Мастер-класс "Гостевой этикет для дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель программы: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.

В программе представлены задачи воспитания навыков культурного поведения у детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, методические рекомендации, а также тематические планы занятий и организационные формы изучения данных тем.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо с раннего дошкольного возраста.

Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.

Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.

Современное понятие слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия.

  • Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
  • Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки.
  • Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный человек.

Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять словарный запас этико-поведенческих понятий: этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.

Методика обучения

  • Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
  • Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Следует помочь осознать ребенку необходимость приборов.
  • Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.
  • Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
  • Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
  • Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  • Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Задачи воспитания навыков культуры поведения у детей.

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

  • В совместной деятельности с детьми, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
  • Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
  • Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
  • Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
  • Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
  • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
  • Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
  • Учить самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;
  • Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на “Вы”;
  • Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
  • Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
  • Формировать навыки поведения за столом.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

  • Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
  • Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
  • Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
  • Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
  • Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
  • Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
  • Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
  • Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет):

  • Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.);
  • Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
  • Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);
  • Учить детей правилам общения по телефону, написания писем;
  • Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
  • Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих;
  • Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
  • Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;
  • Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.
  • Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.
  • Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры поведения.

Занятия по основам этикета.

  • содержанием занятий по основам современного этикета.
  • Беседы
  • Игры
  • Театрализованные представления
  • Праздничные вечера,
  • Встречи с интересными людьми
  • Приглашение родителей
  • Экскурсии
  • Посещение театра, музея, кафе, библиотека и т.п.

Все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек).

Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.

Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.

Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения.

В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия.

Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам “Столовый этикет”, “Посещение театра или кафе”, “Прием гостей” и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе.

Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Воспитатель, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.п. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с правилами поведения, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.

Актуальность:

  • дети знакомятся с правилами этикета;
  • учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте;
  • дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная;
  • дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению

Цель:

  • Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности:
  • Усвоение правил культуры еды;
  • Усвоение правил и норм поведения в гостях.
  • Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)

Задачи:

Познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола:

а) сервировка стола к чаю.

б) сервировка стола к обеду.

  • Закрепить знания, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать.
  • Познакомить с основами сервировки праздничного стола.
  • Воспитывать аккуратность

Принципы:

  • Доступности
  • Индивидуальности
  • Дифференциации работы с детьми
  • Систематичности

Методы и приёмы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Оборудование:

  • сервиз чайный
  • столовая посуда
  • ложки, ножи, вилки.
  • скатерть
  • комплект тканевых салфеток
  • комплект бумажных салфеток
  • передники, колпаки