Конспект открытого занятия «Творческая игра в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, испытывающими трудности социальной адаптации»

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Многие исследователи считают, что театрализованные игры
близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми» 
(М.А. Васильева)


Творческая игра является тем видом деятельности, где, в эмоционально комфортных условиях, моделируются социальные отношения, всевозможные проблемные ситуации, отражающие общение с людьми и окружающим миром. Дети начинают ориентироваться среди природных и общественных явлений, обозначать их в различных системах кодирования: образно-двигательных, образно-жестовых, вербальных, графических. Таким образом дети усваивают социальный опыт, преодолевая познавательный «эгоцентризм» и негативные формы поведения.

Одной из целей работы педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, является развитие целостной личности ребенка, усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Творческая игра, основанная на сказочном сюжете, учит ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него складываются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. Использование творческих игр создает новую модель мира, приемлемую для ее участников.
Создание игровой реальности: декораций, костюмов, элементов быта персонажей, способствует включению всех участников в мета-деятельность.

Чаще всего, в детских коллективах, роль создателя творческой игры берут на себя педагоги. Однако, включение детей и родителей в процесс подготовки творческой игры делает их полноправными создателями воображаемого мира и активизирует их внутреннюю я-позицию по отношению к совместной деятельности. Совместная работа родителей, специалистов школы или центра и детей позволяет объединить коллектив.

На наших занятиях дети и родители не только смотрят и играют роль, но и принимают активное участие в подготовке творческой игры. Они подбирают музыку, репетируют танцы, сочиняют стихи для роли, и создают образы сказочных героев.

Форма мероприятия – театральное представление «Как Колобок Весну искал».

Сказочными героями творческой игры станут: Колобок, Девица 1, Девица 2, Девица 3, Русалка, Леший, Кикимора, Пастушок, Дюймовочка, Петушок-Золотой гребешок, Птички, Весна.

Персонажи на протяжении сказки пытаются разбудить Весну. Сказочные персонажи рассказывают о волшебных изменениях природы, происходящих весной.

В процессе игры участники знакомиться друг с другом, обращаться за помощью к новым персонажам, выполняют совместные действия. Для достижения общей цели.

Все приобретенные в процессе навыки эффективной коммуникации способствуют снижению напряжения и тревоги у детей, испытывающих трудности социальной адаптации.

Рекомендуется для детей 3-7 лет, а также для разновозрастных групп. Сценарий творческой игры «Как Колобок Весну искал» предназначен не только как детей с ОВЗ, так и для детей с нормативным интеллектом.