Занятие по химии с использованием технологии АМО (активных методов обучения) на тему "Предельные одноатомные и многоатомные спирты"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цель: рассмотреть особенности строения спиртов, их состава и номенклатуры, познакомиться с некоторыми представителями спиртов, их физическими и химическими свойствами.

Задачи:

  • Образовательная: определять понятия “спирты”, “одноатомные предельные спирты”, “многоатомные спирты”, “алканолы”, “функциональная группа”, рассматривать гомологические ряды спиртов и познакомить учащихся с основами номенклатуры спиртов; продолжить формирование умений писать структурные формулы органических соединений и называть их. Познакомить с физическими и химическими свойствами некоторых представителей спиртов и их значением для химической промышленности и повседневной жизни человека.
  • Развивающая: развитие умения устанавливать взаимосвязи между органическими соединениями, проведение наблюдений, оформление результатов своей работы, осуществление индуктивного обобщения и классификации.
  • Воспитательная: формировать умение работать в группах, признавать право каждого на свое мнение; обучать умению осознавать свою готовность или неготовность, высказывать свою точку зрения; устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности.

Технология проведения: АМО (активные методы обучения)

Тип занятия: комбинированный.

Необходимые материалы и оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация “Листы надежды” 80 шт., которые выдаются за правильные ответы в течение всего занятия, учебники, раздаточный материал (карточки красные и черные по 20 шт., пластилин, таблицы “Органические соединения” (приложение 1), инструкция по выполнению практического заданияприложение 2.

Химическое оборудование и реактивы: этанол, глицерин, этиленгликоль, спички, фарфоровые чашки, пробирки, сульфат меди (II), гидроксид натрия, натрий, вода дистиллированная.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: номенклатуру, строение и свойства, применение спиртов и их влияние на организм человека.
  • Уметь: разъяснять смысл структурных формул спиртов, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций. Выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами техники безопасности. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Общие компетенции:

  • организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем;
  • анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач;
  • работать в команде.

Ход занятия

1 этап. Инициация, определение объекта изучения (2 мин).

Цель этапа: создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад.

АМО “Привет, незнакомец”.

Цель метода: включение в работу и использование ранее полученных знаний и умений.

Задачи: повторить органические соединения, номенклатуру по темам “Алканы”, “Алкены”, “Алкины”; создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Необходимые материалы: 20 карточек, по карточке на одного студента с формулой вещества (СН4, С2Н6, С2Н4, С3Н8, СН3ОН, С4Н10, С5Н126Н14, С2Н2, С2Н5ОН, С3Н6, С7Н16, С4Н10, С8Н18, С3Н5(ОН)3, С9Н20, С10Н22, С2Н4(ОН)2).

Технология проведения. Группа студентов разделена на четыре команды. На столах напротив каждого лежит карточка с надписью формулы соединения вниз. Внутри команды каждый студент переворачивает свою карточку, показывает её всем и приветствует членов команды от названия вещества, написанного на карточке.

Ход АМО: преподаватель: “Здравствуйте, вы все видите, что напротив каждого лежит карточка, на которой записана формула органического соединения. Каждый переворачивает карточку, показывает её всем членам команды и приветствует всех от имени вещества, изображенного на ней. Например, “Доброе утро (С6Н6 “це шесть аш шесть”) от имени бензола”. Если вы или члены вашей команды не можете назвать вещество, то “незнакомца” выписываем на доску.

2 этап. Погружение или вхождение в тему (7 мин).

Цель этапа: совместное целеполагание.

АМО “Постановка проблемы”

Цель метода: формирование умения логически мыслить, обобщать и делать выводы

Задача: нацелить студентов на осознание предстоящей темы урока

Необходимые материалы: Слайд презентации с формулами СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н5(ОН)3, С2Н4(ОН)2, документальный фильм “Берегите себя”

Технология проведения: Играя в “Привет, незнакомец”, студенты столкнулись с формулами веществ, которые не относятся к углеводородам. Преподаватель просит выписать эти формулы на доске (могут быть выписаны вещества, относящиеся к углеводородам). Преподаватель предлагает вспомнить существенные признаки углеводородов. Студенты исключают из перечня все вещества, не относящиеся к спиртам. Формулируется учебная проблема

Просматривают документальный фильм “Алкоголь - Влияние на организм”.

Ход АМО: вступительное слово преподавателя: “Вы выписали на доске формулы органических соединений, которые не относятся к углеводородам.

Преподаватель предлагает вспомнить существенные признаки углеводородов.

Вещества, состоящие из углерода и водорода.

Преподаватель просит перечислить изученные классы углеводородов.

Предельные углеводороды: Алканы и непредельные углеводороды: Алкены и Алкины.

Студенты исключают из перечня все вещества, относящиеся к углеводородам.

Преподаватель просит назвать химический элемент, появившийся в выписанных формулах.

Кислород.

Формулируют учебную проблему:

К какому классу органических соединений относятся вещества, состав которых выражают формулы: СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н5(ОН)3, С2Н4(ОН)2.

Давайте посмотрим документальный фильм про одного выписанного незнакомца (демонстрация фильма).

Какое вещество содержат все продемонстрированные в фильме напитки? Спирт. Этиловый.

Вы узнали одного из незнакомцев, значит, можете назвать класс соединений, который мы с вами будем изучать на данном занятии. Спирты.

3 этап. Определение ожиданий и опасений (1 мин).

Цель этапа: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки.

АМО “Лист надежды”.

Цель метода: создание условий для концентрации внимания и обеспечения ответственности за результат обучения студентов.

Задача: мотивировать студентов на изучение данной темы.

Необходимые материалы: “Листы надежды”, презентация. (Слайд с планом работы)

План работы:

  1. Определение спиртов и их общая формула.
  2. Классификация спиртов.
  3. Номенклатура и структурные формулы спиртов.
  4. Физические и химические свойства спиртов.
  5. Применение спиртов.

Технология проведения: Знакомство с планом работы. Обсуждение его. Нацеливание на результат работы.

Ход АМО: вступительное слово преподавателя: “Познакомьтесь с планом работы. Какие, по-вашему мнению, вопросы вызовут у вас затруднения, а какие нет”.

После маленькой дискуссии преподаватель объясняет, что за каждый правильный ответ студенту будет выдаваться “Лист надежды”, а в конце занятия по результатам будет выставлена оценка. За предыдущий этап занятия преподаватель раздает “Листы надежды” (каждая команда максимально получает по пять шт.)

А теперь отвечаем на мой вопрос:

Вы готовы к продолжению занятия?

Готовы!

4 этап. Импут (22 мин).

Цель этапа: сообщение нового материала.

АМО “Реши проблему”, “Изыскатель”.

Цель метода: создание условий к усвоению нового материала и разрешению проблемы; обеспечение развития навыков сотрудничества.

Задачи:

  • определять общие и существенные признаки понятия “Спирты”;
  • писать структурные формулы спиртов и называть их по номенклатуре;
  • исследовать физические и химические свойства спиртов и их значение для человека;
  • находить и извлекать необходимую информацию в текстах.

Необходимые материалы: презентация, инструкционные карточки (см. приложение №2) по выполнению опытов с выданными веществами, пластилин, спички.

Химическое оборудование: спирты (этанол, глицерин, этиленгликоль), дистиллированная вода, натрий, сульфат меди (II), гидроксид натрия, пробирки, спиртовки, держатели для пробирок.

Технология проведения:

  1. Работа организуется по плану:
  2. Определение спиртов и их общая формула.
  3. Классификация спиртов.
  4. Номенклатура и структурные формулы спиртов.
  5. Повторение ТБ.
  6. Физические и химические свойства спиртов.
  7. Получения спиртов.
  8. Применение спиртов.

В ходе самостоятельной работы студенты должны назвать и написать формулу спирта, из пластилина слепить модель. Определить агрегатное состояние спирта, запах, растворимость в воде. Изучить химические свойства, найти информацию о получении спирта и использовании его человеком, занести результаты исследования в таблицу (см. приложение 1).

Максимально за это АМО можно получить каждой команде 10 шт. “Листов надежды”.

Ход АМО: преподаватель демонстрирует слайд с выписанными студентами веществами и просит объяснить, чем отличаются эти соединения от изученных ранее классов органических соединений.

В состав этих соединений входит кислород, т.е. кислородосодержащие вещества.

Преподаватель демонстрирует структурные формулы соединений и названий

СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н5(ОН)3,

Кто из вас может предложить общую формулу предельных одноатомных спиртов и дать определение.

Студенты вместе с преподавателем составляют общую формулу спиртов и записывают R-ОН или СnH2n+1OH, или СnH2n+2OH. На основании этого формулируют определение спиртов. (Преподаватель только корректирует, если есть недочеты.) Предельные одноатомные спирты – это производные углеводородов, в которых один атом водорода замещён на гидроксильную группу – ОН. Группа – ОН является функциональной группой спиртов.

- Но посмотрите, есть спирты, у которых не один атом водорода замещен на функциональную группу, а несколько С3Н5(ОН)3 , такие спирты называются многоатомные.

пропантриол -1,2,3

Преподаватель просит составить схему классификации спиртов с примерами. Команда, которая справится быстрее, получит дополнительные 3 шт. “Листа надежды”.

Каждой команде выдаётся инструкция к изучению отдельных представителей спиртов (метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин) и необходимое оборудование. Преподаватель предлагает распределить роли в команде: один лепит модель выданного спирта и записывает структурную формулу в таблицу, называя вещество по международной номенклатуре. Второй определяет запах, агрегатное состояние, растворимость в воде. Третий, используя учебник, изучает химические свойства спирта, проводит химический опыт, заносит результат в таблицу. Четвертый изучает способы получения и применения спирта. Тот, кто первый изучит свой вопрос и выпишет всё необходимое, помогает членам своей команды.

5 этап. Проработка содержания темы (6 мин).

Цель этапа: проработка учебного материала

АМО “Лавочка обмена”

Цель метода: создание условий к обмену информации в разрешении проблемы.

Задачи:

  • представлять полученные знания;
  • разрешать проблему.

Необходимые материалы: таблица на слайде.

Технология проведения: выступает представитель от команды. На выступление дёется полторы минуты. Каждый из учебной группы вправе задать вопрос по теме, которую изучил студент.

Максимально за это АМО можно получить каждой команде по 5 шт. “Листов надежды”, если информация представлена чётко и понятно.

Ход АМО: преподаватель предлагает выступить одному студенту от каждой команды с результатами исследования и демонстрацией моделей. Все студенты вносят результаты исследования в таблицу. Если не успели записать, можно сфотографировать ответы команды и дома сделать соответствующие записи.

Преподаватель просит сделать общий вывод по работе и записать его в конце таблицы.

Вывод. Выданные соединения относятся к предельным одноатомным и многоатомным спиртам, растворимы в воде. Этиленгликоль и метанол - ядовиты. Спирты все горят, вступают в реакцию с натрием с выделением водорода, т. е. проявляют свойства кислот. Спирты применяют для получения эфиров, в медицине и т.д.

После этого преподаватель раздает командам “Листы надежды”.

6 этап. Разминка (5 мин).

Цель этапа: снятие напряжения и усталости, систематизация и обобщение знаний.

АМО “Третий лишний”

Цель метода: систематизация и обобщение знаний об органических соединениях - спиртах

Задачи:

  • закрепить изученный материал;
  • создать у обучающихся позитивный настрой и свободное неформальное общение.

Необходимые материалы: Презентация (слайд с заданиями).

Технология проведения: индивидуальная работа: из трех веществ нужно определить лишнее и аргументировать ответ. Максимально за это АМО можно раздать 16 шт. “Листов надежды”.

Ход АМО. Преподаватель объясняет суть игры: “Найдите лишнее понятие и объясните”.

За каждый правильный ответ дается “Лист надежды”. В скобках указано количество “Листов надежды”, которое можно получить за задание”.

  1. СН3ОН, С3Н5(ОН)3 С4Н9ОН
    С3Н5(ОН)3, глицерин, относится к многоатомным спиртам (3).
  2. С2Н4, С6Н13ОН, С4Н10
    С6Н13ОН, гексанол, предельный одноатомный спирт (3).
  3. С2Н4(ОН)2, С4Н9ОН, СН4
    СН4, метан, углеводород, алкан (4).
  4. С3Н5(ОН)3, С2Н5ОН, С2Н4(ОН)2
    С2Н5ОН, этанол, относится к предельным одноатомным спиртам (3).
  5. СН4, С3Н8, С3Н8О
    С3Н8О пропанол, относится к предельным одноатомным спиртам (3).

7 этап. Рефлексия (2мин).

Цель этапа: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.

АМО “Да - нет”.

Цель метода: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Задачи:

  • определить количество полученных “Листов надежды”;
  • визуализировать результат согласно алгоритму, предложенному преподавателем;
  • предложить правило перевода полученного результата в оценку за занятия.

Необходимые материалы: карточки: красная обозначает “Да”, черная - “Нет”. Презентация со слайдом, содержащим вопросы.

Технология проведения: у каждого на столах 2 карточки: красная - “Да”, черная - “Нет”. Отвечая на вопросы, студенты должны поднять одну из карточек.

Вопросы:

  1. Я был активен ...
  2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание ...
  3. Я предложил ...
  4. Я не отвлекался от основной работы ...
  5. Я внимательно слушал ...
  6. Я хотел выполнить работу правильно, оригинально...
  7. За свою работу на занятии я получил “Листов надежды”... и получил оценку...

Ход АМО. Преподаватель предлагает ответить на вопросы, поднимая карточки, которые лежат у каждого на парте. Если ответ “Да”, то поднимаем красную карточку, если ответ “Нет” - черную.

Преподаватель проговаривает вопросы. Студенты поднимают карточки согласно их впечатлениям от занятия и результата.

Вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми, вам необходимо подвести итоги работы на занятии и выполнить самооценку.

Посчитайте полученные за занятие “Листы надежды” и выполните алгоритм самооценки, который вы видите на слайде.

  • “5” - 6 и более шт.
  • “4” - 5 шт.
  • “3” - 4 и менее шт.

Домашнее задание параграф 9.1. вопросы. Подготовить сообщение о вреде спиртных напитков на растущий организм.

Спасибо.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс.- М.: Дрофа 2012
  2. Габриелян О.С. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник — М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия: учебник для профессий и специальностей технического профиля: учебник — М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия 10 класс. Настольная книга учителя - М.: Дрофа 2004
  5. Факультет технологий интерактивного обучения - www.moi-amour.ru
  6. Социальная сеть работников образования. Химия. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://fb.ru/article/33025/fosfat-kaltsiya