Урок литературы "А.Платонов «Неизвестный цветок»". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная: Знакомство с Андреем Платоновым. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
  • Развивающая: Развитие речи, мышления, умения обобщать и делать выводы; развитие навыка анализа произведения малой формы.
  • Воспитательная: Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
  • Создание условий для воспитания таких нравственных качеств, как любовь, доброта, сочувствие, сострадание, трудолюбие, дружба, воля к жизни, сила духа.

Тип урока: урок-размышление. Тип урока по ФГОС: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

  •  Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
    Гораций
  • Хотя в поисках прекрасного мы странствуем
    по всему свету, мы должны иметь его в себе,
    иначе нам не найти его.

    Ральф Уолдо Эмерсон

І. Вступительное слово учителя.

Всем доброе утро! Посмотрите за окно, ведь утро и на самом деле сегодня доброе. Вы заметили это, идя в школу? Нет??? Тогда, ребята, я сегодня поделюсь с вами добротой. Мы будем с Вами говорить о доброй сказке доброго писателя. Андрей Платонович Платонов и его сказка-быль “Неизвестный цветок”.

1 слайд. Портрет писателя. Приложение 1

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку, о чём он говорит? (Да, ребята, жизнь прожить непросто, ведь нужно прожить её достойно, красиво) Как это сделал Андрей Платонов.

2 слайд. Андрей Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

3 слайд. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность.

4 слайд. Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Мать М ария Васильевна была дочерью часового мастера. Семья была трудовой.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни. В 1942 году Платонов уходит на фронт, работает военным корреспондентом.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

5 слайд. Наследие писателя Платонова велико. Он много писал для детей, видел в них будущее, одухотворенную детскую теплоту и нежность. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг. Начнём путь приобщения к прекрасному миру, созданному писателем.

6 слайд. Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. “Неизвестный цветок” - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

7 слайд. - На какие размышления наводит Вас название произведения? С чем ассоциируется у вас слово цветок? А неизвестный?

Посмотрите, у меня на доске неизвестный цветок, нам нужно, чтобы он обрёл имя, стал нам близким, чтобы мы почувствовали его красоту, аромат. ( Меня никто не зовёт). Что нам нужно для этого сделать?

8 слайд. II.Цель:

  • Как вы думаете, если произведение писатель подарил дочери, случайно ли это? Подарок имеет свой смысл? Каждое поколение передаёт что-то другому. Тогда что нам предстоит узнать?
  • Какую мудрость жизни, веками хранимую   русским народом, передает писатель своей дочери, а значит, и нам, читателям? (на доску)

- А что, ребята, ещё наводит на мысль, что в этом произведении нам откроется мудрость жизни? (жанр произведения).

Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки, (повествование, основанное на вымысле), и были (повествование, основанное на реальных событиях).

Сказка –  это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. Если мы, ребята сумеем разгадать, какая это мудрость жизни, наш цветок обретёт своё имя и лепестки.

- Что в этом произведении из были и что из сказки? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.) Как, ребята, называется такой художественный приём в литературе” (Олицетворение)

У Вас на партах рабочие листы. Там у Вас есть словарик сказки-были “Неизвестный цветок”, таблица, которую по ходу прочтения мы заполним. Приложение 2

II. Беседа по содержанию сказки-были.

Первичное восприятие

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок).

- На сколько частей вы разделите это произведение? Давайте их кратко озаглавим. Можете посовещаться с соседом по парте. Запишите.

III. Работа над текстом.

- Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка.

1. Итак, обращаемся к первому смысловому отрывку сказки-были.

Дети читают первый абзац под музыку Шостаковича.

- Где рос цветок? Что такое пустырь? Зачитайте описание пустыря?

-  Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? (“голый каменный пустырь”, “мертвую глину”, “голый камень”, “сухую глину”)

- Найдите в описании пустыря, что противопоставлено мёртвой глине (добрая земля), то есть плодородная. Семена всходили в доброй почве и умирали в мёртвой.

–  Какой же была жизнь цветка на пустыре? Какое слово часто встречается? (один). Один цветок, один ветер, одни серые камни. Обратите внимание – маленький цветок на земле.

Жизнь цветка.

  • с какими трудностями столкнулся цветок, когда начал жить? Как началась его жизнь? (Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.)

- Что он делал, когда вышел из семечка? скажите глаголами.

(он грустил, страдал, трудился)

1. Работа с таблицей – Заполняем по рядам в парах в парах. Выпишите неб.цитат

Цветок грустил - 6 абзац Цветку было трудно - 3 абзац Цветок страдал - 4 и 6 абзац
Не хотел жить печально;

Когда ему было совсем горестно, он дремал

Всю ночь сторожил росу по каплям;

сторожил днем ветер, а ночью росу;

трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть

Нуждался в жизни;

превозмогал терпением свою боль;

мучение обозначалось в листах разными цветами

Выводы
Цветок не просто скучал – ему было...одиноко Цветку не просто было трудно – жизнь была ...тяжёлой... Цветок не только страдал – у него хватало мужества ...радоваться и бороться.

- Какие художественно-выразительные средства использует автор, чтобы так пронзительно, сказочно и в то же время правдиво описать жизнь маленького цветка? (Эпитеты: “листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета”, “венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного”, “светился живым мерцающим огнем”; сравнение: лепестки, “как у звезды”; метафоры: “выпустило из себя тонкие волоски корешка”, “листья тяжелели от росы”; олицетворения: “томилось это семечко”, “приютилось оно”, “цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям”, “он трудился день и ночь”, “он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости”, “цветок ... не хотел жить печально”, “он дремал”

Как был вознаграждён цветок за эту борьбу?

- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. (“В середине лета цветок ... и уносил его запах с собою” - 7 абзац.) (ветер уносил его аромат)

- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.) Как называется такое изобразительное средство? (Сравнение) Запишите.

Что роднит цветок со звездой? (Светился живым мерцающим огнем.) Он на большой земле, звезда в небе.

- Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. (“Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть”. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

- В чём убеждает нас автор? (Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)- 1 мудрость. (доска)

Посмотрите ещё раз на слова Горация? Можно отнести их и к жизни цветка?

- Считает ли цветок себя звездой? (Нет, таким его видит автор, Даша, пионеры.) Это и отношение автора к цветку и умение видеть прекрасное девочки Даши). Послушаем песню, и я вас прошу обратить внимание на 2 куплет. Приложение 3

- Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали? Похож этот цветок на цветок мечты, который не каждому дано увидеть? (релаксация)

“Тот цветок ищут многие люди, но находят не все”. (Почему Даша?)

2. Встреча цветка с Дашей.

- Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она настроении?

- Почему Даша “завидовала” письму? Почему она свернула с тропинки? (благоухал, история о розе).

Чтение по ролям.

- Вроде бы и встреча произошла, и уже не так цветку одиноко, но почему всё-таки грустно? (Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)(Меня никто не зовёт)

- Как Даша наградила цветок за его трудолюбие? Она его поцеловала. (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

- Как вы думаете, цветок чем-нибудь помог Даше? (Девочка почувствовала себя кому-то нужной в минуты её печали.)

- Какие чувства испытывает Даша к цветку? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие –  это очень важные качества человеческой души, это её труд. “зовущий голос маленькой неизвестной жизни”. Даша проявила не просто сострадание, а деятельное сострадание?

Вывод: нужно уметь откликаться на чужую боль, стараться помочь, проявить деятельное сострадание.

3. Новая жизнь на пустыре.

- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Пионеры хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут “самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде”.)

- Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

Вывод: Нужно умножать доброту на Земле. (доска)

4. - Найдите в последнем отрывке произведения строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).

- Почему же Даше стало грустно?

- Где нашла Даша такой же, но только новый цветок?

- Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы ваш ответ.

- Какое чувство вызывает этот цветок у Даши? У вас? (восхищение)

- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. Это память о цветке-отце.

- Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях? Но чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.

Вывод: Нужно оставить свой добрый след на земле.

IV. Подведение итога урока.

Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

Человек, так же, как и этот цветок, живёт. И жизнь его не должна пройти бесцельно.

- А любой ли человек остаётся во времени (т.е. в памяти людской) (Нет).

- А какой только человек? (Человек, который что-то полезное делает для своего времени и пространства). Это сделала Даша. Это сделал цветок. И это сделал и Андрей Платонов, написав произведение. Его дочь Маша продолжила дело отца, издав его книги и убедившись, что известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта.

Посмотрите, ребята, сколько мудрых советов дал нам Платонов. Выберите из них тот, который объединяет остальные.

Вывод: нужно уметь откликаться на чужую боль, стараться помочь, прийти на “зовущий голос маленькой неизвестной жизни”

Вывод: Нужно умножать доброту на Земле.

Вывод: Нужно оставить свой добрый след на земле.

А для этого нужно (ответ в первом отрывке) трудиться.

(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.). прикрепить после вопроса на доску.

Труд, ребята, не только физический, но прежде всего духовный.

Так вот ты какой неизвестный цветок. Многие желают найти тебя, а встречаешься ты не всем. Показывается тот цветок лишь тому – у кого доброе и понимающее сердце, лишь тому - кто готов прийти на помощь в трудную минуту, лишь тому – кто излучает тепло, улыбку и радость.

Итак, ребята, прикрепим лепестки к нашему цветку, лепестки-качества души человека, которые нужны ему, чтобы прожить жизнь красиво и найти свой цветок мечту, оставить свой след на земле.

Прикрепляем лепестки со словами “Я понял, чтобы жить достойно, нужно быть ....”

А назовём мы цветок как? Какое слово очень часто звучало на сегодняшнем уроке? (Труженик).

А мы-то с Вами что сегодня делали, постигая тайну платоновского цветка? (трудились)

Как нужно читать любое произведение? Нужно бережно относиться к чужому труду. Нужно вдумчиво читать и тогда перед Вами откроется целый мир. Посмотрите, сколько красивых слов, выражений мы нашли в этом небольшом произведении. Может вы сейчас мне раскроете смысл и ещё одного афоризма ( прикрепить на доску). Он тоже отражает тему нашего сегодняшнего разговора.

- Обратимся ко второму эпиграфу урока, как понимаете? Чтобы сделать что-то полезное, чтобы увидеть что-то прекрасное, нужно, чтобы цветок такой расцвёл в душе человека. И растить этот цветок нужно с самого раннего детства. Ведь вы – будущее нашей Планеты.

Мир начинается с Тебя –
Об этом помни.
В тебе живет цветок Добра,
Его не скомкай.
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свои
Любовь и Счастье.
И это чудо ты отдашь
На благо людям,
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь.
Все, что сегодня приобрел,
Возьмешь ты в Завтра.
Мир начинается с Тебя –
И это Правда!

Спасибо за урок! Моё общение с Вами – это тоже вознаграждение за мой труд.

Домашнее задание. Прочитайте “Цветок на земле” А.Платонова и подумайте, что объединяет эти произведения и в чём их различие. Обратитесь к афоризмам в Ваших рабочих листах.