Методические рекомендации по использованию методов и техник, способствующих саморазвитию младшего школьника

Разделы: Начальная школа


По Канту, саморазвитие — это «культивирование собственных сил».

Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». Б. М. Мастеров подчёркивает, что «саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность».

Г.Цукерман определяет саморазвитие более чётко как «сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности свою Я - самость. Цели, направления, средства этих изменений определяет сама личность».

В основе технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К.Селевко лежат идеи развивающего обучения

1.Использование «кейс –технологии», как метода работы над проблемной ситуацией. А именно, описание какой – либо конкретной проблемной ситуации, т. е. заранее оформленный преподавателем материал, подготовленный, как правило, на основе фактически существовавших случаев, без упоминания реальных имён и названий, или с их заменой.

Происходит схема  анализа ситуации. Перечень вопросов и / или заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы. Рабочий этап над проблемной ситуацией представляет собой коллективный поиск путей её решения. Школьники поочерёдно высказывают свои мнения, спорят, выбирают верные решения. Важно обращать внимание аудитории на необходимость комплексного подхода к проблеме: т. е. определить ошибки, предложить несколько вариантов исправления ошибок или их предотвращения. В результате обсуждения группа выбирает оптимальное решение проблемы. Такой метод эффективен для самовыражения, стремления думать и анализировать.

2. «Мозговой штурм»  обсуждение происходит в доброжелательной атмосфере; принимаются к обсуждению все идеи (реальные и нереальные);не допускается критика идей; уточняется, улучшается любая из выдвинутых идей; выявляется рациональная основа в каждой из выдвинутых идей. Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.

3. Метод защиты  проекта. Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблемПоэтому на сегодняшний день метод проектов является решением основной задачи педагога — создание ситуаций, в которых формируются способности обучающихся. Метод проекта -  нацелен на всестороннее развитие личности, формирование мобильного человека, способного искать и находить различные пути решения поставленных перед ним жизненных задач. В ходе работы над проектом формируются следующие   метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление,  творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез и т.д.,  качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).

4. Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности (развивающее обучение)  Это показано, потому что ведущей деятельностью в период обучения в начальной школе является учение, активность детей в этом направлении очень высока, доверие к педагогу безгранично. Педагог конструирует педагогические воздействия на обучающихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития у каждого ребенка своя и это дает основания для дифференциации, индивидуального подхода. Конечная цель развивающего обучения — это обеспечение каждому обучающемуся условий для полноценного развития, формирование познавательной самостоятельности, обучение целеполаганию и контролю.

5. Здоровье сберегающие технологии . Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.  Например: настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции. В дневник записывают или можно придумать символ: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.

написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

6.  Метод арттерапии: рисуночная терапия, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.

Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при работе со страхами. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Техника: 

Рисование самого себя. ( предлагается  нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном - такими какими они представляются себе; в голубом – какими они хотят быть; в красном – какими их видят друзья.)

«Волшебный лес»

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов, развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ.

7.   Сказкотерапия, техника - спонтанное сказкотворчество.

«Придумай весёлый конец»  читается ребенку  начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

8. Игровой метод.  Игра - эффективнейшее средство социализации ребёнка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Существуют различные типы игр:

  • Диагностические, в которых ученики познают себя, свои качества. Это «Путаница», «Зеркало», «Встаньте в круг», «Взгляд»
  • Активизирующие, такие, как «Ромашка», «Замри», «Букет» и т.д.
  • Игры-театрализации «Банка вредных глупостей», фестиваль «Я - личностей»
  • Ролевые игры: от проигрывания ситуаций-проб до моделирования общественных отношений «Строим автомобиль».

Цель:

1) применения техник: стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности младшего школьника;

2) формирование оптимистического, гуманистического, созидающего мироощущения;

3) формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния и деятельности;

4) развитие рефлексии;

5) моделирование психических явлений личности посредством позитивных эмоций и эмпатии, формирование эмоциональной отзывчивости; 6) освоение новых психологических ролей;

7) принятие себя и окружающих как целостных личностей, посредством самопознания и осознания значимости в мире, как себя, так и окружающих.

9. Методический прием «комментируемое управление». Представляет собой ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Один из методических приемов – опорные схемы.  Опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.

10. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. Знания и умения формируются у детей с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

-  гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

-  индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

-  мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

-  резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей;

-   учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

11.  Инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Игры и упражнения, задача которых создать основу для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения.  «Аукцион» . Игра в этом режиме подходит для случаев, когда нужно получить как можно большее число ответов на один вопрос. Учитель (ведущий) собирает ответы в режиме аукциона.«Пинг-понг». Играют две группы учащихся в режиме «Вопрос – ответ». Первая группа задает вопрос, вторая отвечает, затем вторая задает вопрос, отвечает первая.

ТРЕНИНГИ

Теремок

Пример, пояснение

Эта игра построена на сюжете известной сказки. Дети разбирают картинки или объекты, роли которых им предстоит сыграть.

У: Вырос в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. Кто, кто в теремочке живет?... (поселяет в теремок одного из детей).

Д (1): Я (называет свой объект, например, коврик).

Другой ученик стучится в теремок:

Д (2): А я (называет свой объект, например, гитара). Пусти меня в теремок жить.

Д (1): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.

Д (2): Меня, как и тебя, можно купить в магазине (хранить в углу) и т. п.

Описание

Название тренинга

«Теремок»

Планируемые результаты

установки

искать новые, необычные значения признаков

умения

сравнивать объекты

метапред. знания

способ сравнения объектов: чтобы найти похожие объекты, надо найти признак, по которому они имеют одинаковые значения (найти вопрос, на который для этих объектов ответ будет одинаковым)

предметные знания

накапливается информация о признаках объектов в конкретных областях знаний

материал для тренинга

предметы или картинки со словами или рисунками

сюжет и правила

Каждый ребенок играет роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок. Нового «героя» в теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя».
Ограничения:
Нельзя повторять раннее названные признаки.

рефлексия

Как сравнить два объекта? Что мы для этого делаем?

линия усложнения

От проверки, обладает ли объект признаком – к преобразованию объекта (чтобы добиться проявления нужного значения признака)

Примечания

Игра «Теремок» хорошо работает на всех учебных предметах: с объектами языка (словами, морфемами, словосочетаниями), с математическими объектами (геометрическими фигурами, математическими выражениями, уравнениями), с биологическими объектами (растениями, животными), с географическими (городами, реками и т.п.)