Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по теме "Кожа". 8-й класс

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок закрепления знаний (командная игра-викторина)

Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Задачи урока:

  • Образовательные: выработка умений по применению знаний; закрепить навыки;
  • Развивающие: развитие внимания, логического мышления, развитие сознательного применения учебного материала к решению учебных задач, развивать навыки работы с печатными и электронными носителями дополнительной информации;
  • Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: индивидуальная и коллективная.

Оборудование: проектор, доска для демонстрации слайдов, презентация к уроку.

Подготовка к уроку (за неделю):

  1. Сообщение темы викторины, определяется круг вопросов.
  2. Формирование двух команд жеребьёвкой

Ход урока

1. Организационный этап

- подготовка учащихся к работе

- приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания

- настраиваются на рабочий лад

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- вместе с учащимися определить цель урока, заострить внимание на значимости темы урока.

3. Постановка цели и задач урока

- расширить кругозор учащихся по заданной теме

- привить интерес к предмету

- развивать навыки общения и коллективного взаимодействия, умение слушать и вступать в диалог

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (командная игра).

Работа с презентацией:

Вопросы Команде № 1.

Вопрос № 1: Вы - пластический хирург, а вашему пациенту требуется закрыть ожоговую рану. Какой слой кожи нужно для этого использовать и почему?

Ответ: Дерма, т.к. она прочная и эластичная. Это свойство позволяет растянуть лоскут кожи в 5-6 раз, если нужно.

Вопрос № 2: Толщина кожи зависит от толщины эпидермиса и дермы. У разных людей она неодинакова. Где на теле кожа толще всего? Где тоньше всего?

Ответ: На ладонях рук и подошвах ног (от 2 до 10 мм). На веках глаз.

Вопрос № 3: Ноготь представляет собой четырёхугольную, слегка выпуклую пластинку. На сколько он увеличивается за неделю? У кого быстрее: мужчин или женщин? У детей или взрослых? На правой руке или левой? Летом или зимой?

Ответ: За неделю на 0,83 мм. У женщин. У детей. На правой(у левшей -наоборот). Летом.

Вопрос № 4:Это явление встречается крайне редко — у 1 человека на 110 тыс. Это случилось в связи с потерей пигмента меланина.

Ответ: Альбинизм

Вопрос № 5: Средневековые монголы, воины грозных ордынских ханов, мылись редко: они полагали, что вместе с потом с кожи смывается слава одержанных побед. Австралийские аборигены считают пот носителем жизненной силы и смачивают им ритуальные предметы. Какую роль в действительности играет пот и что это за жидкость?

Ответ: Увлажняет кожу. Выделение ненужных организму шлаков. Испарение влаги снижает температуру тела. На 98% –вода. 2% органические и неорганические вещества.

Вопрос № 6: Пожалуй, самое первое, что замечают в человеке, - цвет кожи. Это главный признак принадлежности к определённой расе. В чём причина цветовых различий?

Ответ: Содержание в глубине эпидермиса пигмента меланина: чем его больше, тем кожа темнее.

Вопрос №7: Объясните происхождение складок на лице - морщин.

Ответ: Белок коллаген, волокна которого образуют дерму, с возрастом стареет и кожа теряет эластичность, отвисает.

Вопрос № 8: Назовите 4 вида кожной чувствительности. Каких клеток-рецепторов больше всего в коже человека и почему?

Ответ: Тактильная. Тепловая. Холодовая. Болевая.

Больше всего болевых рецепторов - свыше 1,5 млн.

Болевые чувствительные клетки защищают человека от разнообразных опасностей.

Вопрос № 9: Расположите указанные части тела в порядке возрастания чувствительности: Подушечки пальцев, тыльная сторона кисти, щёки, язык, предплечье, бедро, плечо, голень.

Ответ: 1- плечо, 2- бедро 3- голень 4- щёки 5- предплечье 6- тыльная сторона кисти 7- подушечки пальцев 8-язык

Вопрос № 10: Татуировки сейчас популярны у жителей разных стран. Какой смысл изначально у наших далёких предков несла татуировка?

Ответ: Количество врагов, которое умертвил воин. Узнать из какого племени человек. Положение человека. Чем прославился. Атрибут невесты у аборигенов.

Вопросы Команде № 2.

Вопрос № 1: Реальный случай в эпоху Возрождения. Во время одного праздника было решено насладиться изысканным зрелищем- живой статуей. Для этого с головы до пят был выкрашен золотой краской мальчик. Он исполнил свою роль, но праздник кончился трагедией. Ребёнок вскоре умер. В чём причины такого печального конца?

Ответ: Кожа не смогла дышать. Прекратилось испарение воды, выделение пота и кожного сала. Нарушилась терморегуляция.

Вопрос № 2: Сколько дней занимает полный цикл эпителиальной клетки от рождения в глубине эпидермиса до всплытия наверх, ороговевания, гибели и слущивания?

Ответ: 2-4 недели

Вопрос № 3: Из-за НИХ людей могли осыпать почестями …, а могли и казнить. Женщины, лишённые ЭТОГО, специально их приклеивали. Что это?

Ответ: Небольшие пигментные пятна-родинки.

Вопрос № 4: Эпидермис образует гребешки и бороздки, их расположение неповторимо и определяет индивидуальный рисунок кожи. Кто первыми извлекли выгоду из этого факта?

Ответ: Криминалисты. Дактилоскопия- раздел криминалистики, который помогает находить человека по отпечаткам пальцев.

Вопрос № 5: В скандинавской мифологии ОНИ стали строительным материалом для корабля мертвецов- нагльфара. На нём перед концом мира умершие должны приплыть из царства мёртвых. Что это?

Ответ: Человеческие ногти.

Вопрос № 6: На голове у человека в среднем от 80 тыс. до 200 тыс. волос. Чем определяется цвет шевелюры? Как с цветом связана густота волос на голове?

Ответ: Наследственность и вид рогового белка кератина.

У рыжих примерно 80 тыс.волос, у черноволосых- 100 тыс., блондины-140 тыс.

Вопрос № 7: Температурные рецепторы разделяются на тепловые и холодовые. Сколько тех и других в коже? Какие располагаются ближе к поверхности кожи и почему?

Ответ: Тепловых-30 тыс. Холодовых-250 тыс. Холодовые ближе к поверхности, т.к. человеку стужа страшнее перегрева.

Вопрос № 8: Где залегают потовые железы? Сколько их? Ежедневное количество выделяемого пота у жителя умеренного пояса и у жителей тропиков?

Ответ: Глубоко в дерме.

Более 2 млн. (по 100 на каждом см?).

От 700 мл до 4 л.

Вопрос № 9: Расположите данные органы человека в порядке возрастания их массы: сердце, кожа с подкожной клетчаткой, печень, скелет, почка, головной мозг.

Ответ: Скелет-10 000г. Кожа и подкожная клетчатка-6100г. Печень-1 700г. Мозг-1 500г. Сердце-300г. Почки-250 г.

Вопрос № 10: Эти участки на коже человека - ныне их чаще всего называют биологически активными точками - обнаружили ещё в Древнем Китае. Объясните анатомию этих точек.

Ответ: Участки дермы вдаются в эпидермис, в них много кровеносных, лимфатических капилляров, а также высокая плотность нервных окончаний.

5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Определяется команда-победитель в викторине.

- Отмечаются лучшие индивидуальные выступления в ходе игры.

- Выставление оценок за урок.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.