Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству "Радуга жостовских подносов"

Разделы: Дополнительное образование


Задачи:

  • Познакомиться с историей и технологией развития Жостовской росписи, её художественными особенностями декоративно - прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения, традиционной розочки в Жостовской росписи.
  • Воспитание эстетической культуры.

План проведения мастер-класса “Радуга Жостовских подносов”

I. Теоретическая часть.

  1. Организационный момент - (приветствие)
  2. Танец учащихся с подносами “Цветы Жостова”.
  3. История промысла Жостово. Сообщения учащихся студии “Палитра”, объединения “Книголюбы”.
  4. Виды росписи Жостовских подносов.
  5. Техника Жостовской росписи
    а) Особенности производства
    б) Особенности росписи

II. Практическая часть

  1. Выполнение мини-панно “Жостовская розочка
  2. На фоне музыки - читает стихотворение учащийся.
  3. Анализ работы. Итоги мастера - класса
  4. Чаепитие “Жостовская фантазия”

Наглядные пособия и инструменты

Расписные изделия жостовских мастеров, открытки, таблицы с приёмами Жостовской росписи, поэтапное выполнение работы на фон по Жостовским мотивам. Панно в технике Жостово в лозе, сюжетные композиции в технике Жостово выпускников.

Оформление кабинета Приложение 1

Материалы и инструменты для педагогов и учителей:

  • Бумага
  • Гуашь “Мастер-класс”
  • Круглая кисть
  • Колонок № 1, 2
  • Баночка с водой
  • Палитра
  • Лоскут ткани для протирания кисти
  • Круги картонные
  • Овалы картонные

I. Теоретическая часть.

Педагог.

Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать Вас в нашей студии на Мастере - классе, тема которого: “Радуга Жостовских подносов”.

Задачи: - знакомство с историей и технологией развития Жостовской росписи, её художественными особенностями декоративно - прикладного искусства, овладение необходимыми умениями и навыками исполнения Жостовской росписи.

Мне сегодня ассистируют мои учащиеся, они подготовили свои сообщения о центре промысла.

Прежде чем они начнут свой рассказ, учащиеся из танцевальной студии исполнят танец “Танец с подносами” на русскую - народную музыку “Цветы Жостова”.

Исполняется танец.

Рисунок 1

Педагог.

Жостовские подносы, радующие глаз игрой красок, блеском лакированной поверхности, относятся к числу интереснейших произведений декоративно - прикладного искусства. Народные мастера превращают предметы домашнего обихода в нарядные украшения жилища. Жостовские подносы украшаются свободно и декоративно, написанными цветочными изображениями – красочными букетами. Роспись подносов явилась отражением интересного и своеобразного цветочного стиля. На его формирование, очевидно, влияла и роспись фарфора, и цветочные узоры в украшение тканей. Изображение цветов и фруктов получили большую обобщённость, лаконизм и яркую красочность. И сегодня мастера Жостово не пишут по образам, а свободно творят. Тысячи подносов были расписаны жостовскими мастерами за 150 лет существования этого, промысла, но никогда не встретим двух одинаковых, такова неистощимая фантазия художников.

Сообщения учащихся. История промысла

1 учащийся: Жостовский художественный промысел - это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу 19 века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье - маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью маслинными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, Федоскиной лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине 19 века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи - цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи.

Разнообразна форма подносов.

2 учащийся: Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов. Розы - белые, чайные, алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгины и ещё какие- то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

А разве не очаровательные букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы.

А ещё можно увидеть корзины спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев... Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине.

Все эти чудесные букеты нарисованы студийцами и знаменитые подносы из Жостова.

Любили на Руси почаёвничать - с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии - вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками, баранками и другим угощением.

Да что говорить, поднос нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!

3 учащийся: Сначала в подмосковной деревне Жостово из папье - маше делали лакированные коробочки, шкатулочки. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут пейзажи, и сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.

Пишут жостовские художники маслинными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на коленях и когда необходимо переворачивают его. А рука с кистью на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветочный оттенок. Так что каждый поднос - уникальная авторская работа.

Показ репродукций.

3 учащийся: Уральский сказочник П.П. Бажов писал о подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: “Нарисуют что - либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что, через него всё до капельки видно, и станет та картина, как влитая в железо... Ни жаром, ни морозом её не берёт. Сила мастерства... Да, “сила мастерства” художников из Жостово творит настоящие чудеса. Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.

2.JPG (23507 bytes)

Рисунок 2

Сейчас учащийся объединения “Книголюбы”, наш частый гость, познакомит вас с литературой, которая представлена на нашей выставке.

Учащийся проводит обзор литературы, представленной на выставке в кабинете.

Рисунок 3

1 учащийся: Самым распространённым видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.

Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов. Три - четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветов, бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой травкой.

Для жостовской росписи характерны пейзажи.

Показ работы выпускника студии.

Рассказ о своей работе учащегося 1 года обучения студии “Панно фруктов” - Приложение 4.

2 учащийся: Игра слов и тени, прячущиеся в изгибах лепестков, разнообразных красок, то ярких, зовущих, то приглушённых тающих - эти свойства цветов дарят наслаждение и радость, чаруют нас красотой и неожиданностью.

Говорят о богатстве вечно меняющегося природы и жизни - (показ работы на красном фоне).

Рассказ о своей работе учащихся студии

3 учащийся: Железо имеет одну неприятную особенность - оно ржавеет (показ ржавчины и потрескивание краски) и быстро выходит из употребления. Краски тускнеют, растрескиваются и стираются. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но по прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья.

1 учащийся: Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты живописцы. Собранные в плотные букеты или свободные “букеты в раскидку”, поставленные в кувшин, вазу или разложенные не тарелке, они никогда не превращаются в “портрет плодов”, хотя мы узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке - яблоко. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, потому что оно живёт по условиям, которые ему диктуют плоская, а также воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету.

2 учащийся: Тонкие усики травки, обычно окружающие букет на подносе дробным мерцающим узором, связывает яркую бликующую роспись с фоном, внося в это искусство ещё одну условность -декоративность цвета.

Декорировать - значит придавать предмету красивый вид, украшать его.

В большинстве цветов мы узнаём розы, тюльпаны, маки, но есть и придуманные живописцем, сохраняющие лишь самые общие признаки соцветий - лепестки и серединку.

Рисунок 4

3 учащийся: Искусство - это прежде всего язык, способ проявления чувств и знаний в мире.

Как всякому языку, живописи надо учиться - и для того, чтобы им видеть, и для того, чтобы его понимать.

Художники различают навыки двух порядков: умение видеть и умение воплотить. Они говорят: “поставить глаз” и “поставить руку”, как у певца поставить голос.

Фантазия и мастерство - вот наша цель.
И каждый день для нас - судьбы подарок,
Со временем идем мы в ногу,
Талантам молодым - дорогу!
От талантов наших самобытных
Пусть ваше сердце радостно замрет,
Здесь с красотой природы русской
Соседствует фантазии полет.
Когда, преодолев метель и стужу,
Подснежник тянется наружу,
Когда стучится в дверь весна,
Жизнь без фантазии скучна!
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников.
Но лишь художники открыли,
Как вырастают эти крылья

Виды росписи Жостовских подносов. Техника жостовской цветочной росписи. Изготовление подносов. – Приложение 2.

Рисунок 5

II. Практическая часть

Педагог:

На сегодняшнем мастер-классе мы с вами выполним мини-панно с изображением знаменитой розочки с незабудками в технике жостовской росписи.

Перед вами имеются необходимые предметы для выполнения росписи: небольшие по форме картоны разного цвета и формы овальные, круглые и квадратные, оплетенные лозой заготовки в круге из фанеры. Получились необыкновенные изделия для украшения интерьера кухни. Еще перед вами имеются: наборы красок мастер-класса, палитры для размешивания красок, кисти колонок № 2,1.

На ваших овалах, кругах уже нанесен контур розочки с тремя бутонами, тремя незабудками и простыми по форме листьями. И мы с вами будем по всей технологии, по этапам выполнять приемы жостовской росписи. Наша задача - покрыть наше мини-панно в цветовой гамме.

Итак 1 этап - “Грунтовка”

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и г.д.

Следующий этап - “Замалевок”

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на поверхности мы будем наносить силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Начнем тонировать с розы, т.к. роза - королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она самая крупная, большая и пышная.

Рисунок 6

Рисунок 7

Ее лепестки переливаются множеством нежных оттенков розового, белого, кремового, алого, можно выбрать какой оттенок вам нравится на моем образце - это розовый, для этого к белому оттенку на палитру добавляем красного капельку, и можно добавить оттенок флюроосцентного и размешать, если получиться густая добавляем немного воды и размешаем. Розовым оттенком мы закрашиваем розу и бутоны, оставляя на 1 мм контуры внутри лепестков, как например на образце, посмотрите пожалуйста, вот таким вот образом, затем мы закрашиваем незабудки. Для незабудок мы возьмем цвет бирюзы и добавим белого, получается реальный цвет незабудок и закрашиваем полностью, при высыхании мы средним желтым закрасим по бирюзовому фону незабудок желтенькие пестики, вот так гак на образце. Дальше затонируем листья, для листьев мы размешаем салатовый оттенок, цвет весенней травы, берем средний желтый и добавляем темный зеленый или же немного железной лазури, т.е. темный синий, размешиваем и получаем салатовый оттенок. Закрашиваем листья, стебелечек и нижнюю часть трех бутонов. И так второй этап Замолевок завершили.

Приступаем к третьему - “Тенежку” - полупрозрачными красками мы наносим цветные тени. Слово “тенежка” созвучно слову “тень”. У цветов появляется объем, обозначаются теневые места у лепестков, листьев.

Рисунок 8

Следующий этап - “Прокладка”. Пожалуй самый ответственный этап письма жостово. Форма цветков уточняется, высветляется.

Пятый этап - это “Бликовка” - это наложение бликов, выявляем свет и объем. Роза и незабудки кажутся освещенными. “Бликовка” создает настроение и колорит.

Шестой этап - “Чертежка” - это заключительная часть работы. При помощи кисти №1 будем наносить небольшие, но очень значительные штрихи - рисуем прожилки и кружевные края на листочках, сажаем “семенца” в центре чашек цветов.

Седьмой этап - “Привязка” - это предпоследний этап росписи, когда розочка, как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков розочка с незабудками оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Восьмой этап - это “Уборка”. Украшение по овалу или кругу из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин, без уборки изделие выглядит незаконченным. Поэтому на нашем изделии мы проведем карандашом линию, где мы поставим простые точечки по линии круга. Для этого мы берем золото №144 светлое “Полуколор” и размешаем с водой.

И так все этапы жостовской росписи мы завершили и у нас получилось, и у вас я думаю очень, очень неплохо. Ваше картинное изделие из круга можно оформить под стекло, т.к. краски гуашевые и оформить в рамку. Получится бесподобный подарок для ваших родных и близких. Рисунок 9.

На фоне музыки учащийся читает стихотворение П.Синявского “В тиши родного края”- Приложение 3.

Анализ работы

Сегодня на мастер классе мы познакомились с историей промысла Жостово, с видами жостовских подносов, с технологией жостовских подносов, с особенностями росписи.

А самое главное мы сегодня сделали мини-панно, изделие в технике жостово - подарок для себя, а может для друзей, т.е. сувенир своими руками с приемами жостовской росписи

Мы овладели необходимыми навыками и умениями исполнения растительного орнамента Жостово.

А сейчас, уважаемые коллеги, гости, пожалуйста, расскажите:

  • Что вы получили на этом мастер-классе?
  • Что понравилось, а что нет?

Высказывания педагогов, гостей.

А сейчас, пожалуй самое приятное, т.к. мы очень устали, потрудились и сейчас мои учащиеся вас угостят ароматным и вкусным чаем: “жостовская фантазия” звучит фон мелодии Русская народная “До свидания, до новых встреч...”

Рисунок 9