Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Математическое киношоу»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Аннотация

В данной методической разработке предлагается описание внеаудиторного занятия по математике, посвященного Году российского кино, объявленного в Российской Федерации и Республике Башкортостан в 2016 году.

Каждый год, по инициативе международных организаций, объявляется годом “чего-либо”, для того чтобы к этой теме, событию или процессу привлечь внимание общественности. По инициативе руководства отдельных стран, каждый год также приурочен к “чему-либо”, чтобы привлечь сограждан внутри государства, к проблемам данной области, либо помочь в развитии сферы, к которой привлекается общественное внимание.

Последние 9 лет каждый год наш Президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008 год был Годом семьи, 2009 – молодежи, 2010 – учителя, 2011 – российской космонавтики, 2012 – российской истории, 2013 – охраны окружающей среды, 2014 – культуры, а 2015– литературы, а предстоящий 2017 год посвящен экологии.

Вместе с 2016 годом в Россию полноправно пришел Год российского кино, который официально принял эстафету у Года литературы еще 14 декабря на церемонии, состоявшейся в Санкт-Петербурге на международном культурном форуме.

В искусстве есть много направлений, у которых есть своя публика, но кино любят все. Кинематограф со времен немого кино входит в жизнь современного человека и занимает там особое прочное место. Именно кино в силу своей популярности и массовости оказывает первостепенное воздействие на умы и чувства людей. Его влияние на нравственные установки общества переоценить невозможно.

И так действительно было практически весь XX век. Но в нынешнем XXI веке ситуация изменилась. Зритель стал редко ходить в кинотеатры, особенно, как это ни грустно, на наши отечественные кинофильмы. Как заявил министр культуры России Владимир Мединский, сейчас важнее вернуть российского зрителя в кинотеатры на отечественное кино.

Этому способствует и данная разработка сценария мероприятия, в которой указаны цели и ожидаемые результаты, оборудование, использованная литература. К сценарию прилагается мультимедийная презентация, в которой рассказывается об истории кинематографа, а также демонстрируются отрывки из мультфильмов и фильмов, где героям приходится решать математические задачи. Эти задания предлагаются командам из 6 студентов, представляющим директора, режиссера, ассистента режиссера, кинооператора и актеров небольшой киностудии, название которой ребята дают на мероприятии. Болельщики на мероприятии играют роль зрителей, которые также могут решать задачи.

Материалы данной методической разработки могут быть использованы как преподавателями учреждений СПО, так и учителями школ не только при проведении внеаудиторных занятий по математике, но и при проведении классных часов в любой аудитории. И не только в Год российского кино!

Цели внеаудиторного мероприятия

воспитательные:

  • воспитание чувства уважения к культуре своей страны через кинематограф;
  • привитие интереса к российскому киноискусству, творчеству российских актеров и режиссеров, к изучению экранного искусства;
  • воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции у обучающихся;
  • формирование активной деятельности обучающихся по овладению ими духовных ценностей и отношений;
  • воспитание у обучающихся чувства уважения друг к другу и преподавателям, культуры общения;

развивающие:

  • расширение кругозора обучающихся о советских (российских) фильмах и мультфильмах, их создателях;
  • создание условий для совершенствования умений самостоятельно работать с источниками знаний, анализировать, сравнивать, обобщать, защищать свою точку зрения;
  • стимулирование интереса к практическому применению знаний, полученных в ходе изучения дисциплины;
  • развитие логического мышления, памяти, правильной речи;
  • обогащение и развитие интеллектуальной сферы личности студентов;
  • развитие коммуникативных навыков работы в группах.

Ожидаемые результаты

личностные:

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
  • готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
  • готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

метапредметные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;

предметные:

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
  • владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Обеспечение мероприятия (оборудование, раздаточный материал)

1. Компьютер, проектор, презентация.

2. Видеоролики с отрывками из фильмов и мультфильмов.

3. Карточки с условиями задач.

4. Микрокалькуляторы.

5. Жетоны с изображением киноленты, киноаппарата.

6. Грамоты, медали.

7. Выставка книг о кинематографе, кино, актерах и режиссерах.

8. Статьи из газет, журналов об актерах и режиссерах.

План проведения мероприятия

1. Вступление “Важнейшее из всех искусств”.

2. Страница “История кинематографа”.

3. Страница “Математика в кино”:

- демонстрация отрывков из мультфильмов и фильмов;

- решение задач по предложенным отрывкам;

- проведение разминок в виде ответов на вопросы о кино.

4. Подведение итогов: награждение.

Сценарий внеаудиторного мероприятия

“Из всех искусств важнейшим для нас является кино”.
В.И.Ленин

Обучающийся:

Нам всем кутерьма не дает передышки,
Но вечером вспыхнет волшебный экран,
Прогонит дела, надоевшие слишком,
Шагнуть в мир кино наступила пора.

И свяжет невидимой нитью одною
Людей разных стран, континентов,
Искусству навстречу сердца приоткроет
Своим волшебством кинолента.

Всех тех, кто трудом создает это чудо,
Кому по призванию счастье дано
Жить этим искусством везде и повсюду,
Поздравить сегодня хочу с Годом кино!

Преподаватель: Уважаемые преподаватели! Дорогие ребята! Вы все прекрасно знаете, что 2016 год в Российской Федерации и Республике Башкортостан прошел под знаком Года российского кино. И я рада приветствовать вас на внеаудиторном мероприятии “Математическое киношоу”, в котором попытаемся объединить и кино, и математику.

Последние 9 лет каждый год президент России В.В. Путин посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания.

  • 2008 год – Год семьи,
  • 2009 – Год молодежи,
  • 2010 – Год учителя,
  • 2011 – Год российской космонавтики,
  • 2012 – Год российской истории,
  • 2013 – Год охраны окружающей среды,
  • 2014 – Год культуры,
  • 2015 – Год литературы.

Своим Указом от 7 октября 2015 года № 503 В.В. Путин объявил 2016 год в Российской Федерации Годом российского кино. В соответствии с этим указом Президент Республики Башкортостан Р.З. Хамитов подписал аналогичный указ от 18 декабря 2015 года № 533 о Годе российского кино в РБ. (рассказы обучающихся о логотипах Года кино в РФ и РБ)

Обучающиеся: На официальном российском логотипе Года российского кино изображены отрывной билет с соответствующей надписью и три прямоугольника с цветами флага Российской Федерации. Логотип отражает преемственность поколений кинематографистов, старых и новых технологий. Слева – фрагмент кинопленки, которая символизирует кинопроизводство и говорит о важности сохранения лучших традиций отечественного кинематографа. Три окна в мир кино, открывающиеся слева, – это экраны. Красный и синий окошки могут интерпретироваться как 3D-очки, это образ инноваций в кинематографе. Официальная символика отражает все звенья киноиндустрии – продакшн (кинопленка), дистрибуция (экраны) и зрители (билет).

Башкирский логотип включает текстовую и графическую составляющую. Графическая составляющая логотипа изображает звенья киноиндустрии. Основной элемент логотипа – кинопленка. В верхней части эмблемы – надпись “Год российского кино” на башкирском языке, в нижней части – на русском. Три прямоугольника цвета флага республики олицетворяют экраны и кадры кинопленки. На среднем изображен цветок курая, который привносит в логотип национальный колорит Башкортостана.

Преподаватель: Наше мероприятие проводится в декабре не только потому, что в конце года, как правило, подводятся итоги любого года. Есть еще и другая причина поговорить сейчас о кино: 28 декабря отмечается Международный день кино, и об этом чуть позднее.

Ребята, можете ли вы представить себе жизнь без кино? Когда-то люди и представить себе не могли, что кино придет в каждый дом. Я помню, как в детстве мы с друзьями ходили в небольшой сельский клуб смотреть кино за 5 копеек. Вместе с героями любимых фильмов: “Баллада о солдате”, “Повесть о настоящем человеке”, “Девчата”, “Три мушкетера”, “В бой идут одни ”старики”” и многих других шедевров отечественного кино мы проживали трудные минуты их жизни, с ними вместе смеялись и плакали, радовались и огорчались. Любимые герои фильмов воспитывали нас добрыми, честными, отважными, трудолюбивыми, учили нас быть патриотами нашей прекрасной Родины, в любых обстоятельствах не терять чувство собственного достоинства.

А есть ли у нынешнего поколения: (ответы обучающихся)

- фильм, который посоветовали бы посмотреть другим;

- фильм, который заставил вас весело смеяться;

- фильм, в котором хотелось оказаться и сыграть какого-нибудь героя;

- любимый фильм;

- любимый герой;

- любимая песня из кинофильма;

- фильм, финал которого хотелось бы изменить;

- фильм, который в чем-то напоминает вашу собственную жизнь.

Преподаватель: Своими ответами вы доказали, что кино – волшебное искусство и любовь к киноискусству – это любовь на всю жизнь. На протяжении жизни мы имеем возможность убеждаться в великой силе волшебства кино. Сначала нас пленяет мир мультфильмов, потом рамки наших интересов расширяются, и мы с интересом смотрим исторические, приключенческие, фантастические, военные фильмы.

Сколько же лет кино, кто его создал, как возникло киноискусство? Сегодня нам с вами предоставляется такая возможность – выяснить, что мы знаем о кино, и, может быть, узнать что-то новое. Обратимся к его истории.

Знаете ли вы, что “кино” в переводе с греческого означает “двигаю”, “двигаюсь”? И вот почему.

Американский ученый Томас Эдисон (1847-1931) был первым, кто изобрел аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп с горизонтальной протяжкой пленки и индивидуальным объективом для просмотра.

В 1891 году Эдисон впервые продемонстрировал его в своей лаборатории. Только через два года, в 1893 году, Томас Эдисон получил патент на свое изобретение, но теперь это целый комплекс устройств – камера для съемки и механизм просмотра изображения. К этому времени завершено и строительство специальной студии “Черная Мария”. Помещение было оббито темными щитами, свет проникал только сверху, этого требовала технология съемки. Изображение на пленке получалось величиной с почтовую марку (ролик об Эдисоне).

Первый “фильм” – ролик в этой студии был снят ассистентом Эдисона под названием “Фред Отто чихает”. Конструкция кинескопа позволяла склеивать пленку в кольцо – и любопытный зритель мог сколько угодно наблюдать живую картинку столь интересного действа.

Еще через год в Нью-Йорке был открыт первый зал для просмотра фильмов с помощью кинескопа. Просторное помещение было заполнено большими темными ящиками с небольшим окуляром наверху. Люди платили деньги, заходили и смотрели один или несколько роликов, переходя от одного аппарата к другому. Кинескоп был рассчитан на одного зрителя, пленка в нем двигалось непрерывно, и из-за этого изображение получалось нечетким, слегка смазанным. Не было и проекции на экран – источник света просто помещался над пленкой.

Братья Люмьер Огюст Луи Мари Николя (1862-1954) и Люмьер Луи Жан (1864-1948) были наследниками владельца фабрики фотобумаги и пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими фотографами. Именно они изобрели легкий и компактный аппарат. Испытывая его, братья сняли несколько роликов, и, подобрав программу, устроили 28 декабря 1895 года первый публичный киносеанс в Париже на бульваре Капуцинок.

Изобретателем техники, названной “синематографом”, был младший брат Луи. Его проект частично финансировал старший брат Огюст, а после создания съемочного аппарата оба брата активно участвовали в создании первых фильмов.

Патентная заявка на изобретение синематографа была подана 13 февраля 1895 года, почти через 2 года после того, как в США был запатентован кинетоскоп Эдисона, рассчитанный на индивидуальный просмотр.

Хотя Люмьеры были знакомы с изобретением Эдисона и, вероятно, использовали некоторые его идеи, тот факт, что их синематограф был предназначен для массового просмотра, позволяет именно их считать создателями современного кино.

Вклад Луи Люмьера в развитие кинематографии был оценен. И в 1919 году Луи был избран членом Французской академии наук. В 1946году, за два года до смерти, он передал Французской синематеке около 1800 лент, снятых им вместе с братом.

Кинематограф в России был признан “важнейшим из искусств” 27 августа 1919 года, когда В.И. Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа. “Из всех искусств важнейшим для нас является кино” – говорил В.И. Ленин. С тех пор в этот день праздновали “День советского кино”, “День кино России”, а ныне отмечают “День российского кино”. В истории нашего кинематографа были и Оскары, и искрометные комедии, и легендарные киноленты, разобранные на цитаты.

16 мая 1896 года в петербургском саду “Аквариум” в антракте между 2-м и 3-м отделениями опереточного спектакля “Альфред-паша в Париже” состоялся первый в России киносеанс. Публике были продемонстрированы короткие документальные фильмы братьев Люмьер – “Выход рабочих с завода”, “Разрушение стены” и знаменитое “Прибытие поезда”.

15 октября 1908 года произошел первый показ фильма отечественного производства “Понизовая вольница”. Картина режиссера Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине “Из-за острова на стрежень”) открыла эру российского кино. Длился первый российский фильм всего 7 минут.

Первым цветным фильмом стал “Танец Лои Фуллер”. Первые цветные фильмы снимались на черно-белой пленке и раскрашивались вручную. В России, самый известный фильм, в 1925 году раскрашенный вручную частично – только флаг – “Броненосе Потемкин” Сергея Эйзенштейна. Самый длинный фильм был снят в Дании (240 часов). Первый Московский международный кинофестиваль состоялся в 1935 году, на котором первую премию получил фильм “Чапаев”.

Первый советский кинобоевик был снят режиссером Борисом Дуровым в 1979 году и назывался “Пираты XX века”. Главные роли исполняли Николай Еременко и Талгат Нигматуллин. А первый советский фильм-катастрофа рассказывал об аварийной посадке самолета и судьбе главных героев - пилотов. Этот фильм назывался “Экипаж”. Главную роль исполнял Леонид Филатов.

Первый российский фильм ужасов был снят в 1909 году и был короткометражным. Фильм был снят по мотивам повести Н.В. Гоголя, но до наших дней не сохранился. Позже в 1967 году был снят, как бы его сейчас назвали, ремейк этого фильма с таким же названием “Вий”. Главные роли исполняли Наталья Варлей и Леонид Куравлев.

Главными кинематографическими датами являются:

- 8 января – День детского кино. Был учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со 100-летием первого показа кино для детей.

- 27 августа – День российского кино. Отмечается согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года “О праздничных и памятных днях”.

- 28 октября – Международный день анимации. Был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии.

- 28 декабря – Международный день кино. Отмечается в память первого показа широкой публике короткометражного фильма “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты” в 1895 году в Париже.

Преподаватель: Следующая страница нашего мероприятия “Математика в кино”. Каждой команде студентов, представляющей небольшую киностудию, нужно выбрать ее название, директора, режиссера, ассистента режиссера, кинооператора и актеров труппы.

Для разминки командам предлагается конкурс “Математические названия”: нужно перечислить как можно больше фильмов, в названиях которых использованы цифры и числа.

Следующий разминочный конкурс “Есть только шифр, за него и держись”. Если бы Эллочка-людоедка из “12 стульев” жила в наше время, то ей бы вообще не нужно было слов для общения – вполне хватило бы смайликов, которые активно используют в электронной переписке. Их сейчас великое множество! Запросто можно, например, с помощью картинок-смайликов зашифровать название фильма. За каждый правильный ответ – 1 балл. Попробуйте угадать!

Ответы: 1. “Кавказская пленница”. 2. “Сбежавшая невеста”. 3. “Планета обезьян”. 4. “Молчание ягнят”. 5. “Титаник”. 6. “Десять негритят”. 7. “Полосатый рейс”. 8. “Ограбление по-итальянски”. 9. “Операция "Ы", или другие приключения Шурика”. 10. “Усатый нянь”. 11. “Любовь и голуби”. 12. “Миллионер из трущоб”.

Результаты: 0-6 баллов. Ваш словарный запас явно больше 30 слов (напомним, такой был у Эллочки-людоедки). Наверняка вам просто не нравятся все эти смайлики. 7-12 баллов. Вы неплохо разбираетесь в мировом кинематографе и обладаете ассоциативным мышлением. Ведь далеко не каждый догадается, что это за значки такие.

В основных конкурсах командам будут продемонстрированы отрывки из фильмов, по которым придется решать математические задачи (команды решают задания; за правильное решение, проверяемое с помощью презентации, жетон).

1) Задача из мультфильма “Зарядка для хвоста”

Главные герои измеряли рост удава. Он составил 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? Пересчитайте рост удава в попугаях, мартышках и слонятах, если считать средний рост попугая равным 22см, мартышки – 77см, слона – 335см, удава – 10 м. Округлите ответы до целых. (демонстрируется ролик).

Решение: Выполнив несложные вычисления, получим, что в жизни длина 1 удава » 45 попугаям (1000: 22» 45), » 13 мартышкам (1000: 77 » 13), » 3 слонятам (1000: 335 » 3).

Ответ: 45 попугаев, 13 мартышек, 3 слоненка.

2) Задача из мультфильма “В стране невыученных уроков”

Пять землекопов выкопали траншею в 100 погонных метров за четыре дня. Сколько землекопов смогут выкопать такую же траншею за десять дней? Сколько погонных метров выкопал каждый землекоп в течение двух дней при условии, что все землекопы выполнили одинаковый объем работ? (демонстрируется ролик).

Решение: 100:5:4=5(м.) – 1 землекоп за 1 день;

5 x 10=50 (м.) – 1 землекоп за 10 дней; 100:50=2 (землекопа).

5 x 2=10 (м.) – 1 землекоп за 2 дня.

Ответ: 2 землекопа; 10 метров.

3) Задача по отрывку из иностранного фильма “Жизнь Пи” (приключенческая драма режиссера Энга Ли в формате 3D. Премьера состоялась на Нью-йоркском кинофестивале 28 сентября 2012 года. В широкий прокат в США фильм вышел 21 ноября 2012 года, в России – 1 января 2013 года. Американский институт киноискусства назвал фильм одной из десяти лучших кинокартин года, а Американская киноакадемия отметила ленту 11 номинациями на премию “Оскар”, включая за лучший фильм года.

Отец назвал главного героя в честь бассейна в Париже Piscine Molitor. В школе из-за насмешек одноклассников над его необычным именем Писцин, он решает называть себя Пи в честь буквы греческого алфавита ?. За время, проведенное в летнем лагере, он подготовился и в первый день учебного года представил одноклассникам свое имя, как математическое число ?, даже записав на доске несколько сотен знаков этого числа.) (демонстрируется ролик).

Командам за 1 минуту нужно запомнить и продемонстрировать как можно больше цифр числа ?.

4) Задача по отрывку из фильма “Турецкий гамбит” (российский художественный фильм 2005 года, экранизация одноименной книги Бориса Акунина, повествующей о ходе Русско-турецкой войны (1877-1878) и участии в ней главного героя Эраста Фандорина.

1876 год. Отряд сербов, в котором сражается доброволец титулярный советник Эраст Петрович Фандорин, натыкается на превосходящий по численности турецкий отряд. Пытаясь увести турок от семьи беженцев, Фандорин жертвует собой и попадает в плен. Пробираясь к своим, Фандорин встречает в болгарской харчевне переодетую столичную барышню Варвару Андреевну Суворову, едущую к жениху – шифровальщику штаба Петру Яблокову. Суворова сидит в харчевне, потому что ее проводник сбежал, прихватив вещи и одежду красивой дамы. Эраст выигрывает осла у постояльца харчевни и забирает с собой Варвару.) (демонстрируется ролик).

Каковы были у Эраста Фандорина шансы выиграть осла при бросании двух игральных костей, если выигрывает тот, кто получит в сумме большее количество очков, а противник уже получил 11 очков?

Решение: вероятность события А вычисляется по классической формуле:

где Р(А) – вероятность события А, n – общее число всех равновозможных несовместных исходов испытания, m – число исходов, благоприятных событию А. Рассмотрим событие А – “при бросании двух игральных костей Фандорин выиграет, т.е. в сумме выпадет 12 очков”. При бросании двух игральных костей всего n=36 равновозможных несовместных исходов, из них событию А благоприятствуют m=1. Тогда вероятность равна Р(А)=1/36.

5) Задача по отрывку из фильма “Три дня лейтенанта Кравцова” (телефильм о Великой Отечественной войне режиссера Александра Даруга. Премьера состоялась 9 мая 2012 года на телеканале “Россия-1.

Командир взвода лейтенант Кравцов прибывает в действующую армию. Военная судьба, в среднем, отмеряла таким лейтенантам всего три дня жизни. За это время, Кравцов должен стать командиром для своих солдат и повести их в безнадежную атаку, спасая наступающий полк... Сможет ли он выжить в эти три дня? Ведь это так несправедливо – умирать в 18 лет.) (демонстрируется ролик).

Как вычисляется среднее арифметическое? Как понять выражение “на войне командир взвода живет в среднем три дня”? В каких случаях в жизни вычисляют средние величины? По предложенным оценкам в аттестатах трех студентов вычислить средний балл их аттестатов и выяснить, кто учился лучше.

Решение: Вычислим среднюю оценку, полученную каждым из студентов:

S1=(3 x 4+4 x 13+5 x 3):20=3,95;

S2=(3 x 5+4 x 13+5 x 2):20=3,85;

S3=(3 x 3+4 x 15+5 x 2):20=3,95.

Кто учился хуже – понятно. Так как S1=S3=3,95, зная только среднюю оценку, выяснить лучшего студента нельзя. Об этом студенты узнают на 2 курсе.

6) Задачи по отрывку из фильма “Приключения Электроника” (советский детский музыкальный 3-серийный телефильм 1979 года, режиссера Константина Бромберга. Снят на Одесской киностудии, по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова. Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов; в фильме звучит одна из самых известных детских песен начала 1980-х – “Крылатые качели”. Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория “Украина”, а 2 мая 1980 года фильм вышел в телеэфир. Один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа.

В фильме герой Сергей Сыроежкин поет песню о том, что “катет короче гипотенузы”, а Электроник приводит 20 доказательств теоремы Пифагора.) (демонстрируются ролики).

Объясните, почему катет короче гипотенузы и решите предложенные задачи с помощью теоремы Пифагора.

Теорема Пифагора (Пифагор Самосский (570-490 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель философской школы пифагорейцев): В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов: a2+b2=c2.

Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем.
И.Дырченко

1) Задача индийского математика XII века Бхаскары.

“На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
Тополя в метрах какова высота?”

Справка: 1 фут » 0,3 м.

Решение: По теореме Пифагора отломленная часть:

.

Высота тополя CD= BC+BD=3+5=8(ф). Т.к. 1 фут примерно 0,3 м, то высота тополя CD» 8•0,3 » 2,4 (м).

2) Задача из учебника “Арифметика” Леонтия Магницкого

“Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати долготью 125 стоп. У стены же тоя высота есть 117 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать?”

Решение: По теореме Пифагора имеем:

.

3) Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 метров троса для крепления мачты?

Решение: По теореме Пифагора имеем:

.

Для 4 тросов нужно 4l = 4 x 13 = 52 (м). 50 метров троса для крепления мачты не хватит.

Преподаватель: Ничто на свете не может сравниться с тем удовольствием, которое доставляет нам просмотр фильма. И, конечно, самые главные действующие лица, без которых нельзя снять ни один фильм, это – актеры. Игра актера – это действие в предполагаемых обстоятельствах, причем эти обстоятельства могут быть самыми неожиданными. Иногда персонажи заставляют актера обладать такими навыками, которые в обыденной жизни ему, может быть, и не потребуются (при наличии времени: конкурсы “Кинопробы” или “Киноляпы”).

Когда будете смотреть фильмы, обратите внимание на последние титры кинопленки. Там обычно перечисляются профессии людей, связанных с процессом создания фильма, имена и фамилии всех, кто трудился над фильмом: режиссер, продюсер, оператор, артисты, каскадеры, гримеры, монтажеры, дублеры, композиторы, музыканты, художники, сценаристы, гримеры, костюмеры, водители и многие другие. Это дань уважения всем его создателям, подарившим нам радостные минуты соприкосновения с миром высокого искусства (при наличии времени показать портреты актеров и режиссеров, ушедших из жизни).

Обучающиеся:

Сегодня праздник отмечают
Все те, кто делают кино,
Актеры, кинорежиссеры
И сценаристы заодно!

Мы дружно всех их поздравляем
Желаем свеженьких идей,
Пусть фильмы чаще выпускают,
И будет все у них о' кей.

Год кино родной страны.
Такие фильмы нам даны!
Пускай шедевры создаются,
Артистам роли раздаются.

Кино в России процветает,
И учит нас, и наставляет.
Пускай не гаснет никогда,
Новинкой радует всегда!

(подведение итогов, выявление победителей, награждение участников команд и болельщиков).

Преподаватель:

Вся наша жизнь – сплошная кинолента,
Нам каждый день по жанрам расписали.
Счастливые и грустные моменты –
Всё в мире этом, как в огромном кинозале.
Пусть будет в жизни много приключений,
И пусть почаще будет всем смешно.
Желаю всем приятных впечатлений
И жаль, что уходит Год российского кино!

Но российское кино остается и продолжает жить! Ходите в кинотеатры! Знайте и любите российских актеров! Уважайте отечественное кино!

Литература

1. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. / Сост. А.А. Воротников. Минск: ТОО “Харвест”, 1996.

2. Н. А. Дмитриева. Краткая история киноискусства. Очерки. – 5-е изд., стереотип. – М.: Искусство, 1985.

3. О. В. Панишева. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. – Волгоград, 2013

4. О. С. Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.

5. Ф. М. Шустеф. Материал для внеклассной работы по математике. – Минск: Народная асвета, 1984.

6. Методическая газета для учителей математики “Математика”.

7. Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе”.

8. Газета “Комсомольская правда”.

9. Интернет-ресурсы.