Урок технологии "Вышивка крестом по диагонали". 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цель  - создать условия для формирования умения вышивать крестом по диагонали.

Предметные результаты обучения – формировать представления о вышивке крестом по диагонали, совершенствовать умения владеть различными способами вышивки крестом, представления о переплетении нитей в тканях.

Метапредметные – совершенствовать навыки общения с помощью диалога, поиск и выделение необходимой информации, умение создавать и применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач (изготовление схем), осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки.

Личностные – способствовать саморазвитию, самосовершенствованию ученика на основе целенаправленной познавательной деятельности, воспитывать ответственное отношение  к учению, к труду, формирование осознанного доброжелательного отношения к другому человеку.

Межпредметность

  • математика – диагональ, параллель,
  • история  - историческая справка вышивка на Руси.

Комментарий  - комбинированный урок через системно-деятельностный  подход

Работа класса в паре.

Методическое оснащение урока – образцы разных тканей по переплетению нитей, коробки с ножницами, игольницами, нитки мулине, канва в пяльцах; словарь

Методы обучения - словесный, наглядный, практический.

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

  • Регулятивные: планировать свою работу под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии  с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты со схемой
    .
    Познавательные: извлекать информацию из услышанных сообщений, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Способствовать  привитию интереса к урокам технологии.
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, с   учителем.

Презентация к уроку  «Вышивка крестом»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель – Прочитайте поговорку.

Обучающиеся -  Не учась, и лаптя не сплетешь.

У. – Как вы понимаете смысл этой поговорки?

О –  …….

У. – Сегодня на уроке мы выясним, это действительно так?

3. Вводная беседа, постановка учебной задачи.

У. – что вы видите на слайде?

О. – разные предметы того времени (печка, полотенце с вышивкой, кровать, подушки…)

У. – совершенно верно, видим изделия, оформленные вышивкой. На Руси техника вышивания крестом известна давно, но широко распространилась во второй половине 19 века. Сейчас она одна из самых популярных вышивок.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы будем делать на уроке?

О. – продолжим говорить о вышивке крестом, будем вышивать крестом.

Учитель записывает тему урока на доске.

У. – мы сформулировали тему и цель урока. Скажите, где можно применить знания, полученные на уроке ( учитель ориентирует девочек на постановку задач урока)?

О. – при оформлении интерьера, при оформлении своего проектного изделия…

У. – попробуем доказать это на уроке. Как можно поработать на уроке, чтобы достичь цели (ориентирует детей на планирование урока)?

Ведь урок чему-то учит.

О. – предлагают схему урока, учитель поправляет, направляет, корректирует, фиксирует на доске.

1) должны узнать что-то новое,

2) должны выяснить, что я знаю, чего еще не знаю,

3)должны вышивать крестом – практическая работа,

4) должны в ходе работы исправить недостатки,

5)суметь выполнить запланированный объем работы,

6)оценить свою работу и получить оценку на уроке.

7)….

У. – в конце урока вы дадите оценку своей работе, заполните лист самооценки (мотивирует детей на деятельность через оценочный лист).

4. Обсуждение свойств материала, необходимого для выполнения задания, и приемов работы с этим материалом.

У. – Девочки, как вы считаете, ткани все одинаковые?

О. – нет.

У. – прочитайте в словаре, что такое переплетение нитей в тканях. Что выяснили? (Учитель  ориентирует на поиск информации – познавательные УУД)

О. -  переплетение нитей – это  взаимное расположение нитей в тканях, определяющее структуру, внешний вид и свойства материала.

У. – из уроков материаловедения вы знаете, что самым простым является полотняное переплетение. В нем нити утка переплетаются с нитями основы в шахматном порядке, через одну.

Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные, ткани, некоторые шерстяные и шелковые ткани.

У тканей с саржевым переплетением заметны косые полоски (рубчик), которые располагаются слева вверх направо. Такое переплетение чаще имеют шерстяные ткани.

Сатиновое и атласное переплетение более сложные, чем предыдущие. Ткани с таким переплетение имеют с лицевой стороны гладкую, блестящую поверхность. Это х\б ткани – сатин, шелковая ткань – атлас.

У. – Рассмотрите образцы разных тканей, лежащие на столах, обратите внимание на переплетение нитей в тканях. 

А что вы можете сказать о переплетении канвы? Посмотрите на канву.

О. – у канвы полотняное переплетение, оно хорошо видно на канве.

У. На прошлом уроке мы говорили про счетные швы, что кроме счетной глади, росписи, гобеленового шва, к счетным швам относится и вышивка крестом. Поэтому в качестве материала для этой вышивки лучше всего подойдет канва. Почему?

О. – потому что нужно просчитать все крестики на схеме и на ткани, на канве лучше считать. Крест выполняется в квадратике, а квадратики хорошо видны на канве.

У. – ткани, с каким переплетением нитей подойдут тоже для вышивки крестом?

О. – с полотняным переплетением – х\б, лен, шерсть.

У. – мы доказали, что, да, действительно, можно оформить вышивкой свое швейное изделие.

У. – девочки, но не про все переплетения в тканях я вам рассказала (ориентирует детей на формулировку нового определения – познавательные УУД). Если существуют простые переплетения нитей в тканях, значит, существуют и КАКИЕ?

О. – сложные переплетения.

У. – вы  найдете их на сайте в интернете, например, жаккардовое переплетение ( концентрирует внимание, мотивирует через поиск информации – познавательные УУД).

У. – Вышивка является одним из самых любимых видов рукоделия. В старину все женщины на Руси владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведения искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Русская вышивка отличалась от вышивки других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей – занавесей для окон, салфеток, наволочек на диванные подушки, панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

5. Выбор материалов, инструментов, приспособлений

Учитель  – Мы выяснили, что в качестве материала нам понадобиться канва. Какие еще необходимо приготовить материалы и инструменты, чтобы оформить вышивкой изделие?

Обучающиеся перечисляют  – нитки мулине, пяльцы, ножницы, иглы с большим ушком, наперсток, линейка…

У. – Помнить нужно правило – в вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков

6. Обсуждение правил безопасной работы с ножницами, иглами, булавками

У. – Вспомним правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать. Внимание на экран – прокомментируйте иллюстрации….

У. – у вас на рабочем столе лежат все необходимые материалы, инструменты, приспособления ( ориентирует на организацию рабочего места).

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Учитель объявляет, что в качестве физминутки можно встать и пройти посмотреть, какие нитки лежат на столах, какого цвета, потому что в ходе работы можно обменяться нитками нужного цвета…(воспитание отношений друг к другу, личностые УУД).

7. Практическая работа

У. – рассмотрим и вспомним прием выполнения простого креста… (беседа по слайду).

В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент. А как быть в этом случае (на слайде изображена схема домика)? Как вышить крышу домика, не нарушив основного правила в вышивке крестом? (Ориентирует детей на дефицит знаний о способе вышивки крестом по диагонали).

О. – предлагают варианты, способы вышивки в данном примере.

У. – Существует способ, который называется вышивка крестом по диагонали.

У. – Простая диагональ.

1. Первая половина.

Покрыть открывающим диагональным стежком первый квадрат, указанный на схеме.

2. Закрывающим диагональным стежком выполнить второй квадрат: игла расположена омтрием вверх.

3. Открывающим диагональным стежком начать третий квадрат схемы.

Рисунок 1

4. Выполнить закрывающий диагональный стежок в четвертом ряду.

5. Продолжить чередовать открывающие и закрывающие диагональные стежки до последнего обозначенного квадрата.

6. Проконтролировать изнаночную сторону работы – стежки должны быть вертикальными и параллельными между собой.

Вторая половина

7. Пропустив иглу под последним стежком, выполнить открывающих диагональный стежок, закончив крестик.

8. Направить иглу в два отверстия следующего квадрата – игла расположена острием вниз.

9. Выполнить закрывающий диагональный стежок, чтобы закончить крестик, и продолжите выполнение с пункта №7.

Рисунок 2

10. Продолжить, чередуя открывающий стежок, пропуская его под стежком первой половины, и закрывающий стежок, который пройдет поверх предыдущего.

11. Проконтролируйте изнаночную сторону работы – все стежки вертикальные, а линии параллельные.

Рисунок 3

У. – Девочки, сейчас мы с вами сделаем еще одно открытие – кроме простого креста существует…

О. – Сложный крест?

У. – обратите внимание на следующий слайд. Какое определение можно дать сложному кресту? ( ориентирует детей на самостоятельность в определении – познавательные УУД)

О. – На простой крест накладывается знак +.

У. – На любом сайте в интернете вы можете познакомиться с техникой выполнения сложного креста и дома сделать упражнения по данной технике.

8. Работа в паре

Первая ученица готовит схему с геометрическим орнаментом, вторая ученица выбирает цвет, в котором будут работать.

У. – Что такое орнамент? Выясните в словаре?

О. – Орнамент – это последовательное повторение узоров или целой группы узоров.

У. – Сложные узоры сегодня не выбираем. Для вышивки возьмите из пасмы две нитки мулине. Что такое пасма? Выясните в словаре?

О. – Пасма – одна из частей, на которые делится моток.

У. – Закрепите нить на канве петлей. Вышейте рисунок, срезать лишний материал, по краю готового изделия сделайте бахрому.

Учитель следит за деятельностью обучающихся, консультирует, контролирует.

9. Итог урока

Лист самооценки. Выставка работ.

Учитель объявляет об истечении времени практической работы и о заполнении листа самооценки. Выставляет оценки в журнал за работу на уроке, комментирует. Девочки прикрепляют свои изделия на доску при помощи магнитов.

10. Рефлексия

У. – Можно ли теперь сказать, что поговорка «Не учась, и лаптя не сплетешь» действительна?

О. – Да, мы трудились, ….

У. – добились цели на уроке?

О. – да, мы научились вышивать крестом по диагонали.

У. - Проверим свои знания.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как давно существует данный вид рукоделия  на Руси?
  • Какие орнаменты используют  в вышивке крестом?
  • Что можно украсить вышивкой крестом?

11. Домашнее задание – записывают в дневники: упражнения вышивки сложным крестом, поиск информации – сложные переплетения нитей в тканях.

12. Уборка рабочих мест, мастерской

Список литературы

  • https://www.google.ru/search?qрусская+изба+с+вышивкой&newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ru
  • https://www.google.ru/search?q=схемы+вышивки+крестом+скачать+бесплатно&newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ru
  • https://www.google.ru/search?q=Вышивка+крестом+по+диагонали+фото&newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ru
  • https://www.google.ru/search?q=схемы+переплетения+нитей+в+тканях&newwindow=1&rlz=1C1AOHY_ruRU710RU710&espv=2&tbm