Методическая разработка игры "Лесные грибы"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Аннотация

Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования работающих по программам естественнонаучной направленности, для учителей, работающих в оздоровительных лагерях в летний период и для классных руководителей, осуществляющих инструктаж учащихся перед уходом на каникулы. В ней рассматривается игра-путешествие, как средство воспитания, которая может проводиться во внеурочное время. Путешествие проходит от одной станции к другой, на каждой станции дети вспоминают, повторяют съедобные и несъедобные грибы, получают новые знания о грибах и поведении в природе.

Объяснительная записка

Игра как средство воспитания позволяет расширить кругозор детей. Игровая форма проведения урока или внеклассного мероприятия всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Цель разработки: Оказание помощи педагогам в подготовке и проведении мероприятий на природоведческие темы.

Задачи разработки:

  1. Подобрать природоведческие задания по теме «Грибы».
  2. Разработать правила игры-путешествия.
  3. Привлечь внимание педагогов о необходимости напоминать учащимся, о положительном и отрицательном значении грибов в природе и жизни человека.

Новизна данной разработки в том, что всё мероприятие посвящено актуализации знаний лишь о лесных грибах.

Материально- техническое обеспечение: компьютер, множительная техника,

маршрутные листы, конверты с вопросами (папка с вопросами), секундомер.

Методические советы

Игру можно проводить в один из дней экологического календаря. Ведущие могут провести мероприятие как праздник с использованием музыки, стихов, примерить на себя роль из мира природы и нарядиться в соответствующие костюмы. В зависимости от времени года и погодных условий игру можно провести как в помещении, так и на открытом воздухе.

Цель игры: систематизация знаний о грибах, играющих важную роль в биосфере, имеющих большое значение в жизни человека.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
  2. Повторить с детьми правила сбора грибов и правила поведения в природе.
  3. Способствовать развитию мыслительной способности учащихся.

Участники игры: ведущий (лесной царь Берендей) с помощниками, игроки, жюри.

Правила игры: «Лесные грибы» - это игра-путешествие. Для проведения игры игроки делятся на команды по 4-6 человек. Для каждой команды оформляются маршрутные листы (см. ниже), где указываются этапы (станции), баллы, подпись судьи (помощников ведущего). Внизу листа – общий итог (итог подводит жюри). По сигналу команды отправляются в путешествие по станциям. Продолжительность игры из пяти станций 20 – 30 мин. За каждый правильный ответ команда получает балл. (Возможны другие варианты).

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

№ п/п

Название станции

Количество баллов

Максимальное к-во баллов

Подпись судьи

1.

«Найди отличие»

 

5

 

2.

«Это интересно»

 

5

 

3.

«Найди пару»

 

4

 

4.

«Экологические связи»

 

5

 

5.

«Самые ядовитые грибы, их признаки»

 

2

 

ИТОГО:

 

21

 

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ К ИГРЕ

I. Станция «Найди отличие»

(Команда получает только рисунок и название гриба, объясняют главные признаки, кратко, суть, текст для судьи.)

Ложная лисичка

Круглая воронка шляпки с ровными краями, цвет гриба более яркий чем у съедобных, красновато-оранжевый, красномедный, мякоть твёрдая, деревянистая, гуще окрашены пластинки. Ложные лисички растут по соседству с настоящими [1, 2].

Съедобные лисички

Изогнуты бахромчатые края гофрированной шляпки, цвет гриба яично-жёлтый [1, 2].

Сатанинский гриб

Вредный двойник белого гриба, сильно ядовит. Диаметр его шляпки 7-8 сантиметров, в сырую погоду шляпка покрывается слизью. Растёт этот гриб в сосновых и смешанных лесах (с июля по октябрь). Чаще встречается в западных районах и на Кавказе, изредка попадается в средней полосе. Даже предательская ножка так же выглядит, как у белого тот же сетчатый рисунок, но все же есть и разница: вместо буроватого, нижний конец её у зем- ли имеет густо-кирпичный цвет, а верх ножки – под цвет апельсина. Даже на первой стадии роста не светло-коричневая шляпка, а всегда густо-тёмно-коричневая сверху, а на нижней стороне шляпка – пористая губка, то жёлто-красная, то кроваво-красная.

Яркая краснота «гриба-чёрта» и является главным отличием от съедобного боровика. На срезе мякоть сначала краснеет, потом синеет (у боровика белая). Запах ядовитой мякоти сатанинского гриба несколько неприятен.

Такую же красную поверхность трубчатого слоя имеет съедобный двойник белого гриба – синик, или обыкновенный дубовик. На месте среза мякоть не краснеет, а сразу же синеет; она имеет оттенки от голубовато-зеленоватых до чёрно-зелёных.

От тёмно-коричнево-серой шляпки синика-дубовика сатанинский гриб отличается светло-серой или кожисто-жёлтой шляпкой и неприятным запахом мякоти [1, 2].

Белый гриб

Многие его называют боровиком. Это один из крупных и самый ценный из всех шляпочных грибов. У белых грибов, особенно молодых, не повреждённых грызунами, слизняками и насекомыми, не только исключительный вкус, но и весьма привлекательный внешний вид. Их чистые, румяные шляпки выглядят точно свежеиспечённые сдобные булочки. Растёт с июня по октябрь, на умеренно влажной почве, богатой перегноем и хорошо прогреваемой солнцем, в берёзовых, дубовых, сосновых, еловых и смешанных лесах, одиночно, но чаще – группами. В период массового плодоношения со второй половины августа и в сентябре он появляется группами по 10 – 20 и более штук. Размер и форма шляпки зависят прежде всего от возраста гриба. У молодых она полушаровидная, с возрастом становится выпуклой и даже плоской, достигая в диаметре до 25 см и более. Окраска шляпки самая различная – от почти белой до тёмно-бурой с фиолетовым оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. У грибов, растущих в сосновом лесу, она тёмно-коричневая, нередко с фиолетовым оттенком, в еловом – коричневая или красновато-бурая, в лиственных лесах – более светлая. Трубчатый слой мелкопористый, сначала белый, затем желтовато-зелёный. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса, но с приятным грибным запахом [2].

Желчный гриб (ложный белый)

Грибникам он известен как горький. Несъедобен из-за весьма горького вкуса. Кроме того, по-видимому, он несколько ядовит. Растёт в июле – сентябре на песчаной почве в хвойных лесах, иногда на гнилых, обросших мхом пнях и на основании стволов деревьев. Внешне, особенно в молодом возрасте, похож на белый гриб и берёзовик. Но его легко можно отличить от этих съедобных грибов. Первый подозрительный признак – бледный или грязновато-розовый трубчатый слой (у боровика белый в молодости, зелёный в старости); второй признак – клубневидная ножка одного цвета со шляпкой, но светлее и с сетчатым тёмным рисунком; третий – белая мякоть на изломе краснеет. Только лизни низ шляпки – и защиплет перцем во рту. С первого взгляда лучше безошибочно сразу убедиться в отличии по ножке; у желчного гриба как бы покрыта черноватой сеткой верхняя часть ножки, а у боровика – беловатая сетка на всей ножке [1, 2].

Ложные опёнки

Шляпка у ложного опёнка зелёно-жёлтая, жёлто-зернистая, красноватая посередине и шляпки без чешуек, ножки без колец. Пластинки молодые серно-жёлтые, зеленовато-серые, пластинки постарше чёрно-оливковые. И, главное, горчит жёлтая мякоть. Ложного опёнка изобличает яркая желтизна, ржаво-красные тона шляпок. Вся эта крикливая окраска бросается в глаза. Первые ложноопёнки появляются в июле, последние – в октябре [1, 2].

Осенний опёнок

Манжетка-кольцо на ножке только у настоящего опёнка. Ножка со шляпкой сначала связана белой плёнкой. Заметьте, чешуйки на шляпке, беловатые пластинки: они «сеют» на нижесидящие шляпки белый порошок (споры), а ложные опёнки – бурый или фиолетовый порошок – верный признак их ядовитости. Цвет шляпок: у настоящего опёнка буроватая, серовато-жёлтая, светло-коричневая, грязно-коричневая, а у ложного опёнка зелёно-жёлтая, жёлто-зернистая, красноватая посередине [1, 2].

Ложные опёнки

Кирпично-красный ложноопёнок. Его отличие: кирпично-красный центр шляпки, светло-жёлтые, оливково-бурые пластинки, светло-жёлтая мякоть неприятная на вкус и запах. Он живёт на пнях лиственных пород с августа по сентябрь [2].

Летний опёнок

С ложноопёнками смешивают съедобный двойник настоящего опёнка, так называемый летний опёнок. Он отличается жёлто-бурой, как будто пропитанной водой, шляпкой с тонкими просвечивающимися краями. Темнее коричневые книзу ножки. Гуще и темнее коричневые и ржаво-бурые пластинки. Хлопьевидно-волокнистое кольцо одного цвета со шляпкой. Взрослый летний опёнок крупнее осеннего. Большими группами размещается летний опёнок около пней. Летние опёнки растут с мая всё лето, растут и в октябре [1, 2].

II. Станция «Это интересно»

  1. Назовите гриб, носящий название конфеты. Во Франции дрессируют свиней для их отыскания. (Ответ: Трюфель) [5].
  2. Съедобен ли гриб дождевик? (Молодые грибы едят.) [3].
  3. Как называется «дружба» гриба с корнем дерева? (Микориза.) [4].
  4. В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном, лиственном, смешанном? (В смешанном. Здесь растут белые грибы, подосиновики, подберёзовики, грузди и много лисичек.) [4].
  5. Почему грибы растут после дождя и в тёплую погоду? (Плодовые тела состоят в основном из воды, и только в тёплую погоду мицелий начинает их образовывать.) [4].

III. Станция «Найди пару»

В конверте находятся изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написана на отдельном листе. Играющие должны за определённое время по принципу комплементарности составить полное высказывание.

1-й вариант 2-й вариант
1. Затянулись дожди – груздей не жди. 1. Назвался груздем – полезай в кузов.
2. Цветёт осина, грибнику намёк – бери корзину и отправляйся за сморчками. 2.  Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) – иди за подосиновиком.
3. Появились опёнки – лето кончилось. 3. Зацвела сосна – появился маслёнок.
4. Колосится рожь – начинают попадаться белые. 4. … Туман утром над лесами – верная примета: грибы пошли…[1, 4].

IV. Станция «Экологические связи»

  1. Почему нельзя собирать грибы вдоль крупной автострады? (Ответ: В грибах накапливаются ядовитые вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомашин.) [5].
  2. Кто помогает устраивать жизнь белкам, летягам, соболям, гималайским медведям, диким пчёлам и др.? (Ответ: Все эти животные живут в дуплах. Помогают разрушить древесину жуки-сверлильщики и короеды, а также грибы-трутовики и другие грибы, поражающие древесину.) [5].
  3. Почему говорят: «Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт»? [1].
  4. Почему настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, «поганку»? («Поганка» может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.) [4].
  5. Вам попадались червивые грибы. Чья это «работа»? ( Эта работа грибных комариков и мух, которых мы не любим за то, что их личинки выедают ходы в плодовых телах грибов. На самом деле эти насекомые способствуют переносу грибных спор на новое место.) [4].

V. Станция «Самые ядовитые грибы, их признаки»

(Команда получает только рисунок и название гриба. Объясняют главные признаки, кратко, суть. Текст для судьи).

Название гриба и рисунок

Признаки

Бледная поганка

C:\Users\Бажаева АП_2\Desktop\2016-2017 уч.год\2017-03-20грибы\008.jpg

Самый ядовитый, смертельно опасный гриб. Растёт главным образом в южной половине лесной зоны, в лиственных лесах, чаще дубовых, иногда на опушках и просеках. Однако есть сведения, что этот гриб, хотя и редко, встречается в центральных областях. У бледной поганки шляпка белая, зеленоватая, оливково-зелёная и желтоватого цвета. Она типичный «мухомор» и по внешнему виду отличается от всех съедобных. Но некоторые малоопытные сборщики грибов иногда путают её со съедобным шампиньоном обыкновенным, от которого она отличается весьма характерными признаками: белыми пластинками (у шампиньона они, в зависимости от возраста гриба, розовые, светло-бурые или черноватые), мешковидным влагалищем у основания ножки (которого нет у шампиньона), более длинной ножкой [2].

Мухоморы

C:\Users\Бажаева АП_2\Desktop\2016-2017 уч.год\2017-03-20грибы\008.jpg

E:\2017-03-20грибы\008.jpg

Употребление мухоморов вызывает сильное отравление, зачастую кончающееся смертельным исходом. Общие характерные признаки мухоморов: все они пластинчатые, молодые грибки появляются из земли заключёнными в общее белое покрывало, пластинки также закрыты белой плёнкой. С ростом гриба общее покрывало разрывается и опадает к основанию ножки в виде чехла (влагалища), а верхняя часть его остаётся на шляпке отдельных экземпляров гриба разбросанными мелкими белыми лоскутками хлопка. Плёнка же, которой были закрыты пластинки, отрывается от шляпки и сохраняется на середине ножки или же немного к шляпке наподобие белого повисшего широкого кольца. Шляпки диаметром от 10 до 20 см, ножки длиной от 10 до 15 см, толщиной от 1,5 до 3 см, пластинки белые, за исключением мухомора поганковидного, у которого они могут быть и желтовато-зелёные. Мякоть у всех белая, с неприятным запахом. Окраска шляпок: у мухомора вонючего – белая, без хлопьев; у мухомора поганковидного – бледно-жёлтая, у отдельных экземпляров – с зеленоватым оттенком, реже совсем белая, с белыми в виде лоскутков хлопьями; у мухомора красного – ярко-красная, оранжевая, иногда желтоватая, с белыми мелкими хлопьями-бородавками на поверхности; у мухомора порфирового – коричневая, самых разных оттенков [2].

Описание перспективных результатов

Игра-путешествие должна способствовать повышению интереса школьников к изучению природы, выявлению наиболее любознательных детей, проявляющих большие способности в изучении отдельных областей знаний. Знания о грибах предостерегут детей от отравлений.

Литература:

  1. Большая книга леса: Сборник / Сост. А.Н. Стрижёв.- М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.- 731 с.
  2. Горовой А. Б. Грибы наших лесов: В помощь грибнику.- Горький: Волго-Вятское кН. Изд-во, 1984.- 39 с.
  3. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2002.- 159 с.
  4. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  5. Ушакова М. М. По страницам экологического календаря. Сборник методических материалов для педагогов. 2-е изд., перераб. И доп.- Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2012. 60 с.