Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие к тёплому морю»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; однокоренные слова; составление описательного рассказа.
  • Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
  • Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, скоро наступит лето и  многие из Вас поедут с родителями отдыхать на берег  тёплого моря. Мальчик Ваня тоже отправится  на море. Мы сегодня будем путешествовать вместе с ним. Перед  вами лежат листочки, на которых изображена  карта. По карте мы  проследим, как Ваня путешествовал к  морю, и составим рассказ. (см. рисунок №1)

Итак, найдите на карте домик, в котором Ваня живёт. Из дома Ваня (что сделал?)… (вышел), речку по мостику он … (перешёл). Ваня сел на  мотоцикл и … (поехал).  В  горку он … (въехал),  с  горки … (съехал),  вокруг озера … (объехал),  и на железнодорожный вокзал … (приехал). На поезде Ваня долго ехал и наконец  … (приехал) в город. На такси Ваня поехал в аэропорт. В аэропорту сел на самолёт и … (полетел). Над  лесом Ваня … (пролетел), через горы он … (перелетел) и в другой город …(прилетел). Пошёл Ваня в морской порт. На теплоходе он … (поплыл) дальше.

Смотрел Ваня на море и мечтал о волшебной, неизведанной стране.

Физкультминутка

Звучит песня «Карамельная страна», музыка Д.Воскресенского, стихи Д.Воскресенского и И.Коробушкиной.

Дети по тексту выполняют движения.

Леденцы-облака по ванильному небу – взмахи руками над головой
Уплывают туда, где ни разу я не был. – круговые движения руками(«плывут»)
Уплывают в страну, где на сахарных елях
Вместо шишек смолистых растут карамели. - круговые движения в «кулачках»
В той стране всегда в небе радуга-дуга - поочередные взмахи то правой, то левой рукой
И на землю сыплет дождик-лимонад. – мелкие движения кистями рук вверх-вниз
Там растут торты, мармеладные цветы - приседают, руки соединены как цветок
И под солнцем тает вкусный шоколад.-встают на ноги, круговые движения руками одновременно

Вдруг зазвонил телефон.

Воспитатель: «Это звонит друг Вани, Серёжа. Он спрашивает, что делает  Ваня  и на каком теплоходе плывёт. Ребята, кто расскажет про теплоход? (выставить картину с изображением теплохода, а также схему для описательного рассказа, рисунок №2)

И вот, наконец Ваня заселился в отель. Что такое отель? Слово это французское. В русском языке есть слово гостиница. Как вы думаете от какого слова оно образовалось?  (гости).

Ваня отправился к морю, На танцевальной площадке он услышал музыку. Увидел танцующих детей и ему очень захотелось потанцевать.
Выходите ребята на ковёр.

Физкультминутка.

Звучит песня «Карамельная страна», музыка Д.Воскресенского, стихи Д.Воскресенского и И.Коробушкиной.

Дети по тексту выполняют движения.

Круглый год в той стране очень сладкое лето-легко прыгают на двух ногах
На зефирной земле поспевают конфеты,
А в бисквитном дворце на ореховом троне-делают пружинку
Правит балом царевич в медовой короне.
В той стране всегда в небе радуга-дуга - поочередные взмахи то правой, то левой рукой
И на землю сыплет дождик-лимонад. – мелкие движения кистями рук вверх-вниз
Там растут торты, мармеладные цветы - приседают, руки соединены как цветок
И под солнцем тает вкусный шоколад.- встают на ноги, круговые движения руками одновременно

Воспитатель: Потанцевал Ваня и побежал к морю. Там он долго плавал, захотелось ему отдохнуть и поиграть. Давайте и мы поиграем.

Дидактическая игра «Кто есть в тёплом море?»

Дети стали в круг, а воспитатель бросает им мяч и спрашивает: «Есть пингвины в тёплом море? (нет пингвинов), есть моржи?, есть белые медведи? есть тюлени?

Дельфины есть? Один дельфин, два … , три … , пять ….

Медузы есть? Одна медуза, две … , пять … и т.д..

А ещё Ваня обожал чистоговорки, давайте и мы поупражняемся.

Показать карточку со слогом «ча», а потом - «ща». Дети читают слоги.

Ча-ча-ча – нет зелёного … мяча.
Ча-ча-ча – была Соня у…  врача.
Ча-ча-ча – на столе горит … свеча.
Ща-ща-ща – поймал Ванечка … леща
Ща-ща-ща – нет … щетинки у леща

Дети  садятся на ковёр. Д/и. «Новое слово».  Заменить в словах первый звук на «П».
Кол-пол,  мушка-…, мальчик-…, кони-…, торт-…, лапочка-…, карта-…, качка-…, точка-…, лесенка-…, лекарь-…, речка-…, медаль-…, лесок-…, леченье-…, зелёнка-…, лень-…, мир-….

А потом Ваня захотел есть и они отправились в кафе. Официант принёс заказ. (Поставить на стол поднос с посудой и муляжами. Показывать детям предметы и спрашивать)

Сок для мамы из апельсина, какой? Для Вани сок из сливы, какой? Для папы сок из помидора, какой? Маме булочка с творогом, как она называется? ( ватрушка). Для папы и Вани, вот это изделие (показать кекс), что это?

После обеда Ваня посмотрел  видеофильм.

Вот и мы посмотрим фильм в котором Кот Леопольд  даёт советы детям, учит правильно общаться. (см. ссылка)

Вот так вместе с Ваней мы путешествовали к тёплому морю. Что вам больше всего запомнилось?

Литература и источники

  1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под  редакцией Н.Вераксы, Т.Комаровой, М.Васильевой.
  2. С.Ушакова. Занятия по развитию речи.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания.
  4. Схема для описательного рассказа по теме «Транспорт»
  5. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%
    BC%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D0%
    BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%
    8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%
    D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D1%
    82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%
    80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fzolotayarybka.ucoz.ru
    %2Flogoped%2FgetImage-1-.jpg&pos=1&rpt=simage
  6. Физкультминутка http://e.muz-ruk.ru/article.aspx?aid=492254
  7. Видеофильм «Речевой этикет»
    http://yandex.ru/video/search?text=
    %D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%
    BE%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%
    D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D1%
    82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82%20%
    D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%
    D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&path=
    wizard&parent-reqid=1458997558770282-
    16877755578339381065188771-sas1-5509&filmId=
    REf7Nu2SUXI&redircnt=1458997629.1
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html