Открытый урок с использованием сюжетно-ролевой игры. 1-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В программе для начальных классов по физической культуре ведущее место занимают подвижные игры. Ведь подвижные игры в школе это есть ни что иное, как средство физического воспитания детей, и как игровой метод. Известный педагог П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что игра, есть упражнения, с помощью которых ребёнок готовится к жизни.

Игровой метод придаёт учебному процессу привлекательную игровую форму с введением одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением правил игры, для достижения определенной цели.

Игра становится доступным средством, которое способствует быстрому овладению знаниями, умением и навыками по предмету “физическая культура”.

При проведении уроков в начальных классах, мне необходимо учитывать, что урок должен быть интересным, содержательным. Проводить с оптимальной нагрузкой, на высоком эмоциональном уровне. Использовать на уроке большой арсенал современных методов и приёмов обучения. Обучение двигательным действиям с учетом возрастных особенностей, а так же их заинтересованности. Самое главное не допускать формализма в работе. Использовать разнообразные формы обучения и естественно, добиваться результативности и воспитательного потенциала каждого урока.

Я считаю, что осуществить все эти задачи помогают именно подвижные игры и игры сюжетного характера.

Когда я готовлюсь к такому уроку, мне приходится тщательно продумать все этапы проведения урока, просмотреть специальную литературу, подобрать игры, которые соответствуют данной теме, какие наглядности, т.е. плакаты, инвентарь понадобится для этих игр и как расставить в зале оборудование и спортивный инвентарь. Когда подбираю игры, то стараюсь выбрать те, которые детям больше нравятся и наиболее им интересны.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Подвижные игры на уроках физического воспитания имеют большое оздоровительное значение для детей. Самое главное - это укрепление здоровья ребёнка. Содействие правильному телесному развитию. Вместе с тем отличается большая частота сердечных сокращений и более быстрый кровоток. Оживлённая деятельность сердечно-сосудистой системы соответствует более интенсивному обмену веществ, который мы наблюдаем у детей и который объясняется различными причинами: ростом и увеличением массы тела, большой подвижностью детей, формируется правильная осанка и форма позвоночника. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, особенно полезны для здоровья подвижные игры на свежем воздухе, а в снежную погоду, игры на снегу.

Воспитательное значение подвижных игр.

Проводя подвижные игры с учащимися, передо мной раскрывается характер ребёнка, его умение переживать за свою команду, сопереживать за другую, как повышается работоспособность в экстремальной ситуации. Например, игра “Укради красное знамя” воспитывает патриотизм, взаимопомощь. Если это командная игра - проявляется и воспитывается коллективизм, класс сплачивается, появляются добрые отношения друг с другом. Если это игра, в условия которой входит “взяться за руки” девочке с мальчиком, то подвижные игры прекрасно устраняют комплекс во взаимоотношениях. Приятно видеть, как появляется азарт и это естественно способствует хорошей подготовке соревнованиям между классами рождается заинтересованность к соревнованиям. Желание не подвести свой маленький коллектив.

Подвижные игры дают превосходный стимул для участия всех учащихся класса в занятиях физкультурой. Они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, спокойно ведут себя на уроке.

Открытый урок.

Тема: “Методика проведения уроков физкультуры с использованием сюжетно-ролевой игры.”

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Формировать навык бега.
  • Воспитывать быстроту и ловкость.
  • Воспитывать выносливость и сообразительность,

ИНВЕНТАРЬ: обручи, скамейки, мячи, флажки.

Подготовительная часть (10 минут).

1. Построение, постановка задач урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы отправимся и побываем в “мире животных”.

Дети идут в колонну по одному в обход по залу.

УЧИТЕЛЬ: По дороге вы должны быть очень внимательны, особенно когда будем переходить улицы, (показывает детям красный флажок или говорит словами “красный”).

1. ДЕТИ: останавливаются.

УЧИТЕЛЬ: показывает желтый флажок или говорит “желтый”.

ДЕТИ: шагают на месте.

УЧИТЕЛЬ: показывает зелёный флажок или говорит “зелёный”.

ДЕТИ: продолжают ходьбу.

Подходят к гимнастической скамейке и разводят руки в стороны.

УЧИТЕЛЬ:

Чтоб попасть к животным в гости
Надо речку перейти
Нам поможет в этом мостик
Лучше средства не найти.

2. ДЕТИ идут по гимнастической скамейке друг за другом и подходят к обручам, лежащим на полу на расстоянии 30 см друг от друга.

УЧИТЕЛЬ; Много в царстве у животных разных кочек и пеньков, и сейчас преграды эти дружно мы перешагнём.

3. ДЕТИ ступают в середину обруча и перешагивают с высоким подниманием бедра и подходят к низким обручам на подставках.

УЧИТЕЛЬ: И совсем чуть-чуть осталось находиться нам в пути остаётся нам всего лишь сквозь пещеру перейти,

4. ДЕТИ, нагнувшись, переходят сквозь обручи друг за другом и выходят на небольшую часть зала, где разбросаны самодельные мячики.

УЧИТЕЛЬ: Плохо, что идем мы в гости а подарков не несём так давайте мы зверятам вкусных ягод наберём.

5. ДЕТИ начинают собирать мячики, наклоняясь за каждым мячом не сгибая колени. УЧИТЕЛЬ ходит с корзиной, а дети бросают туда мячики и выстраиваются в колонну по одному и подходят снова к скамейке.

УЧИТЕЛЬ: Пастух в лесу трубит в рожок, пугается русак. Сейчас он сделает прыжок,

ДЕТИ вместе: Мы тоже можем так!

6. и выполняют прыжки через скамейку змейкой друг за другом. Отходят от скамейки.

УЧИТЕЛЬ: Смотри скорей, который час, тик-так, тик-так, тик-так, налево - раз? Направо - раз!

ДЕТИ вместе: мы тоже можем так.

7. Выполняют наклоны в стороны, руки на пояс.

УЧИТЕЛЬ: Чтоб стать похожим на орла и напугать собак, петух расправил два крыла

ДЕТИ вместе: Мы тоже можем так.

8. и выполняют маховые движения руками вверх и вниз плавно, имитируя крылья.

УЧИТЕЛЬ: Под ногами мягко что-то. Ой! Попали мы в болото, повернёмся мы кругом и быстрей назад бегом.

9. И бегут в противоположную сторону в колонну по одному.

УЧИТЕЛЬ: А в трущобе этой, чтобы много шишек не набить в полуприседе придётся нам немножко походить.

10. ДЕТИ идут в полуприседе друг за другом в колонну по одному.

УЧИТЕЛЬ: Ну вот мы и пришли,

А сейчас мы вместе со зверями поиграем в игры.

Основная часть урока. (23 минуты).

Первую игру мы поиграем с медвежатами:

11. Игра “Два медведя”

На противоположных сторонах зала на расстоянии 10 м. ставим скамейки или чертим линии и отмечаем “дом” и “лес”. Выбираем двух водящих - “медвежат”. Остальные играющие - “дети”. Ребята располагаются в шеренгу за линией “дом”, а в середине площадки - “медведи”.

Медведи обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,
Два медведя удалые
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я медведь - острый зуб.

Другой:

Я медведь - чуткий нюх.
Ребята хором говорят:
Нет смелей нас детей,
Не боимся медведей!

После этих слов, ребята из “дома” бегут в “лес”, за черту на другую сторону, если стоит скамейка, то перепрыгивают через нее.

Медведи ловят их. Осаленные дети останавливаются и идут в “берлогу” к “медведям”. Затем ребята снова говорят свои слова и перебегают “домой”. После двух перебежек меняют “медведей”, которые больше всех осалили детей.

Наградить победивших “медведей” (самые ловкие и быстрые).

12. “По своим норам”,

По сигналу учителя “ВОЛКИ” - все “зайцы” - дети бегут в норы, в каждую нору по 2 человека.

Оставшиеся без “норы” – выходят. Каждый раз, убирая по одному обручу, пока не останется два победителя.

Наградить победителей (самый быстрый).

13. А сейчас мы узнаем, кто из вас знает и умеет отличать домашних животных от лесных и диких. Класс выстраивается в одну линию. Учитель выкрикивает или показывает карточки лесных зверей или домашних животных по одной, а дети бегут туда, где висит вывеска “дом”, если это домашнее животное, и бегут туда, где вывеска “лес”, если это дикое животное.

Наградить победителей (самый сообразительный или самый умный).

14. Заключительная часть. (7 минут)

УЧИТЕЛЬ: Да! Очень весело и интересно в “мире животных”, но нам пора возвращаться домой.

Построение в одну колонну, ходьба по залу с выполнением упражнений на дыхание.

УЧИТЕЛЬ:

С вами вместе мы гуляли,
Все преграды перешли,
Со зверями поиграли,
Чудно время провели.

А теперь вместе с утятами потанцуем их любимый танец.

Звучит музыка “Веселые утята”. После танца организованный выход из зала.

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей.

Проведя наблюдения за первыми классами, и выбрав, по моему мнению, один из самых физически слабых, класс 1 Д, я провела небольшое исследование: как подвижные игры влияют на физическое развитие детей.

Прыжки в длину с места (рисунок 1)

  • 1 кл. – 20 м
  • 2 кл. – 22,5 м
  • 3 кл – 25 м

Подтягивание, (мальчики) (рисунок 2)

  • 1 кл. – 5 раз
  • 2 кл. – 20 раз
  • 3 кл – 25 раз

Метание малого мяча, в цель с 6 метров (5 попаданий) ( рисунок 3)

  • 1 кл. – 7 раз
  • 2 кл. – 28 раз
  • 3 кл – 40 раз

Челночный бег 3 X 10 м. ( рисунок 4)

  • 1 кл. – 16,5 с.
  • 2 кл. – 12,5 с.
  • 3 кл – 10 с.

Вис на перекладине, согнув локти (девочки) ( рисунок 5)

  • 1 кл. – 25 с.
  • 2 кл. – 45 с.
  • 3 кл – 50 с.

Выводы.

  1. Подсчитав общее количество результатов, всего класса по четырём видам, составлены графики.
  2. Глядя на них можно сделать вывод, что за год у большинства учащихся, даже физически слабых, благодаря подвижным играм, улучшаются спортивные результаты, повышается интерес к физкультуре, к физическим упражнениям и тем самым улучшается успеваемость в целом.

1.04.2017