Степной Алтай, соленые озера

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: воспитывать у учащихся экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Задачи:

  • расширить кругозор детей в познании окружающей среды;
  • воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к природе, активизировать   их участие в сбережении и преумножении природных богатств;
  • развить творчество в природоохранной деятельности, ответственность за порученное дело;

Ход занятия

Учитель: По радио, телевидению, со страниц газет можно многократно слышать слово “экология”.

Ее название образовалось из двух греческих слов: “экое”, что значит “дом”, и “логос” - наука.

Поэтому можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля.

И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.

Люди разных отраслей науки с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений.

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово “экология”.

Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.

Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде.

С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда. В связи с этим 2017 год объявлен “Годом экологии”.

Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди...

Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
В этом доме мы с вами живем,
День поработаем, ночь отдохнем.
Утро приходит, солнце встает,
Так год за годом время идет.
Для меня в этом мире нет непогоды.
Хочу изучать я законы природы.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по родному краю, закрепим те знания, которые получили на предыдущих занятиях. Разговор пойдет о озерах нашего степного края.

http://www.turistka.ru/altai/photo.php?img=10913

Географически территория Степного Алтая складывается из части Кулундинской равнины (степи). Кулундинская равнина находится в междуречье Оби и Иртыша.

Для туристов степной Алтай интересен своими солеными озерами и ленточными борами.

Территория Степного Алтая в доисторические времена была заполнена Мансийским (Западно-Сибирским) морем, простиравшимся с запада на восток от Урала до Среднесибирского плоскогорья, на Юге, границы моря доходили до северных хребтов Рудного Алтая. Позже море высохло, оставив после себя небольшие "лужицы"- озера.

Самое крупное озеро, оставшееся после огромного моря — Кулундинское. Затем, около десяти тысяч лет назад, грянуло глобальное похолодание и льдом сковало Западно- Сибирскую равнину до Сибирских увалов. Лед перекрыл течение Оби к Северному-Ледовитому океану. Река потекла вспять. По левым притокам Оби, современным рекам: Барнаулка, Касмала, Кучук, воды текли на юго-запад, где вливались в Иртыш. Реки несли много песка, который многометровым слоем накопился в руслах рек и их долинах. После потепления Обь вернулась в прежнее русло. Песчаную почву пересохших рек и их долины заселила сосна. В результате всех этих исторических перемещений в степном Алтае осталось множество соленых озер и уникальные ленточные боры, протянувшиеся полосами с юго-запада на северо-восток по бывшим долинам рек.

Кулундинская равнина — это низменность, самая низкая ее точка — озеро Яровое, урез воды которого — 79 метров над уровнем моря. Для сравнения, урез воды Оби на севере Алтайского края, в районе с. Крутиха — 113 м. над уровнем моря. Реки Кулундинской степи не текут в Северный-Ледовитый океан, они текут в озера.

На равнинной части Алтая находится больше 3000 озер, большинство из них соленые или горько-соленые. Гидрологи отмечают, что для бессточных мест, которым и является Кулундинская степь, характерны солончаковые почвы. Реки многие века несли в озера соль, которая накапливалась в них.

Соленые водоемы заселили рачки Артемии Салина. Обычная среда обитания для нее– это соленые озера. При этом, неважно – какой степени солености. Даже в водоемах с огромной концентрацией соли это животное неплохо себя чувствует, к тому же, еще и размножается с удвоенной силой. Если водоем случайно пересыхает, то выжить животному не удается, зато ил, оставшийся на дне, скрывает невероятное количество яичных кладок Артемии.

Вода соленых озер Алтайского края обладает разным содержанием солей и разной минерализацией. Лечебными считаются озера, содержащие в рапе (минерализованной воде) бром, борную кислоту. У туристов наибольшей популярностью пользуются озера Большое Яровое, Малое Яровое.

На дне Кучукского озера находятся большой пласт мирабилита, и из рапы озера добывают сульфат натрия. На Бурлинских озерах добывают хлорид натрия — пищевую соль. Бурлу называют солонкой Сибири.

На юго-западе в ленточных борах расположены озера — пресные и соленые. Замечательное сочетание воздуха бора и целебных свойств соленых озер привлекают туристов в эти места. А в нашем Михайловском районе находятся два соленых озера: Малиновое Озеро и озеро Горносталево в с. Неводное (презентация “Озеро Горносталево ” представила Макарова Маргарита)

Вывод: Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно большое общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен
Эту радость мы с тобой разделим.
Береги ты всё живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети
должен быть порядок на планете.
Пусть вода  всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.

Итог урока.

  • назовите самое большое озеро степного Алтая;
  • назовите соленые озера, пользующиеся спросом у туристов;
  • какое озеро называют солонкой Сибири?
  • назовите соленые озера Михайловского района.
  • назовите основные экологические проблемы озер.