о чувствах автора звукового пейзажа.
 
Сообщение учащегося “Импрессионизм в музыке”. Для музыки импрессионистов характерна лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, смена ритмов.

Чаще всего источником для создания произведений служили зримые картины природы, способные на языке музыки разбудить эмоциональный строй человеческой души. Дебюсси подчеркивал: “Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе... только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их пульсацию”.

“Импрессионистичность” музыкальных произведений проявляется в многокрасочности гармонических “бликов и пятен”, необычности инструментальных сопоставлений, тонкой игре тембров, повышенном чувстве колорита, его преобладании над мелодичным рисунком. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевают мир естественных человеческих переживаний, передают радостное ощущение жизни, как бы заново открывают поэтичный мир природы. Для характеристики импрессионистических произведений правомерны определения: музыкальная живопись и живописная музыка.

Творчество импрессионистов объединяет родство тем. Исключительное место занимает пейзаж, жанровые сценки, портретные зарисовки; общность художественного метода: стремление к передачи непосредственного впечатления от явления; тяготении к миниатюрной форме: романсу, фортепианной или оркестровой миниатюре; расширение круга выразительных средств.

(приложение 4)

 
  “Литература” Слайд 13
Учитель.  Манеру музыкального письма Дебюсси можно сравнить с акварелью и пастелью русского поэта А.А. Фета, дающего в своих стихах безграничные возможности колористических нюансов, ближе всего подходящих к определениям: “вполголоса”, “шепотом”, “напевая”.

Еще светло перед окном,
В разрывы облака солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Видеофрагмент
Задание классу.  Анализ стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”

(приложение 5)

 
Учитель.  Импрессионизм в литературе имеет свои специфические особенности.  
Индивидуальное сообщение “Импрессионизм в литературе”. Признаки “импрессионистического стиля” – отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывках, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, но при обзоре целого они обнаруживают своё скрытое одиночество и связь.

В качестве особого стиля импрессионизм с его принципом ценности “первого впечатления” давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существительного, но рождением ассоциативных образов сообщали изображаемому необычайную яркость и свежесть, а художественной идее – неожиданную разветвлённость и многоликость. 

(приложение 4)

 
Учитель.  Импрессионизм обогащал художественный мир произведений реализма, не видоизменяя его художественной системы. Такое явление можно увидеть в произведениях И.С. Тургенева.  
Задания классу.  Рассмотрим пейзажное описание из рассказа “Бежин луг”.

“Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным, по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху в них голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь”.

– Каковы колорит и тональность этого описания?

– Какие вы слышите в мелодии этого пейзажа?

 
Учитель.  Как мы увидели на сегодняшнем уроке, мир прекрасного, гармонии и красоты тесно связан с миром природы. “Великая и возвышенная книга природы”, созданная мастерами слова, живописи и музыки, не перестаёт удивлять своим совершенством. Способностью заметить красоту среди случайного и поверхностного и отличались творцы импрессионистического искусства.

2-3 мин. для обдумывания – звучит музыка К.Дебюсси (Приложение 7, Приложение 8).

Слайд 14
Рефлексия - впечатления (из таблицы итог урока) приложение Что вы чувствуете?

Какое настроение было на уроке?

Как создается это настроение?

Слайд 15
Учитель дарит стихотворение детям Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета “Целый мир от красоты...”

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.

 
Домашнее задание: Прочитать стр.234-236 “Последователи импрессионистов”

Анализ произведения живописи Грабарь “Февральская лазурь” по алгоритму.

* Составить презентацию (слайд-шоу) “Живопись и музыка” на тему “импрессионизм”

 

Список литературы.

  1. Ванюшина Л. Современный урок МХК \ Л. Ванюшина, Н. Шейко. – М.: Чистые пруды, 2007.- 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Искусство”)
  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Базовый уровень. 11 кл.: учебник \Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2014 – 366 с.: ил.
  3. Светлый мир. Литературно-художественное издание. Произведения русских писателей и поэтов. \ Составители: Копыткова Е.Я. Русанова Н.А.\ Издательство: Удмуртия
  4. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М.: ЦГЛ, 2006 – 160 с.
  5. Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) \\ Баркова Марина Вольфовна, учитель русского языка и литературы, Лоськова Тамара Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК
  6. Энциклопедия импрессионизма: Мастера, предшественники и последователи. М., 2003 г.
  7. Музыкальные произведения:
  8. Клод Дебюсси - Бергамасская сюита (The Lion Fell In Love With the Lamb )
  9. Клод Дебюсси - Лунный Свет (Clair de Lune) (Claude Debussy, 18621918)