Урок по экономике "Что такое труд?". 6-й класс

Разделы: Экономика


Цель урока: формирование у учащихся представления о труде как об основе любого производства, о необходимости различных форм и видов труда в экономике.

Задачи урока: формировать представления о разнообразных видах профессий, видах и типах труда, о кооперации труда как об эффективном способе производственной деятельности, воспитывать понимание нужности всех профессий в экономике.

Основные понятия и категории: школьная экономика, труд, виды и формы труда, кооперация труда.

Ходе урока

I. Повторение и закрепление пройденного материала.

  1. Найдите начало головоломки и ключ к ней, и мы вспомним, что такое потребности.

  2. Приведите примеры потребностей. Что человеку нужно для удовлетворения большинства потребностей? (Товары, услуги)
  3. Приведите примеры товаров, услуг.
  4. Как человек может получить нужные ему товары и услуги? (Может купить, может сделать сам)
  5. Что побуждает людей трудиться? Как вы понимаете, что такое труд.

II. Изучение нового материала.

  1. Труд — основа любого производства. Без труда и участия человека по преобразованию ресурсов не может существовать ни одна страна, ни одна экономика.
  2. Учебник. Стр.72. Определение труда как целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых людям.
  3. Кто и какую работу выполняет в экономике, зависит от того, какие блага нужны людям.
  4. Набор профессий в экономике определяется набором товаров и услуг, которые нужны людям. Ответьте: люди, каких профессий изображены на рисунках? Какие блага они создают?

  5. Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с тем, как работает экономика страны, как разделяется труд между людьми.
  6. Пусть дети назовут наиболее известные профессии. Выясните, какую роль они играют в экономике. Профессии пусть дети называют в связке с тем благом или услугой, которые существуют в экономике благодаря этой профессии.

  7. Назовите такие профессии, которые были популярны лет 30—40 назад. Какие профессии, оказываются, не нужны в современной экономике? (Машинист паровоза, контролер билетов в метро, слесарь-ремонтник оборудования, которое уже не используется, полотер.) Изменение труда и отказ от использования профессий связано с устареванием оборудования, заменой одних благ и услуг на другие.
  8. Распределите номера профессий по колонкам таблицы (некоторые номера могут повторяться в различных колонках).

    Первичный сектор
    (добывающая промышленность и сельское хозяйство)
    Вторичный сектор
    (обрабатывающая промышленность)
    Третичный сектор
    (сфера услуг)
         
  9. Какие новые профессии появились в последние годы? (Менеджер, программист, банкир, шоумен.)
  10. Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности людей тем, что она имеет определенный смысл и связана с затратами физических или умственных сил. Существует разделение труда на физический (труд строителя, пахаря, уборщицы, грузчика) и умственный (труд ученого, писателя, конструктора, дизайнера).
  11. Что означает выражение "мартышкин труд"? Правильно, это бестолковая, бесцельная и бесполезная деятельность. Если же в результате трудовой деятельности создается что-либо нужное, то такой труд называют созидательным. Результатами такого вида труда могут воспользоваться многие люди. Труд учителя, врача, строителя созидателен, а труд, например, космонавта можно ли считать созидательным? Ведь мы на Земле сразу не замечаем результатов его труда в космосе, но его труд, т. е. проведенные им исследования и эксперименты, да и вся его жизнь на орбите нужны ученым, медикам, экологам и другим специалистам, которые благодаря полученным сведениям разрабатывают новые лекарства, способы обработки материалов, делают экологические прогнозы и т. д.
  12. Делении труда на материальный и нематериальный, самостоятельный и наемный.
  13. В истории развития человеческого общества основным типом труда был труд, преобразующий природу (сельскохозяйственный, строительный, промышленный), т. е. связанный со средствами производства: машинами, станками и орудиями труда. Такой труд можно также считать материальным, так как материальны результаты такого труда.
  14. Но есть и другой тип труда — нематериальный, или "духовное производство". Его результаты представляют собой символы, формулы, художественные образы, мифы, сказки и т. д. Они нематериальны и невещественны, ведь их не попробуешь на вкус и не взвесишь, но они тоже нужны людям для их культурного и духовного развития. Таким трудом занимаются художники и писатели, ученые и учителя, артисты и шоумены и даже священники.
  15. Труд можно разделять еще и по таким признакам: труд самостоятельный, или независимый. В таких формах, как предпринимательство, посредничество, фермерство, создание музыкальных или художественных произведений, когда работающий человек мало зависим от других людей, и труд наемный, когда человек нанимается на работу и заключает договор с организацией или другим человеком о заработной плате, т. е. о цене своего труда.
  16. С развитием общества появляется новый тип труда — организаторский, с которым связано управление, предпринимательство и посредничество. Результатом такого труда являются разнообразные решения, приводящие к согласованной работе других людей: выбор места для строительства завода или фабрики, выпуск того или иного автомобиля, применение наилучших способов организации деятельности людей, обучение правильному выполнению своих обязанностей на рабочем месте и многое другое.

III. Закрепление материала.

IV. Домашнее задание.

1. Глава 14. §1. Вопросы к параграфу.

2. а) Проведите исследование.

Чем занимаются люди этих профессий?  
Супервайзер  
Сейлз -менеджер  
Копирайтер  
Промоутер  
Девелопер  
Брокер  
Дилер  
Спичрайтер  
Имиджмейкер  

б) Подумайте, как составлены названия этих профессий.

3. Предположим, вы нанимаете людей на работу. Какие качества работника вы считаете важными для:

  1. Пожарного
  2. Учителя
  3. Менеджера
  4. Клоуна
  5. Модельера
  6. Программиста

4. Существуют ли качества, необходимые для всех работников? Если да, то, какие, если нет, то почему?

27.04.2017

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306