Использование метода самостоятельной работы на уроках химии (обобщение опыта)

Разделы: Химия


Что такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это активная деятельность учащихся, организованная учителем и направленная на выполнение поставленной цели.

Кто выполняет самостоятельную работу?  Выполняют учащиеся, а учитель обеспечивает разнообразные виды самостоятельной работы, руководит процессом и создает условия для ее выполнения.

Зачем проводят самостоятельную работу? Назначение самостоятельной работы:  развитие познавательных способностей учащихся, инициативы в принятии решений и творческого мышления.

Как выполняют самостоятельную работу? В связи с тем, что по способу организации самостоятельные работы делятся на групповые и индивидуальные, учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах.

Для успешного освоения метода необходимо знать методологическую сторону. С учетом указанного выше можно определить следующие методические ориентиры внедрения нового содержания химического образования: обеспечение  личностно-ориентированного подхода, реализация компетентностного подхода. Формирование умения учиться, ориентация на самообучение, соблюдение современных дидактических принципов, трансформация функций оценивания учебных достижений. Методику современного урока характеризует система самостоятельных работ, которые выполняются по учебнику, по карточкам, лабораторные опыты. Внимание учеников следует обратить на необходимость осознания целей работы, на то, какие знания и умения они должны получить, выполняя задание. Учитель обучает школьников всем необходимым компонентам познавательной деятельности: осознание цели, выполнение работы, соотношение результатов работы с целью, оценивание своих достижений. Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить множество учебно-воспитательных задач: повысить осознание и прочность усвоения знаний школьниками; отработать умения и навыки; научить использовать полученные знания в жизни; развивать познавательные  способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность; учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они могли самостоятельно заниматься образованием после школы. Во время своей практической работы учитель организует множество видов самостоятельной работы. Доклад, реферат, работа с учебником, работа  по карточкам, проведение опытов. Иначе говоря, учитель создает обстановку, в которой ученик не может сидеть на уроке, как отмечал К. Д. Ушинский: «Без мысли в голове, без дела в руках»
Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении учащихся разные, поэтому я применяю в практике разноуровневые индивидуальные задания. Для учащихся с высоким уровнем мотивации большая роль отводится индивидуальной самостоятельной работе, учитель отслеживает усвоение знаний, умений, помогает ученику добиться успеха.

Для учащихся с низкой учебной  мотивацией дифференциация должна проявляться не столько в структуре заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Например, я наблюдаю за работой таких учеников, даю советы, наводящие вопросы.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока: для усвоения новых знаний и их закрепления, для обобщения и повторения пройденного, для контроля знаний. Главное, чтобы самостоятельная работа соответствовала учебным возможностям ученика. Самостоятельная работа – неотъемлемая часть процесса обучения, это средство борьбы за глубокие и прочные знания. Система самостоятельных работ на уроках химии позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, формирует социально-адаптированную личность, способную адаптироваться в современной жизни. Познание мира действенно тогда, когда мы пропускаем его через все органы чувств. Самостоятельная работа как форма познания мира как раз соответствует этому требованию. Самостоятельная работа помогает развить  познавательный интерес учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Если учитель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, правильно организовывать и осуществлять учебно-познавательную деятельность, то ему необходимо использовать методы самостоятельной работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения.

Существуют три  уровня самостоятельной деятельности учащихся:

1. Репродуктивные (копирующие) – задания для самостоятельных работ заключают в себе требования выполнять те или иные действия по образцу. Указания в них в основном предписывают, как и в какой последовательности надо решать ту или иную задачу. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового, закрепления в памяти изученного материала.

2. Частично-поисковые (эвристические) – самостоятельные работы побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основанииимеющихся знаний.

3. Исследовательские самостоятельные работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия.

На начальном этапе изучения каждой темы для усвоения основных понятий химии ученики, прежде всего, выполняют  работы репродуктивного характера, которые обеспечивают основу для дальнейшего выполнения  заданий частично – поискового и исследовательского характера. Репродуктивные задания помогают  ученикам «уложить» знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепит. Подбор заданий учитель проводит так, чтобы ученики в процессе выполнения  могли применить  такие приемы  учебной деятельности: решение задач по готовому образцу, ответы по вопросам по предложенному тексту, выполнение эксперимента по готовой инструкции, составление таблиц по тексту учебника, чтение таблиц, описание свойств веществ, явлений, устройств и приборов, пересказ текста, составление словаря.  (Приложение 1). Во время составления систем заданий необходимо реализовывать развивающий принцип обучения, нацеливая учеников на постоянный переход от приемов репродуктивной к приемам частично-поисковой и исследовательской деятельности. Репродуктивные задания, с целью исследования свойств веществ, предусматривают проведение эксперимента эвристического характера и по готовой инструкции. Привожу систему  заданий по обучению учеников описанию свойств веществ. Где предусматривается репродуктивная и частично – поисковая деятельность. (Приложение 2)

Отмечая три типа самостоятельных работ учащихся, нужно сказать, что на практике не всегда можно с полной уверенностью определить, какого именно типа работа в каждом конкретном случае была проведена. Резкой грани между типами самостоятельных работ не существует. Речь может идти лишь о преобладании того или иного характера познавательной деятельности учащихся во время работы. Существуют определенные требования к организации самостоятельной работы.

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный и систематический характер.
  2. Учащиеся обязательно должны быть подготовлены к выполнению заданий.
  3. Задания должны быть подобраны так, чтобы способствовали пробуждению интереса к их выполнению, т.е. разноуровневыми.
  4. Для самостоятельной работы предлагать задания, требующие применение знаний в новой ситуации.
  5. Самостоятельную работу нужно планомерно и систематически включать  в учебный процесс.
  6. Метод самостоятельной работы сочетать с другими методами. Самостоятельные работы обязательно должны быть проверены и прокомментированы учителем.
  7. На современном уроке важно, чтобы школьники могли сами добывать знания, потом их применять в практической деятельности, важно научить детей мыслить, так как эти умения лежат в основе метапредметности.

В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой (работа с текстом, составление плана ответа, конспектирование, структурирование текста).
  2. Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений).
  3. Проверочные самостоятельные работы (тесты, химические диктанты).
  4. Подготовка докладов и рефератов.
  5. Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам).

Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ: (Приложение 3)

  1. тесты
  2. разноуровневые карточки
  3. листы индивидуальной работы
  4. опорные конспекты
  5. карточки-задания
  6. тесты химических диктантов с пропущенными словами, терминами.

Организация работы с учебником

Работа с учебником будет эффективна в том случае, если в ней объединяются репродуктивная и творческая деятельность учеников, с объяснением учителя и постановкой опытов, умелое использование средств наглядности. С начала изучения химии необходимо приучать учеников к тому, что школьный учебник для них - главный источник научных химических знаний. У учеников нужно формировать умения отбирать из учебника максимальный объем научной информации, анализировать его, сопоставлять данные, делать выводы и обобщения. Ученики получают инструкцию, как работать с учебником, с текстом параграфа, как выполнить задание. Выделить главное, обобщить, структурировать текст и т.д. Заранее можно записать вопросы на доске, ответы дети находят в параграфе. Ученики должны уметь выделить главное в тексте, работать с терминами, определять ключевые моменты. Работа с учебником на уроке может успешно объединиться с рассказом учителя, беседой, выполнением упражнений. Разнообразная работа с учебником на уроке (текстом, таблицами, иллюстрациями) в соединении с опытом помогает ученикам не только глубоко осмыслить содержание материала, но и выяснить учебные возможности учебника химии - дидактические и методические. Работа с учебником будет эффективна в том случае, если в ней объединяются репродуктивная и творческая деятельность учеников с объяснением учителя и постановкой опыта, умелое использование средств наглядности.

Самостоятельная работа учеников во время выполнения лабораторных и практических работ

Самостоятельная работа неразрывно связана с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т.д. Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании. Во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса химии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается. Лабораторные работы  являются одной из форм работы на уроках химии  для проверки знаний, умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем и разделов. Лабораторные работы отражают не только теоретические знания учащихся, но также позволяют проверить их мыслительную деятельность, самостоятельность, внимание, концентрированность, творческий подход и воображение. Кроме того, лабораторные работы позволяют проявить свои умения и методическую грамотность самому учителю, который ищет новые подходы и методы в обучении учащихся, пытается их заинтересовать и вовлечь в изучение предмета. Не все виды  опытов дети могут проводить и доказывать самостоятельно.  Например, химические свойства оснований, кислот и солей учащиеся выполняют самостоятельно и фиксируют результат в виде отчета (Приложение 4).

Другие виды самостоятельных работ

Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.

Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

- Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций. 

- Химические диктанты с самопроверкой. 

- Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся. Организация самостоятельной работы по химии имеет особенности в  зависимости от курса химии и года обучения. Вопрос «Самостоятельная работа учащихся» является не новым, и изучался многими педагогами, методистами, психологами. Анализируя изученную литературу, можно сказать, что каждый из них внес в изучение этого вопроса свой вклад, свое понимание значения, места, функций, видов методов самостоятельной работы. Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности: познавательная, практическая, организационно-техническая.

  • Первое направление представлено в работах  Б.П. Есипова (60-е гг.) Он определил роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе, особое внимание, уделив ее способности развивать познавательную активность учащихся.
  • Второе направление берет начало в работах Я.А. Каменского. Он разрабатывает организационно-практические вопросы вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. Им анализируются области применения самостоятельных работ, виды, использование. 
  • Третье  направление получило свое отражение в работах К.Д. Ушинского. Он выявил сущность самостоятельной деятельности школьника, ее элементов – предмет и цели деятельности. Большое внимание этому вопросу уделила автор А.И. Зимняя, которая подчеркивает, что самостоятельная работа – это следствие правильно-организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. А.И. Зимняя рассматривает самостоятельную работу, как высшую работу учебной деятельности школьника, являющуюся компонентом целостного педагогического процесса, которому присуща триединая функция.

Ю.К. Бабанский рассматривает методы самостоятельной работы, как подгруппу методов организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Автор проводит классификацию методов самостоятельной работы, выделяет их функции, рассматривает рациональность их использования, эффективность самостоятельной работы, дифференцированный подход при ее использовании, делает общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы. Развитие самостоятельности учеников - это цель деятельности,  как учителей, так и учеников, поэтому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, который бы дал возможность реализовать главную цель - развитие личности ученика, ее творческого потенциала. Организовать  самостоятельную  работу так, чтобы каждый ученик был задействован в учебном процессе. Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезной работе,  развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний; прививать им культуру умственной и физической работы, учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они могли стать успешными во взрослой жизни.