Портфолио как способ профессионального развития учителя

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением анализировать свою профессиональную деятельность и прогнозировать её конечный результат.

На сегодняшний день существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Портфолио (от французского porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной сфере, в случае учительского портфолио – в профессиональной педагогической деятельности.

На сегодняшний день можно говорить о следующих моделях портфолио:

  • портфолио учителя,
  • портфолио ученика,
  • портфолио образовательного учреждения.

Можно выделить еще две модели – портфолио класса и семейное портфолио.

Актуальность работы по созданию портфолио уже не вызывает сомнений. И если в качестве портфолио образовательного учреждения мы можем рассматривать отчет по самообследованию, то требования к педагогическому портфолио претерпевают изменения, а портфолио ученика только начинает «набирать обороты».

Портфолио учителя – как система учета результативности педагогической деятельности позволяет не только объективно оценить деятельность педагога, но и создает условия для рефлексии собственной педагогической деятельности. Последнее время все чаще приходится слышать понятие «электронное портфолио». Электронное портфолио позволяет учителю выйти на совершенно новый уровень – ретрансляции и пролонгации собственного педагогического опыта за пределами образовательного учреждения, города и области. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к материалам всем участникам огромной «образовательной сети», что позволяет обмениваться опытом работы, «не выходя за пределы учебного кабинета». Мобильность ресурса, постоянное обновление и пополнение материалов показывают динамичность учителя. Постепенно электронное портфолио педагога «превращается» в веббазированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога. Тем самым, теперь оценка педагога, уровня его профессиональной компетентности становится более доступной (и не только для контролирующих и аттестующих организаций, но и для родительской общественности), позволяет провести всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников. Тем самым, портфолио становится некой визиткой педагога, инструментом публичной открытости. При системно организованной работе персональный интернет-ресурс становится и механизмом обратной связи.

Вопрос о формировании ученических портфолио стал подниматься в образовательной среде в связи с участием ребят в различных видах конкурсного отбора, а также при поступлении в образовательные учреждения повышенного уровня.

Так или иначе, портфолио останется весомым «документом» публичности и открытости. На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оформления и оценки портфолио. Главное, избежать ошибки формального накопления материалов.

В нашем образовательном учреждении на сегодняшний день разработаны формы ученического и педагогического портфолио.

Среди основных разделов учительского портфолио мы выделили следующие:

Раздел 1. Титульная (главная) страница
Раздел 2. Общие сведения об авторе
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
Раздел 4. Достижения учащихся
Раздел 5. Нормативные документы
Раздел 6. Фотогалерея

Ученическое портфолио, на наш взгляд, может содержать следующие разделы:

Раздел 1. Титульная (главная) страница
Раздел 2. Общие сведения об авторе
Раздел 3. Результативность участия в олимпиадах и иных интеллектуальных конкурсных мероприятиях
Раздел 4. Результативность участия в творческих конкурсах и мероприятиях
Раздел 5. Результативность участия в спортивных состязаниях
Раздел 6. Показатели успеваемости
Раздел 7. Внеурочная деятельность
Раздел 8. Исследовательские работы и проекты
Раздел 9. Фотогалерея

Составляя портфолио необходимо избегать следующих групп ошибок:

1. Ошибки, связанные со сбором материалов для портфолио.

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
  • сбор материалов вместо учителя;
  • отказ учителю в помощи при формировании портфолио;
  • формализация и соревнование при сборе портфолио.

2. Ошибки, связанные с формированием объема портфолио:

  • сбор в портфолио только официальных документов;
  • включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов;
  • сбор материалов только за ограниченный период.

3. Ошибки, связанные с подменой идеи портфолио традиционными схемами:

  • подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета;
  • подмена систематической работы над портфолио разовой акцией;
  • завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

4. Ошибки, связанные с оценкой материалов портфолио:

  • стремление оценить баллами все материалы портфолио;
  • отсутствие единства оценки материалов портфолио.

Плюсы оценивания учителя и его деятельности с помощью портфолио в традиционной форме очевидны, но, к сожалению, есть и минусы.

Во-первых, оценивание по портфолио не является обязательным, следовательно, нет единого ответа на вопрос, что же все-таки нужно включать в портфолио?

Во-вторых: как в целом оценивать портфолио? На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оценки портфолио.

В-третьих, должен ли кто-то курировать или консультировать учителя в составлении своего «досье», ведь далеко не каждый человек может адекватно себя оценить.

И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.

Предлагаю вниманию опыт нашей школы по работе с портфолио учителя (Приложение).

Источники:

  1. Пасынок Ю.Ю. Портфолио как форма развития личности учителя // Завуч начальной школы. – 2015. - № 1. – С. 4–18
  2. Пасынок Ю.Ю. Портфолио как форма развития личности учителя // Классный руководитель. – 2014. - № 7. – С. 63–76
  3. Пасынок Ю.Ю. Портфолио учителя начальных классов // Управление начальной школой. – 2010. - № 11. – С. 15 2
  4. Пасынок Ю.Ю. Модель «Портфолио» как системная оценка качества образования. Электронный ресурс:
    nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2011/01/29/model-portfolio-kak-sistemnaya-otsenka
  5. Пасынок Ю.Ю. Модель «Портфолио» как системная оценка качества образования. Электронный ресурс: www.uchportfolio.ru/materials/show/72506
  6. Пасынок Ю.Ю. Портфолио учителя. Электронный ресурс: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/01/18/portfolio-uchitelya
  7. Пасынок Ю.Ю. Унифицированная форма «Портфолио ученика». Электронный ресурс: uchportfolio.ru/materials/show/82158
  8. Портфолио. Структура и содержание. Электронный ресурс: www.myshared.ru/slide/374536/