Урок на тему "Химические свойства карбоновых кислот. Применение уксусной кислоты на основе свойств"

Разделы: Химия


Цель урока: изучить химические свойства карбоновых кислот на основе проведённых исследований.

Задачи урока:

  • Образовательные: актуализировать знания учащихся о свойствах кислот, познакомить с химическими функциями карбоновых кислот, выяснить сходства в химических свойствах органических и неорганических кислот, раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека, проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках, сравнить свойства органических кислот и неорганических.
  • Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения через работу в группе, культуру речи.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение проведения исследовательской работы, такие процессы как внимание, логическое мышление, эрудицию; навыки самостоятельной работы с учебником, умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между функциями и применением веществ; применять теоретические знания на практике; навыки составления уравнений реакций; совершенствовать навыки работы с химическими веществами; продолжить развитие химической речи учащихся, таких понятий как карбоновые кислоты, расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации, продолжить формировать умения и навыки использования знаний и умений в новых ситуациях.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

  • раствор уксусной кислоты, р-ры гидроксида натрия, оксид меди (II), порошок магния, медная проволока, мел, индикаторы (раствор лакмуса и метилоранжа), ложечка, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, спички;
  • презентация;
  • на ученических столах: периодическая система, таблица растворимости, карта исследований, карточки с домашним заданием;
  • на классной доске: схема “Основные этапы исследования”, “Общие химические свойства неорганических и органических кислот”.

Структура урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

III. Закрепление

IV. Заключение

V. Домашнее задание

Ход урока

Время Содержание урока Методы и средства обучения
1 мин I. Организационный момент. словесные
5 мин Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой класса. Отмечание отсутствующих.

II. Изучение нового материала

Подведение к теме урока.

Сегодня у нас необычный урок. Знаете ли вы, что 08.02 отмечался День Российской науки.

Откуда взялась эта памятная дата? 08.02.1724 г. Пётр I утвердил Академию наук, которая существует и поныне.

Давайте и мы попробуем себя в роли учёных, исследователей, открывателей. Урок даёт нам такие возможности. Вы разделены на практиков и аналитиков. Любой исследователь работает по определённому плану.

вступительное слово учителя с элементами беседы.
Вспомним и назовём основные этапы исследования:

1) наличие проблемы

2) выдвижение гипотезы

3) сбор данных

4) исследовательские действия

5) анализ, синтез, обобщение

6) формулирование выводов

Определим объект изучения. Перед вами ряд веществ. К какой группе веществ относится содержимое этих склянок? (карбоновые кислоты)

составление схемы на доске
Что мы уже знаем о них? (строение, номенклатуру, изомерию, физические свойства)

Чего не хватает в составленном вами плане характеристики карбоновых кислот? (химических свойств, применения)

Но карбоновых кислот много, всех мы их рассмотреть не можем. Предлагаю взять для изучения уксусную кислоту.

Слайд 2
Сформулируйте тему урока, опираясь на последние 2 пункта плана. Открываю тему урока. Тема нашего урока: “Химические свойства карбоновых кислот. Применение уксусной кислоты на основе свойств. (Запись в тетради) Тема урока и будет проблемой исследования. Переходим к гипотезе. Слайд 1
20 мин 2) Химические свойства карбоновых кислот

Посмотрите на свойства неорганических кислот. Какую бы вы выдвинули гипотезу применимую к нашей проблеме.

Я закрою центр схемы. Как вы думаете, свойства органических кислот будут другими или такими же?

Итак, гипотеза: свойства неорганических и органических кислот одинаковые (или свойства неорганических и органических кислот разные).

Следующий этап: сбор данных и проведение исследовательских действий. Для работы вам дана карта исследований. Обратитесь к карте исследований (Приложение 1) и выполните 1 задание. Аналитики ведут записи в тетради. Практики, следуя карте-исследований (Приложение 2) и, соблюдая правила охраны труда, выполняют своё исследование.

Рассмотрим 1 свойство – действие на индикаторы.

Составьте уравнение диссоциации уксусной кислоты опираясь на схему учебника (параграф12 cтр.89, 3-й абзац).

CH3COOH <—> CH3COOH- + H+

(карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо)

1) Почему лакмус и метилоранж окрашивают уксусную кислоту в красный цвет? (из-за наличия катионов водорода)

2) Какую среду определяют данные индикаторы? (кислую среду)

Предоставляю слово практикам, а кто-то из аналитиков в этот момент представляет результаты на доске.

Аналитики сформулируйте вывод по 1 свойству органических кислот.

Вывод: 1 свойство органических кислот – действие на индикаторы

2 свойство - Взаимодействие с активными металлами

Составьте уравнение реакций взаимодействия уксусной кислоты с магнием и медью. Назовите продукты реакции.

Что получилось у аналитиков?

2СН3СООН +Mg —> (СН3СОО)2 Mg + Н2
ацетат магния водород

СН3СООН +Cu —>

- Какие металлы способны вытеснить водород из растворов карбоновых кислот? (металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода)

Слово практикам.

К какому выводу мы пришли?

Вывод: органические кислоты взаимодействуют с активными металлами с образованием соли и водорода.

3 свойство - Взаимодействие с оксидами металлов

Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II). Назовите продукты реакции.

2СН3СООН + CuO —> (СН3СОО)2 Сu + Н2О
ацетат меди (II) вода

Что получилось у аналитиков и практиков?

Аналитики сформулируйте вывод по 3 свойству органических кислот.

Вывод: органические кислоты взаимодействуют с оксидами металлов с образованием соли и воды.

4 свойство - Взаимодействие с основаниями

Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия. Назовите продукты реакции.

СН3СООН + NaOН —> СН3СООNa + Н2О
ацетат натрия вода

- Как называется реакция взаимодействия кислоты и основания с образованием соли и воды? (реакция нейтрализации)

К какому выводу мы пришли?

Вывод: органические кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.

5 свойство – Взаимодействие с солями

Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с карбонатом кальция. Назовите продукты реакции.

2СН3СООН + CaCO3 —> (СН3СОО)2Ca + Н2О + CO2

- Будут ли карбоновые кислоты взаимодействовать с солями сильных неорганических кислот? Почему? (нет, так сами являются слабыми кислотами)

Вывод: органические кислоты взаимодействуют с солями слабых неорганических кислот с образованием соли и слабой неорганической кислоты

Возвращаемся к схеме. Вспоминаем гипотезу. Подтвердилась ли наша гипотеза: свойства неорганических и органических кислот одинаковые (свойства органических и неорганических кислот разные). Сформулируйте общий вывод.

Вывод: неорганические и органические кислоты обладают общими свойствами.

- Чем объясняются общие свойства неорганических и органических кислот? (наличием катиона водорода)

Неужели мы не найдём хотя бы 1 свойство отличающее органические кислоты от неорганических? В рамках 1 урока мы эту работу выполнить не сможем. Прикрепляю чистый лист к схеме со знаком вопроса. Ответите вы на этот вопрос дома, пользуясь учебником и дополнительными источниками и выполнив домашнее задание.

Мы рассмотрели химические функции предельных одноосновных карбоновых кислот. Переходим к следующему вопросу.

Самостоятельная работа с учебником, проведение лаб.опытов, выполнение заданий, проверка
10 мин 3) Применение уксусной кислоты

Один из аналитиков провёл мини – исследование: анкетирование по применению уксусной кислоты в домашнем быту. Послушаем его. (Приложение 3, Приложение 4)

сообщение учащегося

Слайд 3-16

5 мин III. Закрепление

Вы понимаете, что химия неразрывно связана с жизнью каждого человека. Прав был М.В. Ломоносов, когда говорил: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие!”. Зная химические свойства уксусной кислоты можно объяснить её применение.

Предлагаю вам вопросы, связанные с применением уксусной кислоты.

1) Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить уксусную кислоту? (алюминий – активный металл, уксусная кислота превратит его в соль, при этом выделится водород)

2) При добавлении в тесто уксусной кислоты и соды (NaHCO3) тесто становится пышнее. Чем это можно объяснить? (выделением углекислого газа)

3) В каком случае на ржавую гайку, кладут тряпку, смоченную в уксусной кислоте?  (чтобы отвинтить её, так как оксид и гидроксид железа (III): Fe2O3 и Fe(OH)3, входящие в состав ржавчины взаимодействуют с уксусной кислотой)

Беседа

Слайд 17

3 мин IV. Подведение итогов

Сегодня вы хорошо поработали. Понравилось ли вам быть исследователями? По результатам исследования за активную работу присуждаю звание главный научный сотрудник следующим ученикам. За участие в работе звание старший научный сотрудник получают следующие ученики. А все остальные становятся младшими научными сотрудниками.  Возможно, кто - нибудь из вас в будущем станет учёным и совершит какое-нибудь открытие, в том числе и связанным с карбоновыми кислотами. А почему бы и нет? Перед вами широкая дорога в науку, а я всегда вам помогу. Спасибо за работу.

Заключительное слово учителя
1 мин Домашнее задание

1) параграф 12 стр.90, 5 абзац. Составьте уравнение реакции получения пропилацетата. Дайте название этой реакции.

2) параграф 12 стр. 90 зад.5

3) Используя дополнительные источники информации, составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с хлором в присутствии красного фосфора.

4) Мини-исследование.

“Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени.”

а) Какие вещества образуются при взаимодействии уксуса с жемчугом?

б) Несут ли пользу продукты данной реакции для организма?

в) Насколько реален данный исторический факт? Аргументируйте свой ответ “за” или “против”.

 

Литература

1. Артёменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М.: Дрофа, 2004.

2.Горковенко М.Ю Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С.Габриеляна и др. 10 класс. М. “ВАКО”, 2005.

3. Рябов М.А. Сборник заданий и упражнений по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. “Химия. 10 класс”. – М.:Экзамен, 2008.

4.Химия 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И.Теренин. – М.:Дрофа, 2010.

5. Химия 10 класс. Профильный уровень:учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И.Теренин. – М.:Дрофа, 2010.