Мастер-класс «Гештальт-подход и творческие методы в коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


1 слайд. Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Гештальт – подход и творческие методы в коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

2 слайд. Слово Гештальт для вас наверняка знакомо. Но многие задают вопрос: «А что это?»

Гештальт - это направление психотерапии, в переводе с немецкого означает – образ, фигура, целостность.

Нарушение целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека.

Например, любой портрет состоит из одинакового набора элементов, но все эти наборы отличаются. Портрет это Гештальт, то есть мы собрали из элементов и получили портрет. Или, например, из собранных звуков образуют мелодию. Вот в чем целостность Гештальта.

3 слайд. В гештальт – подходе можно работать с разными чувствами, например, чувством злости, обиды, вины, печали и т.д. Но сегодня мы будем работать с чувством страха.

4 слайд. Психокоррекционная работа  направлена на работу с различными страхами. В работе используются техники гештальта, арт-терапия, песочная терапия, игровая терапия, психогимнастика, работа с телом.

Во время работы ребенок использует все свои ресурсы: зрение, слух, осязание, обоняние, мимику и жесты, голос, воображение, интеллект.

Комплексное использование методов позволяет эффективно корректировать страхи у детей дошкольного возраста, а также улучшать эмоциональное состояние ребенка. Его поведение и взаимоотношения с окружающими.

5 слайд. Цель занятий: коррекция чувства страха и снижение тревоги у детей.

Задачи:

  • психологическая поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы, различные страхи;
  • помощь в проживании чувств и эмоций;
  • сохранение психологического здоровья дошкольников;
  • формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций.

6 слайд. Критерии эффективности:

  • снижение тревожности;
  • повышение уверенности в себе;
  • достижения ребенка в преодолении страха.

7 слайд. Занятие проводятся в три этапа. 1 этап:

Предложить детям вспомнить свой страх. (Что или кого я боюсь. Как ты понимаешь, что страшно тебе? Что происходит с тобой? Какой ты?) Предлагается отследить, в какой части тела живет страх, где его ощущаешь?

8 слайд. Можно подкрепить пословицами и поговорками. Например, «У страха глаза велики» и т.д. Задать вопрос: «На что похож твой страх, какая форма страха, цвет, размер, что страх делает?»

Если бы это был образ, то какой? (На что, на кого похож твой страх?)

Затем детям предлагаю нарисовать свой страх.

Далее идет обсуждение рисунка: «Какие вы испытываете чувства, когда смотришь на свой рисунок?» Ответы детей: «Мне еще страшно, да и не такой он страшный ит.д.»

9 слайд. Фото
10 слайд. Фото
11 слайд. Фото
12 слайд. Фото

13 слайд. 2 этап – работа с телом.

Я предлагаю детям побыть тем, кого боишься, то есть своим страхом. Важно, предупредить о безопасности: не столкнуться, не причинить вред здоровью, важное правило – не пугаем друг друга, а показываем, как ваш страх живет. Далее предложить озвучить свой страх – какие звуки он издает? Возможно у кого то он просто молчит и пугает.

14 слайд. Фото

15 слайд. 3 этап «Маска страха»

16 слайд. Рисуем маску, вырезаем.

17 слайд. Фото

18 слайд.

Используем:
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- клей;
- пластилин;
- бусинки;
- кусочки бумаги;
- крупы и т.д.

19 слайд. Фото

20 слайд. Страх, это ты…

На заключительном этапе предложить детям посмотреть в зеркало в маске.

«Ребята, а давайте покажем страху, какой он! Ведь он себя никогда не видел».

У детей масса положительных эмоций и ответов: «Да это же не страх, это котик и т.д.»

21 слайд. Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

Приложение.

22 слайд. Литература.

1. Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально-волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»
2. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.
3. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.
4. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей/ Пер. с англ. – М.: Класс, 2008. – 224с.
5. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. – М.: «Класс», 2007. – 336с.
6. Петрова Е. Страшные сновидения у детей (что сделать, если ребенку приснился страшный сон) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gestalt.sp.ru/noframes/articles/articles_4.htm.
7. Гештальт-терапия с детьми: творчество, контакт, диалог. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=73&t=20190#p562866

24.03.2017