Методическая разработка классного часа "Что я знаю о воде?"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)


Аннотация

В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов классного часа, посвящённого Всемирному дню водных ресурсов в рамках объявленного Президентами РФ и РБ 2017 года Годом экологии и особо охраняемых территорий.

На классных часах, посвящённых проблемам взаимоотношений человека и природы, формируется экологическая грамотность. Ребята должны осознать, что благополучное существование будущих поколений возможно только в случае, если нынешнее поколение будет строить гармоничные отношения с окружающим миром. Чтобы не нарушить баланс между цивилизацией и природой и избежать экологических катастроф, нужно обладать основными экологическими знаниями. Задача классного руководителя – формировать экологический тип мышления, совокупное представление о природе как единственной среде обитания человека, картину глобальных экологических проблем. Необходимо воспитывать ответственное отношение к достижениям человечества в борьбе за экологию, высоконравственное отношение к окружающей среде, предполагающее поведение согласно общечеловеческим нормам морали и отрицающее пренебрежительное отношение к природе.

Экологические классные часы должны иметь научно-исследовательский, практический характер, когда учащиеся не просто констатируют факты, а анализируют их и делают выводы. Формами проведения могут выступать игры, турниры, викторины, КВН, экскурсии, деловые игры.
Данная разработка содержит подробный сценарий мероприятия; мультимедийную презентацию. В качестве дополнительного материала прилагаются статьи из журналов, стихотворения, тексты и записи песен, видеоролик о воде.

Методическая разработка может использоваться преподавателями школ, училищ, техникумов, колледжей как при подготовке классных часов, так и при проведении уроков и внеаудиторных мероприятий по биологии, экологии и химии.

Цели классного часа

воспитательные:

  • воспитание любви и формирование навыков бережного отношения к воде, к природе;
  • формирование экологических знаний о значении воды в жизни человека;
  • привитие навыков экономного расходования воды;
  • создание условий для формирования эстетического восприятия окружающего мира;
  • организация воспитательного влияния на личность студента через систему отношений на внеклассном мероприятии;
  • сплочение студенческого коллектива;

развивающие:

  • формирование и стимулирование активной деятельности студентов по овладению ими духовных ценностей и отношений;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать;
  • развитие способностей коммуникативного общения студентов;
  • развитие положительных эмоций и чувств в ходе классного часа;

Обеспечение занятия

  • Компьютер, проектор.
  • Записи песен о воде.
  • Видеоролик из фильма «Великая тайна воды».
  • Статьи из газет и журналов.
  • Жетоны в виде «капельки».
  • Фотографии и картины с изображением воды.
  • Бутылки с питьевой и минеральной водой.

Сценарий классного часа

Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на классном часе, предметом обсуждения которого является то, о чём говорится в следующей загадке: на свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее, в руках её не удержать и на коне не обогнать. В загадке говорится о воде, и наш классный час так и называется «Что я знаю о воде?».  

Студент:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника  шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Преподаватель: Мы каждый день сталкиваемся с водой, но часто ли мы задумываемся о ней? Что такое вода? Как относиться к ней? Несёт ли она радость? Или она злая сила разрушения? Надеюсь, что на эти вопросы каждый из вас сегодня найдёт ответы.

Действительно, о воде, кажется, мы знаем всё, считаем её самым привычным веществом на Земле и относимся к ней в обыденной жизни без особого трепета и волнения. Тогда почему же классный час посвящён воде? Главная причина разговора о воде – это весна, которую мы наконец-то дождались! А какие ассоциации возникают со словом «весна»? Конечно же, весёлые ручейки, а любой ручеёк, как известно, – это вода (звучит фонограмма припева песни «Журчат ручьи» из кинофильма «Весна», музыка И.Дунаевского, слова М.Вольпина).

Журчат ручьи, слепят лучи,
И таёт лед, и сердце тает,
И даже пень в апрельский день
Берёзкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные весёлые скворцы,
Кричат скворцы во все концы:
«Весна идёт! Весне дорогу!»

Есть ещё один повод для беседы о воде: информационно продвинутые земляне отмечают 22 марта День воды, который с 1993 года был объявлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всемирным днём водных ресурсов (в Республике Башкортостан отмечается с 1996 года).

Основные цели проведения Всемирного дня водных ресурсов:

  • способствовать принятию соответствующих мер для решения проблемы снабжения населения питьевой водой;
  • информировать общественность о важности охраны и сохранения ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом;
  • привлечь к празднованию Всемирного дня водных ресурсов правительства, международные агентства, неправительственные организации.

В этот день появляется уникальная возможность напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества. Человек как биосоциальное существо должен вписаться в биосферу, находиться с ней в гармонии.

Студент:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого.
Пока. Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды…
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.              
(Р.Рождественский)

Преподаватель: Для достижения положительных результатов давно назрела необходимость превратить слова в обязательства. Именно этим продиктованы действия Президентов Российской Федерации и Республики Башкортостан, объявивших 2017 год Годом экологии и особо охраняемых территорий.

А в чём должны состояться наши действия – действия обыкновенных граждан? Мы – дети природы и должны знать и уважать её законы, жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатства! В этом и есть смысл экологической культуры, показателем которой на классном часе будут ваши знания о воде.

Попробуем ответить на этот простой вопрос: «Что мы знаем о воде?» (студенты демонстрируют свои знания со школы, известные факты; за правильный ответ преподаватель дает жетон в виде «капельки»).

А какой бывает вода? Не счесть числа эпитетам, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество. Перечислите прилагательные, которыми очень часто характеризуют воду (студенты перечисляют слова, которые используются для описания воды).
Мягкая вода и жёсткая вода – по содержанию катионов кальция и магния.

По изотопам молекулы:

  • лёгкая вода (по составу почти соответствует обычной)
  • тяжёлая вода (дейтериевая)
  • сверхтяжёлая вода (тритиевая)
  • пресная вода
  • родниковая вода
  • дождевая вода
  • морская вода, речная вода
  • подземные воды
  • минеральная вода
  • солоноватая (солёная) вода
  • питьевая вода, водопроводная вода
  • дистиллированная вода и деионизированная вода
  • сточные воды
  • ливневая вода или поверхностные воды
  • апирогенная вода
  • мёртвая вода и живая вода – виды воды из сказок (со сказочными свойствами)
  • лёд-девять (вымышленный материал)
  • святая вода – особый вид воды согласно религиозным учениям
  • поливода
  • структурированная вода – термин, применяемый в различных неакадемических теориях.
  • талая вода
  • газированная вода
  • вкусная вода

(звучит фонограмма песни «Как провожают пароходы» в исполнении В.Сюткина, музыка А. И. Островского, слова К. Я. Ваншенкина).

Преподаватель: Всё знать невозможно, всегда можно найти неизвестные сведения о чём-либо. Человек должен накапливать свои знания и опыт, их никогда не бывает много. Вашему вниманию предлагается интеллектуальная викторина «Тайны воды», возможно из неё кто-то почерпнет для себя новую полезную информацию (студенты отвечают на вопросы, за правильный ответ получают жетон).

1. Как на латинском языке звучит слово «вода»? (аква)
2. Как древние греки звали бога морей? (Посейдон)
3. По легенде эта богиня родилась из морской пены. (Афродита)
4. В Средние века алхимики приписывали воде совершенство. Воду они обозначали фигурой …(в виде опрокинутого равностороннего треугольника).
5. У древних народов вода считалась символом плодородия и…(бессмертия)
6. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (3/4)
7. Количество воды на поверхности Земли оценивается в…(1,39*1018 тонн).
8. Если всю воду распределить по земному шару равномерным слоем, то его глубина будет равна примерно…(4 км).
9. Если всю воду собрать в 1 каплю, то её диаметр будет около…(1500 км).
10. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по земле, получится слой толщиной…(150 км).
11. Если из вод всех морей и океанов удалось выделить золото, то на каждого жителя Земли приходилось бы…(по 3 кг).
12. Сколько дней человек может прожить без воды? (максимум 7 дней)
13. Какой процент человеческого тела составляет вода? (65%)
14. Воды на производство 1 тонны газетной бумаги затрачивается более…(900 м3).
15. Воды только одному растению подсолнечника за лето нужно…(1500 м3).
16. В конце XIX века хватало 1,5 ведра воды в сутки и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма…(свыше 18 ведер, т.е. 220 л).
17. Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум…(500 л).

Преподаватель: Вода содержится в каждом человеке, животном растении и уходит из них только вместе с жизнью. В сказаниях народов Древнего Востока воду признавали первоисточником всего существующего на Земле. Подобные мысли высказывал в VI веке до нашей эры древнегреческий философ Фалес Милетский: «Первое начало и сущность всего – вода». «Вода простое и неделимое» – считали в Древнем мире. Арабская пословица гласит: «Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок». Итальянскому художнику Леонардо да Винчи принадлежат слова: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». «Всё хорошо в природе, но вода – краса всей природы!» – говорил писатель С.Т. Аксаков. Его высказыванию созвучны слова В.В. Маяковского: «Что может быть воды полезней? Без воды – грязь, без воды – болезни».

Гимном воде стали знаменитые строки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… Ты самое большое богатство на свете…».

И это действительно так, поэтому никого не удивляет, что многие художники, писатели, поэты и певцы посвящали «Оды воде» в своих картинах, стихотворениях, песнях. Народ выражал свои мысли в пословицах и поговорках (предлагается продолжить пословицы, за правильный ответ выдаётся жетон).

1. Чем пирог с бедою, лучше хлеб с водою.
2. Обжегшись на молоке, дуем на воду.
3. На упрямых (обиженных) воду возят.
4. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
5. Вывести на чистую воду.
6. Хочешь жить в ладу со свекровью, набери в рот водицы.
7. С лица воду не пить.
8. Что прошло, то в воду ушло.
9. Концы в воду.
10. Деньги, что вода.
11. Друзья – не разлить водой.
12. Носить воду в решете.
13. Будь здорова как вода.
14. Точит камень вода.
15. Нельзя войти дважды в одну и ту же воду.
16. Под лежачий камень и вода не течёт.
17. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
18. Май с травой, а апрель с водой.
19. С тех пор утекло много воды.

Преподаватель: А какие замечательные строки посвящены воде в песнях: лирических, шуточных, серьёзных, которые так и хочется напевать (предлагается прослушать фонограммы песен и угадать певца или фильм, в котором звучит данная песня).

Преподаватель: Вода была и остаётся музой, источником вдохновения не только композиторов, но и поэтов, и художников. Эмоционально и романтично изображали воду в природе великие Айвазовский, Левитан и другие. Эти картины не перестают и сегодня поражать наше воображение. Не менее красочно о воде – знакомой и таинственной, обыкновенной и удивительной говорят простые слова стихотворений.

Студент:

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А всё это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности просто вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родные снега…
А время придет – всё растает,
И будет простая вода.

Преподаватель: Однако не такая она и простая, эта вода! «Великая тайна воды» – так называется фильм, который был показан по каналу «Россия». В нём учёные разных стран рассказывали о поистине волшебных свойствах самой распространённой на Земле жидкости. О фильме до сих пор спорят – и в Интернете, и в печати. Одних сильно впечатлили профессора из разных стран мира, которые с экрана уверяли: воду можно «программировать» и лечить ею сложнейшие заболевания. А «живой» – вообще омолодиться. Других же фильм возмутил. По их мнению, за якобы новейшие научные открытия исследователи выдавали всего лишь собственные непроверенные и зачастую ничем не подтверждённые гипотезы.

Но дотошные японцы с их чудо-технологиями снова удивили весь мир. Учёные Страны восходящего солнца провели длительно-кропотливые исследования воды. Выводы оказались ошеломляющими. Вода – живое существо, её молекулы могут изменяться! Это имеет колоссальное значение, учитывая, что наш организм по сути «водный». Директор института «Новалис» в Кейптауне, который приезжал в Уфу из ЮАР, привёз слайды с результатами опытов японцев. В помещение с молекулами воды включали самую разную музыку – от рока до классики. Через определённое время молекулы меняли свою форму. Причём от прослушивания классических творений она приобретала визуально красивые очертания снежинки, а тяжёлая музыка словно разрывала молекулу. Но самое поразительное ждало учёных, когда они исследовали, как на воду влияют разное настроение, слова и даже мысли. И тут молекулы жидкости менялись. Если учёный в негативном настроении произносил речь на повышенных тонах, то картинка выглядела просто жалко. Она напоминала раздавленную консервную банку. Совсем иначе вода реагировала на слова и мысли с позитивным зарядом. Поэтому всегда нужно помнить, как «наше слово отзовётся» и повлияет на окружающих.
Конечно, все эти эксперименты пока только набирают обороты, но можно не сомневаться, что через какое-то время мы узнаем о такой обыкновенной воде ещё много нового (демонстрируется отрывок из фильма).

Преподаватель: Так что же это такое – «вода»? В чём же её тайна? Попробуем подытожить.

Вода – чудо природы! Ведь чудо – это явление, непонятное человеческому разуму. Когда мы говорим «чудо искусства», «чудо техники», мы понимаем, что эти чудеса созданы руками человека. Вода – это чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты – чудо, созданное водой.

Вода – это здоровье! Организм человека на 65% состоит из воды. С помощью воды из тела удаляются вредные вещества – шлаки. Вода, содержащаяся в смазке суставов, позволяет сгибать руки и ноги и легко двигаться. Для того, чтобы с обменом веществ у вас не было проблем, выпивайте в день 1,5-2 литра жидкости.

Давно отмечена связь между количеством заболеваний населения и характером водоснабжения. По данным ВОЗ, 80% всех заболеваний на планете от плохого качества воды. 2 миллиона человек в мире страдают от заболеваний, связанных с плохим качеством воды.

Еще издревле при Крещении люди с головой окунались в холодную воду. Это был своеобразный прием закаливания организма на год вперед. Существует несколько приемов закаливания водой:

1. Классический – сначала используют воду хорошо переносимой температуры, постепенно снижая ее на 1 градус каждые 3-4 дня.
2. Замедленное закаливание или охлаждение с перегревом – начинают обливания с температуры 38 градусов и снижают до 24 градусов.

Циклы повторяют 3-4 раза.
3. Поочередное воздействие сначала водной, затем воздушной процедурой.
4. Контрастный способ – чередование холодной и горячей воды.

До недавнего времени считали, что баня в основном превосходное средство для соблюдения чистоплотности и восстановления сил, закаливания и сгонки веса. Ныне научные представления об этой процедуре расширились. Благодаря бане увеличиваются такие показатели, как сила, выносливость, координация движений. Банная процедура особенно полезна людям сидячих профессий, потому что хорошо восполняет недостаток движений. Мудра русская пословица: «В который день паришься, в тот день не состаришься».

Вода – это радость! Она вызывает положительные эмоции и приятные впечатления. В России, Башкортостане существуют различные виды санаториев, пансионатов и детских оздоровительных лагерей, которые предлагают разные программы отдыха и лечения с помощью воды.
Вода – это жизнь! Именно в водной среде зародилась жизнь. Во имя воды люди готовы были отдать свою жизнь. В годы Великой Отечественной войны наши моряки-десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги. Её подвиг удивил даже врагов.

У поэта А. Твардовского есть такие замечательные строки о воде:

Студент:

«На войне, в пыли походной,
В летний зной и холода
Лучше нет простой, природной –
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда –
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода!»

Вода – это сила! Люди научились использовать энергию падающей воды в мирных целях, например, для получения электроэнергии или работы мельниц. Но вода – очень капризная стихия, в огромных количествах, например, в морях и океанах, вообще непредсказуема. Страшной разрушительной силой обладают многочисленные цунами; паводки, вызванные таянием снегов и продолжительными ливнями. Как результат: разрушенные плодородные пахотные земли, дороги, дома, сотни людей, лишившихся крова. Можно перечислить много катастроф, вызванных такой мощной стихией, как вода. Это огромная сила, но человек разумный должен учиться овладевать этой силой и предсказывать разрушительные воздействия (кадры цунами в Японии 11 марта 2011 года и наводнения в г.Крымск Краснодарского края 6 июля 2012 года).
Преподаватель: Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! Ведь люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны, а это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана.

Студент:

Вода – ценнейший минерал,
В ладонь водицы я набрал,
Прозрачна и сладка на вкус
И оживляет каждый куст
В пустыне и солёном море.
Без этой жидкости нам горе.
Вода скользит, бежит, течёт,
Она и пар, и скользкий лёд.
Не будет жизни без неё.
Так будем же беречь её!

Преподаватель: Вода – самое большое богатство! Но иногда люди забывают про это и тратят её по пустякам. Беречь воду необходимо начинать в быту. Как вы думаете, сколько воды человек расходует в день?

Умывание – 10 литров. Туалет – 45 л. Купание: ванна – 40 л, душ – 100 л. Приготовление пищи – 5 л. Мытье посуды – 10 л. Стирка – 15 л. Мытье полов – 15 л. Поливка огорода – 150 л. Одним городским жителем за день расходуется 400-500 литров воды.
Для жизнедеятельности клеток человеку необходимо 2,5 л воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн; на получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.; для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т. и т.д.

Человек… У него огромное количество потребностей: «Мы все желаний никогда своих не умеряем, имея что-нибудь, мы большего желаем». Если говорить о самых необходимых потребностях человека, то одной из главных является … вода. Потребности в ней растут стремительно. Система пресной воды на планете претерпевает острый кризис. 

Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в тоже время само оказалось на краю гибели. Знаки надвигающейся беды заметны повсюду в мире. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняют люди воздух и воду. День  Воды отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.

Седой и старый, хмурый океан 
Поведал мне историю такую, 
А слёзы дождевые сквозь туман 
Всё падали на грудь его большую:
«Я на планете нашей всех крупней, 
Водою все материки соединяю, 
Не счесть богатств моих заливов и морей, 
В трудах и день, и ночь – я устали не знаю. 
Я принимаю с суши воды рек, 
Я капельки – дождинки собираю, 
Я в гневе страшен: знает человек, 
Когда цунами я на берег посылаю. 
Но я готов любить и понимать 
Того, кто для меня стал близким другом, 
Кто будет мои воды защищать, 
Спасёт меня от страшного недуга. 
Я заболел! Виновен человек!
Казалось, он лишь малая песчинка, 
Казалось, так его не долог век, 
Как на жаре век крошки – льдинки.
Ан нет! Бумага, нефть и шелуха, 
Остатки грязи, мутных рек потоки, 
Вот, что я получил за долгие века
Совместной жизни, полной дней тревоги.
Я смог себя сначала защищать,
Я медленно, но верно очищался, 
Но человек так «мудро» расстарался,
Что остаётся мне лишь умирать. 
О, человек! Не убивай меня!
Ты сам не знаешь истины глубины:
Я повторяю – мы едины!
И с гибелью моей – не уберечь тебе себя!»

(звучит фонограмма песни «Живи, родник» в исполнении С. Беликова, музыка Г. Гладкова, слова Ю. Ким)

Преподаватель: Настало время задумываться о состоянии нашей планеты Земля – нашего общего дома. Кто же, если не мы? Когда же, если не сейчас? Мы до сих пор ещё не поняли и не хотели понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и одного дня. Пересыхают не только реки, но и моря. Исчезают многие виды растений, птиц, животных. Все больше возрастает загрязнение природы бытовыми отходами. Следы человеческой деятельности наблюдаются даже на глубине океанов.

Студент:

Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резко лодка у причала,
Где тёплый вечер так порою тих.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистою останется навеки
Студёная и вкусная вода.

Преподаватель: Экологические проблемы не знают границ и природных рубежей – они глобальны. «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?» – сказал когда-то американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель Генри Дэвид Торо (1817-1862). Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) говорил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, значит, пересесть из него просто некуда ...».

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отнимая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля – обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей –
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землёй Отходов!
(Л.Шульдова)

(звучит фонограмма песни «Притяжение Земли» в исполнении Л. Лещенко, музыка Д. Тухманова, слова Р.Рождественского)

Преподаватель: «День Земли» – есть и такой праздник. День Земли (англ. Earth Day) – название, используемое по отношению к различным мероприятиям, проводимым весной и призванным побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. День Земли – это гражданская инициатива, она открыта для присоединения любых людей, групп и организаций.

Существуют два периода проведения Дней Земли: 21 марта и 22 апреля. Кроме того, в настоящее время многие рядовые участники и инициативные группы планируют и проводят ряд мероприятий ко Дню Земли вблизи момента летнего солнцестояния, чтобы максимально использовать теплую погоду и свободное время людей.

Всемирный День Земли на всей планете отмечается 21 марта и приурочен к весеннему равноденствию. Почему именно эта дата? Скорее всего, эта дата связана с оживанием земли, прибавлением дня, большим количеством тепла и света, пробуждением природы, символизирующим начало новой жизни. Праздник провозглашен Генеральным секретарём ООН в марте 1971 года.

В 1990 году этот день стал международной акцией, в которой приняли участие 200 млн. человек из 141 страны мира. К 2000 году акция насчитывала уже сотни миллионов участников из 181 страны. В этот день по традиции звонит Колокол Мира – символ спокойствия, мирной жизни дружбы, вечного братства и солидарности народов, призывая людей Земли к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. С 1998 года этот день официально отмечается в России. День Земли приходится на период проведения масштабной акции «Дни защиты от экологической опасности». В разных странах в этот день организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев.

Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН, – день нашего общего уютного дома отмечается, начиная с 2010 года, ежегодно 22 апреля.

Праздник был установлен 22 апреля 2009 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В её резолюции, соавторами которой выступили более 50 государств-членов ООН, провозглашено, что Земля и её экосистемы являются нашим домом, обеспечивают человечеству жизнь. Поэтому для достижения справедливого баланса между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений необходимо содействовать гармонии с природой и планетой Земля. В резолюции также отмечается, что термин «Мать-Земля» общепринят во многих странах, что он отражает зависимость между планетой, её экосистемами и человеком. Предлагая всем государствам-членам ООН, международным и неправительственным организациям отмечать «Международный день Матери-Земли», Генеральная Ассамблея обращает внимание на то, что этот праздник уже ежегодно отмечается во многих странах.

В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии – осенью. В России его отмечают с 1992 года. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам её окружающей среды. Символом дня является зелёная греческая буква Θ (Тэта) на белом фоне.

День Матери-Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый 21 марта, даёт возможность каждому жителю во всех населённых уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому. Ежегодно учёные стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем.

Кроме этих праздников, существует Всемирный день окружающей среды (World Environment Day), ежегодно отмечаемый 5 июня. Для Организации Объединенных Наций он является одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия, направленные на охрану окружающей среды.
Праздник был учреждён согласно резолюции, принятой в июне 1972 года на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды. Празднование этого Дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды. Другими словами, необходимо дать народам мира возможность активно содействовать устойчивому и справедливому развитию, способствовать пониманию того, что основной движущей силой изменения подходов к природоохранным вопросам являемся мы сами, наше общество. А также разъяснять полезность партнёрских отношений, с тем, чтобы у всех стран и народов было более безопасное и благополучное будущее.
Всемирный день окружающей среды – «народное событие», поэтому оно сопровождается такими красочными зрелищами, как уличные митинги, парады велосипедистов, «зелёные» концерты, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадка деревьев, а также кампании по регенерации отходов и уборке территории.

Каждый из нас понимает, что все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и остающейся по-детски беззащитной перед нашествием человека. Об этом нужно помнить всегда, не только в год защиты окружающей среды.

Смотрю на глобус – шар земной, 
И вдруг вздохнул он как живой 
И шепчут мне материки – 
«Ты береги нас, береги!»
В тревоги рощи и леса, 
Роса на травах как слеза, 
И тихо просят родники: 
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река, 
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»

Преподаватель: Действительно, гораздо легче сохранить, вовремя уберечь, вместо того, чтобы потом восстанавливать! Можно не сомневаться в том, что человек получит в ответ от природы возможность ещё много лет пользоваться её красотами.

Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими.

Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайник, где спрятаны несметные сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру, которое спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Это и есть всё моё богатство!»
Помните об этом, берегите и относитесь с уважением к воде, к природе и ко всему живому. И тогда вода, на которую влияют наши слова, настроение, и даже мысли, будет нести в ответ только положительную энергетику своей тайной магии!

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте 
Земля добра, она дарит нас хлебом, 
Живой водой и деревом в цвету, 
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

(звучит фонограмма песни «Земля в иллюминаторе» в исполнении группы «Земляне», музыка В. Мигули, слова А Поперечного. Всем участникам вручаются бутылки с минеральной водой и календари «Магия воды»).

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

1. Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека» // Химия в школе. – 2006, №2. – стр.18-25.
2. Капецкая Г. А. Интеллектуальная игра «Мир воды» // Химия в школе. – 2006, №2. – стр.72-74.
3. Байкина Л.В. Ода воде // Химия в школе. – 2011, №7. – стр.23-26.
4. Байзигитова Р. С. Экологические законы Б. Коммонера //Башкортостан укытыусыhы. – 2013, №2. – стр.80-83.
5. Журнал «Справочник классного руководителя», 2009, №2, стр.79; №3, стр.78-79.
6. Материалы из сети Интернет.
7. Стихотворения подобраны из большого количества журналов и газет.