Проект «Дикие животные средней полосы и жарких стран» исследовательско-творческой направленности

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Уважаемые коллеги, мы хотим представить вашему вниманию проект «Дикие животные средней полосы и жарких стран», который проходил в ноябре 2016 года с детьми среднего возраста (4–5 лет). Мы решили поднять данную тему, потому что в ходе проведения осенней диагностики детей, была выявлена следующая проблема, у детей нечетко сформированы представления о диких животных средней полосы и жарких стран и их местах обитания.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание детей - важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут сохранить планету и улучшить ее состояние, в котором оно находится сейчас.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Главными факторами для успешного экологического воспитания дошкольников являются эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы.

Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми как в играх, так и на занятиях, и в свободной деятельности.
Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к животным. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами живой природы.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные знания о диких животных, их местах обитания, способах добычи пищи. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Поэтому при реализации проекта большое внимание уделялось беседам и разговорам с детьми, во время которых не только закрепляли знания об окружающем мире, но и формировали положительное отношение к теме беседы. Таким образом, мы развивали умение детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Развивали связную речь: разговор с воспитателем развивал умение ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями.

Дошкольный возраст самый восприимчивый, любознательный. Если целенаправленно воздействовать, то можно сформировать правильное, гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, знания о поведение человека в природе.

Мы убеждены, что такое отношение невозможно сформировать только в ходе педагогического процесса, очень важен тесный контакт и взаимодействие ребенка с живой и неживой природой, наблюдение за поведением животных, что безусловно сформирует у детей глубокое, уважительное чувство к природе.

Поэтому в рамках проводимого нами проекта, мы посетили «Зоологический музей» под руководством экскурсовода, чтобы получить полное представление о правильном отношении к объектам живой природы, чтобы сформировать желание сохранить, поддержать или создать нужные условия для животных, чтобы вызвать эмоциональный отклик у детей на любые проявления животных.
Одно из главных мест в проекте отводилось игре, как главному виду детской деятельности. Это и дидактические игры, и развивающие игры, и сюжетно-ролевые. Большое значение уделялось также чтению художественной литературы, загадкам о животных.

Цель проекта:

обогатить представления детей о диких животных, познакомить со строением частей тела животных, с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, что и как едят, где живут; воспитывать интерес и любовь к природе и животным; сформировать осознанное, правильное отношения к природе через непосредственное общение с природными объектами.

Задачи проекта:

  • сформировать представления о природных зонах Земли и о взаимосвязи человека и природы; о приспособлении животных разных стран к среде обитания;
  • развивать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников; активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
  • воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Возрастная группа: средняя группа, дошкольники 4-5 лет.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Вид проекта: исследовательски-творческий

Сроки реализации проекта: 2 недели (с 7 по 20 ноября 2016 года)

Предполагаемый продукт проекта: выставка детских рисунков на тему «Дикие животные», разработка дидактической игр «Кто где живет?»

Этапы проектной деятельности

1 этап подготовительный

  • изучение уровня знаний детей по теме «Дикие животные средней полосы и жарких стран»; определение актуальных знания детей о диких животных.
  • оформление предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • составление плана работы по реализации проекта «Дикие животные».
  • подбор методическую и научно-популярную литературу.
  • составление конспекты НОД по теме проекта.
  • подготовка презентаций для детей по теме: «Как зимуют дикие животные», «Животные жарких стран», «Чей детеныш», «Кто, чем питается».

Методы работы: модель трех вопросов: что мы знаем?  что хотим узнать? что нам сделать, чтобы узнать?

Формы работы с детьми: наблюдения, чтение художественной литературы, беседы с детьми, обогащение предметной среды и др.

Формы взаимодействия с родителями:

  • консультации и папки-передвижки для родителей;
  • подбор художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2 этап основной

Формы взаимодействия с родителями:

Организация экскурсии в «Зоологический музей».

Основной этап (практический) представлен по пяти образовательным областям дошкольного развития и обучения.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Мир природы / социальный мир

Цели:

  • активизировать знания о диких животных средней полосы и животных жарких стран, и их детенышах;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • познакомить детей с «Красной книгой»;

Беседы: «Животные средней полосы и их детеныши», «Особенности животных средней полосы и животных жарких стран», «Как звери к зиме готовятся», «Животные жарких стран и их детеныши».

Рассказ: о «Красной книге» и вымирающих животных.

Формирование элементарных математических представлений.

Цели:

  • познакомить с конусом;
  • закрепить умение сравнивать предметы по величине и ширине, ориентироваться в пространстве;
  • развивать умение находить предметы в форме конуса;
  • закрепить умение соотносить количество предметов в группе с цифрой, обозначающей это количество.

НОД: «Заяц в гости приходил и нам конус приносил», «Кенгуру. Конус».

Упражнения: «Сравни животных по величине», «Разложи картинки с изображением животных по инструкции».

Дидактические игры: «Чья мама?», «Кто где живет?», «Кто что любит?», «Чьи следы?2, «Исключи лишнее».

Образовательная область «Речевой развитие».

Цели:

  • обогащать активный словарь детей;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать умение описывать животных, употреблять притяжательную форму существительных; развивать звуковую и интонационную культуру речи, речевое творчества.

Загадки о животных средней полосы и животных жарких стран.

Составление рассказов по сюжетным картинкам: «Волки», «Лисица», «Белочка», «Медвежонок», «Тигр», «Кенгуру», «Слоны», «Львы».

Упражнения: «Сравни животных» (Лось большой, а заяц…(маленький)), «Кто где прячется в лесу?» (рассматривание картинок с изображением животных спрятавшихся в лесу), «Сравни животных по величине», «Чьи уши, лапы и хвосты вы видите на картинке» (рассматривание картин с изображением частей тела животных),«Опиши животное» (показываем любое животное и просим ответить на вопросы: - Это большое животное? Какого цвета шерсть животного? Уши большие? Чем питается? Где живет? Как называют детенышей этого животного?) , «Подбери слова о животных»(предлагаем подобрать слова-определения о животных; просим сказать, что умеют делать животные), «Найди различия на картинках», «Закончи предложение» (У зебры ноги тонкие, а у слона- … (толстые)), «Чей, чья, чьи?» (хвост льва - львиный хвост), «Какие уши, лапы, хвосты у животных».

Игра «Зоопарк. Четвертый лишний».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

Цели:

  • формировать навыки конструирования из бумаги;
  • формировать умение срезать угол у прямоугольника, вырезать круги и овалы из квадрата; познакомить с техникой изготовления аппликации из ниток;
  • лепить, используя знакомые приемы лепки.
  • Лепка из пластилина «Заяц», «Слон»
  • Оригами  «Лиса», «Жираф»
  • Рисование «У каждого своё жилище»
  • Аппликация «Лесные жители», «Слон», «Тигр» (из ниток)

Музыкальная деятельность.

Цели:

  • развивать музыкальные способности, певческие навыки и умения чувствовать музыку, инсценировать песни;
  • способствовать освоению элементов ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх.
    • Разучивание песен: «Заинька пушистый» (муз. и слова Е. Гомоновой) , «Наша песенка простая» (муз. А. Александрова, слова М. Ивенсен), «Раз морозною зимой», песенки-игры «Урок зоологии» (муз. Б. Совельева, слова А. Хайта).
    • Разучивание игрового упражнения «Лиса и зайцы» под музыку А.Майкопара.
    • Слушание музыки «Зайчик».(Слова А. Блока, музыка Ю. Матвеева).
    • Хороводная игра «Звери шли на елку».
    • Музыкальная игра «Зайка серенький сидит».
    • Игры-имитации (под музыку) «Медведь», «Заяц», Лиса», «Волк», «Слон».

Чтение художественной литературы.

Цели:

  • познакомить детей с особенностями передачи образов животных в русских народных сказках;
  • воспитывать у детей интерес к сказкам, рассказам и стихотворениям о животных, желание запомнить небольшие по содержанию считалки и потешки;
  • развивать умение отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения, анализировать литературное произведение.
    • Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь».
    • В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица».
    • Э.Успенский «Тигр вышел погулять».
    • Б.С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра».
    • М.Москвина «Что случилось с крокодилом».
    • С.-Я. Маршак «Детки в клетке», «Как зебра потеряла полоски».
    • Я. Тайц «Белка», «Волк», «Лиса».
    • М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
    • Заучивание потешки «Зайчишка-трусишка».
    • Заучивание считалки «Белки зайцев угощали».

Образовательная область « Социально- коммуникативное развитие».

Цели: обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в природе; познакомить детей с правилами безопасного поведения при встрече с дикими животными; развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

  • Беседы: «Животные и люди», «Безопасное поведение в зоопарке», «Берегите природу».
  • Рассказ воспитателя о труде работников зоопарка.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Путешественники», «Строим дом для лесных зверей», «Больница для зверей», «Детский сад для зверят».

Образовательная область «Физическое развитие».

Цели:

  • развивать быстроту и ловкость движений, осознанность в выполнении правил в подвижных играх;
  • развивать и совершенствовать двигательные навыки, координацию движений;
  • развивать навыки выполнения общеразвивающих упражнений.

Подвижные игры: «Заяц и капуста», «Иван-косарь и заяц», «Охотника, и зайцы», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Жаба», «В тёмном лесу есть избушка», «Ручеёк»,  «Лисы в курятнике», «Медведь и пчёлы», «Обезьянки и тигр».

Комплекс упражнения «Заячья зарядка».

Физминутка: «Синяя вода», «Дикие животные», «Заяц Егорка», «Звериная зарядка».

Эстафета «Кенгуру».

Пальчиковая гимнастика « Белочкин запас», «Сидит белка на тележке».

3 этап заключительный

На заключительном этапе проекта была проведена

  • выставка детских работ на тему «Дикие животные»

  • представление дидактической игры «Кто где живет?»

Дидактическая  игра «Кто где живёт?»

Задачи игры:

  • развивать внимание, наблюдательность при рассматривании  картин; умения сравнивать ,находить сходства и различие, признаки представлений домашних и диких животных;
  • активизировать в речи детей названия животных и находить нужные картинки;
  • закрепить знания детей о домашних и диких животных.

Цель игры: закреплять  представления о животных и местах их обитания.

Описание игры:

В наборе картинки с изображением животных (домашних, диких) и изображения мест обитания различных животных (двор, луг, лес, степь и т.д.). Для усложнения можно добавить насекомых, млекопитающих и т.д.

1 вариант:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением природы. Ребёнок должен определить и вставить карточку того животного, который обитает в предложенной среде и вставить в картонную прорезь. Объяснить свой ответ. (Например: предлагается картинка леса, а ребёнок должен подобрать животных, которые обитают в лесу (медведь, заяц, ёж и т.д.) 

2 вариант:
Воспитатель просит ребёнка поставить карточку с изображением определённого животного. И ребёнок должен сам подобрать картинку с изображение подходящей иллюстрацией. Предложить ребёнку объяснить  свой выбор. (например: лев, а ребёнок ставит картинку тропиков. Лев дикое животное жарких стран, поэтому живёт в Африке)

Полученные результаты.

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес.

Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный: дети стремились поделиться полученной информацией.

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:

  • социальная – дети взаимодействовали друг с другом;
  • коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки;
  • информационная – получали информацию из разных источников и делились ею;
  • деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта;
  • здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме.

Проект «Дикие животные» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Список литературы.

  1. Бочарова Н.И. Организация прогулок-походов с детьми среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 1988.
  2. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995.
  3. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988.- №7.
  4. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.
  5. Лучич М.В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.
  6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
  7. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
  8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998.
  9. Николаева С.Н. «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.