Урок по теме "Плавание тел". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель:

  1. Деятельностная: в процессе решения задач и проведения эксперимента формировать умение делать выводы.
  2. Предметно-дидактическая: выяснить условия плавания тел и зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности, объяснить принципы плавания тел.

Тип урока:

  • по дидактической цели: изучение нового материала;
  • по способу организации: комбинированный;
  • по ведущему методу обучения: частично-поисковый.

Метапредметные результаты:

  1. умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию, делать выводы и заключения;
  2. умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом;
  3. умение работать с разными источниками информации: находить информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. изучить условия плавания тел;
  2. сформировать умение объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости и плотности тела;
  3. сформировать умение сравнивать глубину погружения тела в жидкость в зависимости от соотношения плотности тела и плотности жидкости.

Междисциплинарные связи: математика.

Внутридисциплинарные связи: сила тяжести, результирующая сила, закон Архимеда.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, компьютеры обучающихся с выходом в сеть Интернет, бланк опорного конспекта для каждого обучающегося <Приложение 1>, лист самооценки <Приложение 2>.

Демонстрации: плавание тел в жидкости, презентация <Приложение 3>.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный этап. (2 мин.)
Цель этапа:
Подготовка учащихся к работе на уроке
Содержание данного этапа
: Подготовка аудитории к работе
Приветствие, проверка наличия обучающихся, выдача бланков опорного конспекта и листов самооценки. Получают бланк опорного конспекта <Приложение 1> и бланк листа самооценки <Приложение 2>
2. Повторение и активизация знаний обучающихся (5 мин.)
Цель этапа:
Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения материала, концентрация внимания, включение обучающихся в активную работу.
Содержание данного этапа
: Самостоятельная работа обучающихся.
Контролирует самостоятельность выполнения заданий, оценивает качество знаний учащихся, повторяет материал
<Слайд 1>
Выполн яют тест в листе самооценки<Приложение 2>, осуществляют самопроверку, используя ключ, сообщают самооценку учителю.
3. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)
Цель этапа:
Организовать и целенаправить познавательную деятельность.
Содержание данного этапа
: Сообщение темы урока, формирование цели.
Сообщение темы урока. Организация формирования цели урока обучающимися.
Учитель организует беседу:
- используя оборудование, скажите, что может произойти с телом в жидкости?
- какие силы действуют на тело, находящееся внутри жидкости?
- почему одни тела тонут, другие плавают внутри жидкости, а третьи – всплывают?
Как можно определить цель нашего урока?
<Слайд 2>
Опыт 1: На каждой парте сосуд с маслом, железный гвоздик, кусок парафина, кусок пенопласта, салфетка.
Ученики делают вывод: тело может тонуть, плавать внутри жидкости или всплывать на поверхность.
Обсуждают и предлагают различные цели урока.
Заполняют опорный конспект <Приложение 1>:
Цель урока: выяснить и объяснить условия плавания тел
4. Этап усвоения новых знаний. Первичная проверка понимания. (20 мин.)
Цель этапа:
Изучить новый материал: рассмотреть и объяснить условия плавания тел.
Содержание данного этапа
: Проведение эксперимента, изучение нового материала в форме беседы с использованием презентации и учебника.
Беседа по вопросам начинается с простейшей демонстрации: два тела одинакового объема (одно из дерева, другое из железа) опускают в сосуд с водой.
Что произошло?
От чего зависит сила тяжести и сила Архимеда?
Как выразить массу через плотность тела и его объем?
<Слайд 3>
Что можно сказать об объемах тел?
Плотность какого тела больше плотности жидкости, а какого меньше?
В каком случае сила тяжести больше силы Архимеда?
<Слайд 4>
А теперь внимание, вопрос:
1. Как можно сформулировать условие, когда тело тонет, используя понятие силы? используя понятие плотности?
<Слайд 5>
2. Как можно сформулировать условие, когда тело всплывает, используя понятие силы? используя понятие плотности?
<Слайд 6>
3. Какое вы можете сделать предположение относительно тела, которое плавает внутри жидкости?
<Слайд 7>
4. Запишите в опорный конспект <Приложение 1> условия плавания тел
<Слайд 8>
Учитель:
Заполните таблицу 2 в листе самооценки <Приложение 2>, используя таблицу плотностей учебника. Выполните самопроверку.
<Слайд 9>
Условия плавания тел справедливы и для несмешивающихся жидкостей.
<Слайд 10>
<Слайд 11>
<Слайд 12>
Отвечают на вопросы и заполняют опорный конспект <Приложение 1>.
Используют таблицу плотностей твердых тел и жидкостей.

Обучающиеся предлагают ответы.
Делают выводы.
Заполняют опорный конспект <Приложение 1>.
Заполняют таблицу 2 в листе самооценки <Приложение 2>.
Физкультминутка
Встаньте в проход. Представьте, что вы находитесь в воде, плотность которой 1000 кг/м3, а ваша плотность может меняться. Я буду называть значения вашей плотности, а вы будете приседать, если вы тонете, тянуться вверх, если всплываете, разводить руки в стороны, если остаётесь внутри жидкости. Выполняют упражнения
А теперь рассмотрим подробнее случай, когда тело всплыло и плавает на поверхности жидкости.
Какие силы действуют на тело?
Чему равна результирующая силы тяжести и силы Архимеда?
От чего зависит глубина погружения тела в жидкость?
Проведите опыт 2. Сделайте вывод. Запишите его в опорный конспект <Приложение 1>.
<Слайд 13>
Проведите опыт 3. Сделайте вывод. Запишите его в опорный конспект <Приложение 1>.
Сравните ваши выводы с выводами, записанными на слайде.
<Слайд 14>
Объясним полученные экспериментально выводы.
<Слайд 15>
Заполните таблицу 3 в листе самооценки <Приложение 2>, используя таблицу плотностей учебника. Выполните самопроверку.
<Слайд 16>
Определите плотность алюминия. Будет ли алюминиевая фольга тонуть в воде? А теперь давайте сделаем из неё кораблик и опусти его в воду. Что наблюдаем? Попробуйте объяснить, почему кораблик не тонет.
Итак, путем изменения объема можно придать плавучесть любому телу.
Опыт 2
Оборудование: сосуд с водой, деревянный и пенопластовый кубики одинакового объема.
Проводят эксперимент, делают вывод, записывают вывод в опорный конспект <Приложение 1>.
Опыт 3
Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянные кубики одинакового объема.
Проводят эксперимент, делают вывод, записывают вывод в опорный конспект <Приложение 1>.
Сравнивают свои выводы с выводами, записанными на слайде.
Заполняют таблицу 3 в листе самооценки <Приложение 2>.
Учащиеся объясняют, почему кораблик из алюминиевой фольги не тонет.
5. Этап закрепления и коррекции новых знаний (8 мин.)
Цель этапа:
Оценить степень усвоения нового материала. Скорректировать знания. Выявить трудные места.
Содержание данного этапа
: Самостоятельная работа обучающихся с электронными образовательными ресурсами.
Проверяет задания, корректирует знания, собирает листы самооценки<Приложение 2>. Выполняют тест <Приложение 4>
Сообщают учителю результат.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин.)
Цель этапа:
Информировать о домашнем задание и инструктировать по его выполнению.
Содержание данного этапа
: Запись домашнего задания в дневник. Инструктаж по его выполнению.
Информирует обучающихся о домашнем задании. Инструктирует по его выполнению. Записывают домашнее задание в дневник
§ 52, упражнение 27(1-3)
Для желающих учеников:
Задание 28
7. Рефлексия (24 мин.)
Цель этапа:
Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время занятий.
Содержание данного этапа
: Обсуждение вопросов. Выставление оценок обучающимся.
О чём мы сегодня говорили на уроке? Достигли ли мы цели урока?
Оцените степень своего погружения в тему « Условия плавания тел», изобразив шарик на экране, (чем глубже, тем лучше усвоил).
<Слайд 17>
Обучающиеся отвечают на поставленные вопрос, делают самооценку, изображая шарик на экране интерактивной доски.

Список литературы:

  1. Филанович Н.В. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016./ методическое пособие
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016./ учебник
  3. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Ресурсы Интернет:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru