Интегрированный урок – (ИКТ + ИЗО) «Создание Новогодней открытки»

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Интегрированные уроки оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения. Они также являются важным средством реализации межпредметных связей, они так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи.

В нашей гимназии мы часто проводим интегрированные уроки. Предлагаем вашему вниманию бинарный урок ИКТ+ИЗО “Создание Новогодней открытки”

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут

Тема урока: Создание новогодней открытки.

Тип урока: комбинированный, формирования умений

Форма урока: интегрированный

Цели и задачи урока:

обучающие:

  • формировать умения выполнять новогоднюю открытку, используя нетрадиционные средства.
  • формировать умения украшать работу при помощи нетрадиционной техники “набрызг”;
  • формировать умения планировать свою работу и выполнять ее в соответствии с планом;
  • развитие интереса к решению практических задач, к активной творческой деятельности;
  • повышение интереса к занятиям изобразительным искусством;
  • сформировать представление о возможностях работы в редакторе публикаций Publisher, с помощью готовых шаблонов;
  • формирование навыков опережающего мышления (предсказуемость результатов собственных материальных действий);
  • совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

развивающие:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • развитие логического мышления, памяти, внимательности,
  • развивать мелкую моторику, художественный вкус;
  • формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, применять полученные знания на практических занятиях;
  • умения работать в нужном темпе;
  • умения работать на компьютере;

воспитательные:

  • формирование уважения к чужому мнению, умения аргументировать свои ответы;
  • способствовать воспитанию нравственных качеств: терпения, аккуратности;
  • воспитание ответственности к порученному заданию, навыка самостоятельной работы;
  • развитие познавательного интереса, логического мышления;
  • создание готового продукта;
  • повысить уровень информационной культуры учащихся;
  • усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе.

1 урок – Рисование открытки

Оборудование и материалы к уроку: мультимедиапроектор, альбомный лист, краски, фломастеры, карандаши, зубная щетка, зубочистки, газета;

Задачи этапа

1. Организационный момент.

- мотивировать учащихся к учебной деятельности (1 мин)

2. Актуализация знаний

- актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. (5 мин)

3. Постановка проблемы

- сформировать способности соотносить свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи затруднения – те конкретные знания и умения, которых не достает для решения исходной задачи.

- при помощи подводящего диалога определить тему и цель урока

(5 мин)

4. “Открытие” детьми нового знания.

- сформировать способности определять средства, способы работ;

- тренировать умения планировать работу для достижения цели урока; (7 мин)

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Мы вновь с вами встретились на уроке ИЗО, чтобы заняться интересным делом.

На уроке вы будете своими руками создавать подарок. А какими вы должны сегодня быть на уроке, чтобы подарок получился, доставил удовольствие вам и мне? (Внимательными, активными, послушными)

Отгадайте загадку:

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод,
Это праздник - (Новый год)

Ребята, что для вас значит Новый год? С чем он ассоциируется? (Елка, Дед Мороз, поздравления, подарки, праздник, чудеса.)

Давайте мы с вами остановимся на подарках. Сегодня нас будут интересовать только подарки. Какие вы любите получать Новогодние подарки?

А какие вы дарите подарки своим близким? (Конфеты, фрукты, игрушки, сувениры)

А как обычно вы поздравляете своих близких, если они живут далеко от вас? (открытки, телеграммы)

Просмотр слайдов об открытках.

(Слайд 2) (Презентация 1) Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. (Слайд 3)

В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки. (Слайд 4-6).

Сегодня новогодние распродажи пестрят красивыми и оригинальными открытками, выполненными в самых разных техниках: металло-, шелко-, голографии. Привычными стали рельефные, объемные, музыкальные открытки. (Слайд 8)

Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые времена. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно!

Ребята вы просмотрели слайды об открытках.

  1. Где возник обычай обмениваться новогодними открытками? (В Англии)
  2. Что изображалось на дореволюционных открытках? (Заснеженный лес, русские тройки)
  3. Итак, ребята, кто из вас догадался, какой новогодний подарок мы сегодня будем выполнять? (Новогоднюю открытку)
  4. Значит, тема нашего урока будет звучать, как? (Новогодняя открытка)
  5. Мы раньше с вами занимались изготовлением открытки? (да)
  6. Какие обычно материалы нам нужны для изготовления открытки? (Карандаши, фломастеры, краски, альбомный лист, шаблон)
  7. Посмотрите, ребята на свои рабочие места и скажите, какие еще необычные инструменты, и материалы нам понадобятся для изготовления новогодней открытки? (Газета, зубная щетка, зубочистки)
  8. Для чего, по вашему мнению, нам понадобятся данные предметы? (Изготовление новогодней открытки из нетрадиционных материалов)

Не знаете? А хотите узнать?

Давайте еще раз вспомним тему сегодняшнего урока. (Новогодняя открытка)

При помощи чего будем ее изготавливать?

Значит, какова будет цель нашего урока? (Заготовка открытки, изображение формы украшения, работа в цвете)

Организация рабочего места.

Вы сейчас просмотрели свои рабочие места, все необходимое для выполнения открытки у нас есть.

Итак, давайте будем выяснять, для чего нам нужны определенные инструменты и материалы?

Альбомный лист и шаблоны, карандаши?

А вот для чего нужны остальные материалы мы узнаем чуть позже.

С чего мы начнем?

Я вам немного подскажу:

1. Альбомный лист складывается пополам; берём шаблон. У вас на партах лежат шаблоны с символами Нового года (елка, колокольчик), вы выбираете тот, который вам больше нравится.

2. Передняя часть открытки слегка складывается пополам и на нее точно по центру, соблюдая законы симметрии, шаблон обводится

Рисунок должен получиться симметричным, что это значит? (на шаблоне есть вертикальная полоса, которая поможет вам симметрично расположить шаблон) его левая и правая сторона при сложении должны совпадать

Что делаем потом?

После обводки шаблон оставляем на этом же месте.

3. Теперь нам надо придать праздничный фон нашей открытки. Фон мы будем выполнять в нетрадиционной технике – набрызг.

А как выполнить набрызг? Какие инструменты или материалы нам помогут? (Зубная щетка, зубочистка, краски)

А как при помощи зубной щетки и зубочистки выполнить набрызг?

Давайте возьмем в руки щетку и зубочистку. Работа будет выполняться в две руки.

Подумайте, от какого слова произошло слово “набрызг”? (Брызги)

Подумайте, как же при помощи этих двух предметов выполнить “набрызг”? (Подсказка: работа выполняется в две руки)

А зачем нужна газета? (Постелить на парту под открытку)

На щетку широкой кистью нанести краску (поменьше воды), обмакнуть на салфетку чтоб стекла лишняя вода, открытка в разложенном виде располагается на газете. Центральный рисунок накрыт шаблоном. Щетка держится ворсом вниз над открыткой и по ворсу быстро проводим зубочисткой направлением на себя. (Показ учителем)

Затем кисть можно помыть, промокнуть о салфетку, взять другой цвет и таким же способом нанести другой цвет краски. По окончании набрызга убрать шаблон с центрального рисунка.

(Со слов учеников):

4. Работа в цвете над праздничным символом открытки. Какие материалы вам понадобятся? (Краски, фломастеры, карандаши)

5. Выставка работ.

Но прежде, чем начать работать мы должны еще раз проговорить и закрепить наш план выполнения работы.

Вспомнить, может какие - то пункты у нас еще остались.

(Дети каждый пункт говорят вслух, учитель вывешивает этапы выполнения на доску – словесный и наглядный)

Этапы выполнения: - складывание листа

- выбор шаблона

- работа с шаблоном

- набрызг

- работа в цвете над рисунком

- выставка работ

- уборка рабочего места

Учитель предлагает второй вариант работы над открыткой без шаблона, с произвольным выбором рисунка на новогоднюю тему.

Физминутка.

Раз-руки вверх махнули.
И при этом мы вздохнули
Два-три нагнулись, пол достали
А четыре-прямо встали и сначала повторяем
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно
Чтобы руки не устали
Мы на пояс их поставим
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Работа над изделием.

Ну, вот, ребята, посмотрите какие красивые открытки мы с вами сделали.

Посмотрите внимательно и скажите, какая из открыток на ваш взгляд самая яркая?

Какая из открыток на ваш взгляд самая аккуратная?

Какая из открыток на ваш взгляд самая веселая?

А есть ли на нашей выставке открытки, при выполнении которых допущены небольшие ошибки? Если есть, объясните какие ошибки или неточности в них допущены.

Что еще можно к ней добавить? (Подпись, поздравление)

- чему новому вы сегодня научились на уроке? (Выполнять открытку, используя различные художественные материалы)

Что вы сделаете с этими открытками? (Подарите родным и близким)

- к какому празднику вы можете еще изготовить подобные открытки, немного меняя ее содержание? (8 марта, 23 февраля, день рождения.)

Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной творческой работой.

Какое у вас настроение после нашего урока? Почему?

- что вам далось легко на уроке?

- в чем испытали трудность?

- как теперь вы распорядитесь своей работой? (Подарок родным)

2 урок – создание открытки на компьютере

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент и объяснение (5 минут).
  2. Закрепление темы – практическая работа (35 минут).
  3. Физкультминутка проводится после 20 минут работы за компьютером (1 минута).
  4. Подведение итогов занятия (4 минут).

Организационный момент и объяснение (5 минут).

Закрепление темы – практическая работа (35 минут).

Этапы работы:

Сканирование рисунка, выполненного на уроке ИЗО

Выбор шаблона открытки.

На урок информатики и ИКТ ученики пришли со своими рисунками. Первым делом каждый сканировал свой рисунок, затем выбрал макет для себя, из вариантов, подготовленных заранее учителем.

Работа над открыткой закипела. Учителю ИКТ на этом уроке скучать не приходится, вопросы от учеников сыплются как из рога изобилия. Макеты открыток подготовлены в программе Publisher13, с которой они уже знакомы, так как уже гот овили открытки к Новому году.

В шаблоне открытки было предложено стандартное поздравление. Этих шаблонов было несколько. Большинство учеников воспользовались готовыми поздравлениями, а кто-то вместо предложенного напечатал своё на том же месте.

Вставка своего рисунка на титульную страницу открытки

Добавление поздравления и всевозможных графических объектов (рисунков, вензелей, картинок из компьютера и Интернета)

На всех страницах открытки можно было добавить картинки, вензеля.

Добавление нового рисунка. Детям очень нравится добавлять рисунки из Интернета. Здесь у учеников отрабатываются умения поиска и копирования информации из сети Интернет.

Ученики отрабатывали умения по работе с рисунками. Над рисунком возможно выполните одного из следующих действий:

Чтобы изменить положение рисунка, просто перетащите его мышью;

Чтобы изменить размеры рисунка, разместите указатель мыши над одним из угловых маркеров, после чего перетаскивайте его, растягивая или сужая рисунок;

Чтобы изменить цвета рисунка, щелкните его правой кнопкой мыши, выберите команду Формат рисунка в контекстном меню, щелкните вкладку Рисунок, после чего выберите команду Перекрасить.

Каждый ученик работает в своём темпе. Порядок заполнения открытки произвольный.

Физкультминутка проводится после 20 минут работы за компьютером.

Последний штрих - подпись работы.

Каждый ученик оформляет 4 страницу открытки и подписывает своё имя на ней.

Работы некоторых учеников, сохранённые в формате pdf, приведены в Приложение1.pdf. - Приложение15.pdf, а эти же работы, выполненные и сохраненные в Publisher 2013 можно посмотреть и скачать по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0BxH5popiGvgjNWt1dEZtV29qc0E?usp=sharing

Используемая литература

  1. План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Разработка открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой "ИЗО и художественный труд" в 4 классе на тему: Новогодняя открыт ка. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/08/17/razrabotka-otkrytogo-uroka-po-programme-tyashpikalovoy-izo-i
  2. Интегрированные и бинарные уроки. Руденко Светлана Ивановна. https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki.html
  3. Подготовка и создание открытки к Новому году средствами Microsoft Publisher. http://www.openclass.ru/node/354024
  4. Андреева В.Ю., Жданова Г.А. Проведение бинарных уроков ИЗО и ИКТ в начальной школе как инструмент реализации ФГОС, статья опубликована в сетевом издании Городского методического центра "Слово учителю http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/988-andreeva-v-yu-zhdanova-g-a-provedenie-binarnykh-urokov-izo-i-ikt-v-nachalnoj-shkole-kak-instrument-realizatsii-fgos