Работа с деформированными текстами в структуре логопедической коррекции детей с ОВЗ

Разделы: Логопедия


Развитие инклюзивного образования закономерно приводит к приходу в образовательное пространство массовых школ большого числа учащихся с речевым недоразвитием, нуждающихся в специальных программах и методиках формирования связной устной и письменной речи. Введение Федерального государственного образовательного стандарта требует от современных педагогов привития ученикам начальной школы, наряду с традиционными универсальными учебными действиями, составляющими основу «умения учиться», навыков решения творческих задач, формирования поиска, анализа и интерпретации языкового материала, направленного на извлечение необходимой информации из учебных и художественных текстов. Вместе с тем, именно работа с текстовым материалом является наиболее сложной для детей с ОВЗ и трудоёмкой для педагогов начальной школы и учителей-логопедов.

Текст – это законченное и завершенное произведение, имеющее собственную внутреннюю структуру, определенное строение, состоящее из связанных между собой смысловых частей. Он является той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную стройную систему. Именно в тексте все они представлены в естественной ситуации. Текст объединяет в себе как языковые, так и речевые свойства различных единиц, что позволяет квалифицировать его и как единицу языка, и как произведение речи одновременно. Все средства языка становятся в нем коммуникативно значимыми [2, с. 5].

По мнению методистов и учителей, текст является основной единицей обучения языку и речи. Работа с текстом носит не только обучающий характер, но и социальный. Умение работать с текстом, понимать его, создавать свой, высказывать собственное мнение о прочитанном – составляет неотъемлемую часть культуры человека в современном обществе [2, с. 5]. Н.А. Ипполитова обобщила и сформулировала положения о необходимости использования при обучении языку образцовых текстов, анализ и усвоение которых будет содействовать совершенствованию языка учащихся при употреблении его в изложении собственных мыслей [3, с. 7-8].

Основной целью формирования у детей культуры письменной речи является развитие у них способности, создавая собственные тексты, писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок. Поэтому при изучении орфографии, пунктуации, грамматических и лексических категорий работа с текстами является базой для формирования собственных коммуникативных умений. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов необходимы учащимся для полноценного формирования их «лингвистической компетенции». Но умение применять навыки анализа языковых явлений, которые достаточно успешно используются школьниками при работе на уровне слова и предложения, при упражнениях с текстовым материалом у подавляющего большинства учеников сформировано на низком уровне. Ведь видеть художественное своеобразие текста можно только при условии хорошего владения системой грамматических знаний и понимания роли языковых средств.

Работа с деформированными текстами позволяет учащимся анализировать в разных направлениях правописание, орфографические и пунктуационные ошибки, влияющие на понимание смысла высказывания, исправлять, сравнивать варианты написания слов в текстах, чувствовать и осознавать нормы употребления языковых средств. Таким образом, в ходе работы ученики наблюдают за функционированием лексических и грамматических единиц в речи и овладевают различными видами анализа языкового материала.

Упражнения с деформированными текстами способствуют развитию навыков самоконтроля при письме и чтении, развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, активизации лексических средств языка. При использовании в качестве речевого диагностического материала деформированный текст позволяет выявить состояние языкового анализа и синтеза у школьников.

Работа с деформированным текстом может проводиться как часть группового, подгруппового или индивидуального коррекционного занятия для детей младшего и среднего школьного возраста с нарушениями речевого развития. Последовательность работы с конкретным текстом при этом следующая: прослушивание (чтение) – разбор-исправление (восстановление) – повторение – запись.

В представленных далее в статье текстах части слова, слова, требующие исправления, выделены курсивом либо подчеркнуты. Главные слова в словосочетаниях выделены жирным шрифтом или подчеркнуты в соответствии со своей синтаксической функцией в предложении. Также выделены предложения, целиком подлежащие реконструкции.

При составлении текстов использованы короткие фрагменты сказок Андерсена, адаптированные к восприятию детьми младшего и среднего школьного возраста. В этих текстах сложные многоуровневые синтаксические конструкции разделены на более простые, заменены сильно устаревшие слова. Значимые части речи заменены местоимениями, пропущены предложения, для которых не может быть составлено программное задание грамматического характера. При этом пропуск таких предложений не влияет на целостность восприятия текста, а прямая речь заменена придаточным предложением. Все указанные изменения носят единичный характер.Для составления деформированных текстов выбраны сказки писателя, не являющиеся широко известными. Короткие отрывки воспринимаются завершенными в стилистическом плане. Но отсутствие знаний о дальнейших событиях и сказочной развязки возможно замотивируют учащихся на дальнейшее самостоятельное прочтение первоисточника.

Далее приведем примеры текстов и заданий, которые могут быть использованы в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ.

1. Определение границ предложения

«Большой морской змей» (1)
…Под водой царило необыкновенное смятение все законные обитатели моря страшно всполошились летучая рыба поднялась высоко над морской поверхностью морской петух даже выскочил из воды на расстояние ружейного выстрела другие рыбы устремились на дно и напугали треску и камбалу множество омаров и больших крабов вышли из своих больших прочных панцирей среди всего этого смятения и страхов тысяча восемьсот братьев и сестер рассеялись в разные стороны и уже больше не встречались а если и встречались, то не узнавали друг друга едва с полдюжины рыбок остались вместе они оправились от первого страха и стали с любопытством оглядываться кругом…

2. Объединение главного и придаточного предложения

«Блоха и профессор» (2)
…В стране диких царствовала маленькая принцесса. Ей было всего восемь лет. Но она уже царствовала. Она свергла с престола отца и мать. Потому что характер у нее был очень решительный. И к тому же она была необыкновенно очаровательна и своевольна. Как только блоха сделала ей на караул и выстрелила из пушки. Принцесса пришла в неописуемый восторг. От избытка чувств она принялась прыгать и скакать. Словно дикарка. Принцесса воскликнула. Что блоха будет царствовать вместе с ней. Но отец сказал принцессе. Что делить власть с блохой нельзя. Но принцесса посадила блоху себе на руку и сказала ей. Теперь ты человек и будешь царствовать вместе со мной. Только помни. Ты должна делать все. Что я хочу. Блоха осталась у принцессы и не сходила с ее маленькой ручки и тоненькой шейки. Принцесса вырвала у себя из головы волос. И профессор по ее приказанию должен был обвязать им одну лапку блохи. Хорошее, чудесное это было время для принцессы и для блохи…

3. Восстановление порядка слов в предложении

«О том, как буря перевесила вывески» (3)
…Арлекин костюме в впереди бежал разноцветных лоскутков из. Сажей вымазано лицо было его, а украшен колпак бубенчиками. Размахивал направо палкой он налево и, но была это палка-хлопушка. Громко хлопала пугала и людей только она, а было не от этого никому вреда. Толпились толкались и люди. Прямо девчонки и мальчишки канаву и летели спотыкались. И говор слышались смех всюду. На стояли лестницах люди, окон из высовывались, а забирались крышу на иные. Светило небе на ярко солнышко. Случалось процессию дождь на что небольшой попрыскает. Дождь ведь помеха не крестьянину!..

4. Восстановление границ слов в предложении

«Серебряная монетка» (4)
Прошломногонедельимонетказаехаладалеко.
Толькоонапонятиянеимелагдеочутилась.
Онаслышалаотдругихмонетчтоониитальянскиеифранцузские.
Номонетканемогласебепредставитьэтихгородов.
Вечносидявкошелькенеувидишьсвета.
Аименнотакснейибыло.
Какторазмонетказаметилачтокошелекоткрытиподкралась
котверстиючтобыхотьоднимглазкомвзглянутьнамир.
Ейнеследовалотакпоступать.
Ноееодолелолюбопытствоаэтоникогданеостаетсябезнаказанным.
Онапроскользнулаизкошелькавкарманбрюк.
Вечеромпутешественниквынулкошелек.Монеткаосталасьвкармане.
Вместесодеждойеевынесливкоридоравкоридоревыронилинапол.
Иэтогониктонезаметил.

5. Восстановление предлога в предложно-падежной конструкции предложения

«Ромашка» (5)
…городом, … самой дороги, стояла дача. Ты, верно, видал ее? … ней небольшой садик … цветником, а … крашеный деревянный забор. Неподалеку … дачи, … самой канавки, росла … мягкой зеленой траве крохотная ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее так же, как и роскошные садовые цветы. И наша ромашка росла не … дням, а … часам. … одно прекрасное утро ее мелкие ослепительно белые лепестки раскрылись и, словно лучи, окружили желтое сердечко посредине. Ромашку ничуть не заботило, что ее никто не видит … густой траве, и что она такой простой и невзрачный цветок. Нет, она была довольна всем. Она любовалась солнцем и слушала, как где-то высоко-высоко … небе поет жаворонок. Ромашка была так счастлива, как … большой праздник.

6. Замена предлога в предложно-падежной конструкции предложения

«Последний сон старого дуба» (6)
…И дуб когда-то был крошкой. Колыбелью ему служил маленький желудь. Для человеческому счету он переживал теперь четвертое столетие. Больше, великолепнее его не было о всем лесу. Вершина его высоко возносилась с всеми деревьями и была видна без моря издалека, служила приметой от моряков. А дуб и не знал об том, сколько глаз искало его! У ветвях дуба гнездились лесные голуби, куковала кукушка. Осенью листья его казались выкованными без меди. В ветви присаживались и другие перелетные птицы, чтобы отдохнуть за тем, как пуститься вокруг море. Но вот настала зима, и дерево стояло для листьев. Ветви резко вырисовывались с всеми своими изгибами. Вороны и галки садились в них и толковали об тяжелых временах…

7. Исправление и восстановление предложно-падежной конструкции предложения

«Аисты» (7)
В окраину городка стоял дом со гнездом аисту в крышу. На гнездо сидели четыре аистенка и аистиха. Аистята то и дело высовывали от гнезда свои черные клювы, еще не успевшие покраснеть. А оконьке крыши, без гордого и величественного видом стоял сам папа-аист. Одну ногу он поджал для себе. И всем было ясно: он стоит от стражи
Внизу под улицей резвились дети. Увидев птиц, один мальчишка затянул старинную песенку из аистов. Ее подхватили остальные. Мальчишки пели, показывая пальцами про аистят. Только один мальчик не хотел петь вместе в остальные и сказал, что плохо дразнить животных…

8. Согласование глагола с существительным и местоимением в лице и числе

«Штопальная игла» (8)
Жила-была штопальная игла. Она воображать, что, необыкновенно тонкая, и потому даже считать себя швейной иголкой.
– Смотрите, держать меня покрепче! – однажды сказать она пальцам, когда они вынимать ее из коробки.
– Не уронить меня! Упаду на пол и затеряться!
– Вот видите, я идти с целой свитой! – сказала штопальная игла и потянуть за собой длинную нитку, но узелка на этой нитке не было.
Пальцы ткнуть иглу прямо в кухаркину туфлю. Кожа на туфле лопнуть, и надо было зашить дыру.
– Ой, какая черная работа! – воскликнуть штопальная игла. – я не выдержать! Я сломаться! Я сломаться!
И вправду сломаться.
– Я вам говорить! – возмутилась она…Кухарка накапала сургуча на сломанный конец иглы и потом заколоть ею свою косынку.
– Вот теперь я – брошка! – объявить штопальная игла. – Я ведь знать, что буду в чести. И она засмеяться про себя. Гордясь собой, она сидеть в косынке, точно в карете, и поглядывать по сторонам…

9. Исправление и восстановление грамматической формы глагола

«Старый уличный фонарь» (9)
Знаешь вы сказку про старый уличный фонарь? Она не бог весть как интересна, но все-таки прослушай ее стоит. Жили-были один почтенный уличный фонарь. Он честно послужит много лет, но, наконец, его решили уволить. Фонарю стало известно, что он последний вечер повисел на столбе и освещать улицу. Он с ужасом ждала завтрашнего дня. Да, завтра должен будет решился вопрос: отправили ли его освещать какой-нибудь другой мост, услали ли в деревню или просто сдали в переплавку. Больше всего его угнетет неизвестность! Фонарь не знал, будет ли он помнил, что когда-то быть уличным фонарем, или не будет. Но он знал, что ему придется расставался с ночным сторожем и его женой. В последние годы, когда они все трое состарятся, она стала ухаживала за фонарем. Жена сторожа чистить лампу и наливал в нее ворвань. Итак, фонарь осветил улицу последний вечер…

10. Согласование прилагательного с существительным в падеже

«Последний сон старого дуба» (10)
…И муха-поденка плясала и кружилась в воздухе, радуясь своим нежный, изящный, прозрачный, бархатистый КРЫЛЫШКАМ, радуясь теплом ВОЗДУХУ, напоенном ароматом клевера, шиповника, бузины и душистый МЯТЫ. Аромат этот был так силен! Что за длинным чудным был ДЕНЬ, полный радости и сладкими ОЩУЩЕНИЙ. Когда же солнышко заходило, мушка чувствовала такой приятной УСТАЛОСТЬ. Крылышки отказывались ее носить, и она тихо опускалась на мягкая, волнующаяся ТРАВКУ, кивала головой и сладко засыпала – навеки…

11. Согласование прилагательного (причастия) с существительным (в роде, в числе, в падеже)

«Соловей» (11)
В целой мире не нашлось бы дворца роскошнее императорском. Он весь был из тончайшей драгоценной фарфора, такого хрупкой, что страшно было до него дотронуться. В саду росли чудесных цветы, ик самым красивых из них были привязаны серебряная колокольчики. Звон их должен был привлекать внимание прохожим к этим цветам. Вот как тонко было все придумано в императорской саду. Сам садовник не знал, где он кончается…
А за садом простирался прекрасное лес с высоких деревьями и глубокие озерами. Лес доходил до самого синему моря, и корабли проплывали под нависшие над водой ветвями

12. Согласование прилагательного с местоимением (в роде, числе, падеже)

«Навозный жук» (12)
Жука завернули в виноградный лист и положили в карман штанишек. И как оно там не вертелся, выкарабкаться не смог. Мальчики притиснули ее рукой и вместе с товарищем побежал в конец сада, к большому пруду. Там она посадили жука в старый, стоптанный башмак, укрепили в середине ему палочку вместо мачты, шерстинкой привязали к ей жука и спустили башмак на воду. Теперь пришлось его отправиться в плавание.
Пруд был большой-пребольшой. Навозному жуку казалось, будто она плывет по океану. И эта до того ему поразило, что он упал навзничь и задрыгал ножками. Башмак относило от берега течением. Но как только оно отплывала чуть подальше, один из мальчуганов шлепал по воде и притягивал ему обратно. Но вот башмак отплыл опять. И как раз в эта минуту мальчуганам так строго приказали вернуться домой, что она впопыхах и думать забыли о башмаке. Ее уносило все дальше и дальше. Какой ужас! Улететь жук не мог – его был привязан к мачте!..

13. Установление и грамматическое оформление связи слов в предложении

«Суп из колбасной палочки» (13)
…Лето быть в самый разгар. Поэтому леса так благоухать, травы так душистые, а озера, в которые плавать белый лебеди, так прозрачные и в то же время так темные. На опушка лес, между три-четыре домики, быть установить шест высота с корабельная мачта. Это быть майский шест. Он верхушка украшать венки и ленты. Девушки и парни без усталь плясать вокруг он и петь под скрипка бродячий музыкант. Когда солнце закатиться, веселье продолжаться при свет месяц. Луна освещать лужайка, на которая расти дерево, а лужайка быть покрыть мягкий и нежный мох…

14. Определение главных слов предложения, восстановление порядка слов для понимания логико-грамматической конструкции предложения

«Пятеро из одного стручка» (14)
В горошинке сидело пять стручков. Они зеленые были, и стручок зеленый. Все они в ряд сидели один. Согревало и освещало солнце снаружи стручок. Стручка внутри тепло и уютно было. Прошло недель несколько. Горошинки пожелтели, пожелтел стручок и. Вдруг кто-то сорвал стручок и сунул его на карман куртки своей. Стручок лопнул и все пять горошинок выкатились в яркий солнечный свет. Маленький мальчик держал их на раскрытую ладонь. Говорил он, что горошинки годятся для его ружье. Мальчик зарядил в горошинку ружье и выстрелил. Она пискнула и скрылась с глаз. Вторая горошинка полетела в солнце прямо и исчезла. Две другие скатились в землю. Выстрелило ружье. Последняя горошинка взлетела вверх, потом упала в старый подоконник. В щель угодила она прямо. Там в мягком мохе росла земля. Горошинка укрылась в мохе. И да лежала там...

«Лён» (15)
Чудесные цветочки цвели льном. Ласкало солнце лен, поливал дождик. Лен рос и цвел. Но вот раз пришли люди, схватили лен и вырвали его со корнем. Потом положили его на воду. А вынув из воды, держали под огнем, мяли, ломали, трепали и ткали. И вот вышел из льна кусок большого холст. Холст взяли в дом, и он попал за ножницы. И резали его, и рвали, и кололи иголками. Зато вышло из холста белье. Белье износилось и прошло несколько лет. И вот тряпки разрезали на белье. Его рубили, мяли, варили, вдруг как превратилось оно за тонкую белую бумага. И в ней написали замечательные рассказы. Какое счастье, что прочитать теперь люди могли их. Но бумага не отправилась в путешествие, а попала типографию в. Все, что в ней было написано, перепечатали на книгу. В один прекрасный день бумагу решили сжечь. И вот бумага охватила огонь. Все написанные слова и мысли обратились пламя. Ребятишки выбежали без школы. Вышел учитель последним. Все запели золой мертвой над…

«История года» (16)
Дело было в январь конца. Бушевала страшная метель. Улицы и переулки носились по снежным вихрям. Окна домов залепляли снег. А прохожие так и подгоняли ветер. Когда же метель утихла на дорожках прочистили узенькие тротуары. К буре вечер совсем стих. Небо стало ясным, чистым. Мороз трещал. К утру верхний слой снега окреп и прыгал по воробьям, не проваливаясь. Сугроб перескакивал с воробья на воробья. Прочищенные дорожки прыгали по ним. Но ни тут ни там не попадалось ничего съедобного. Воробьи совсем озябли. И это Новый год? Да старый хуже него! Не стоило и менять…

Приведенные в статье деформированные тексты могут быть использованы для совершенствования, закрепления и диагностики навыков грамматического анализа и оформления предложения и текста в коррекционной логопедической работе с детьми младшего и среднего школьного возраста и в качестве дополнительного речевого материала на уроках или в качестве домашних заданий по русскому языку. Тексты составлены с опорой на большой опыт практической работы автора с детьми с нарушениями речи и подобраны с учетом заданий, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с текстами как с объектами письменной речи разбор каждого предложения должен производиться с обязательной зрительной опорой в виде развернутой графической схемы. Тексты могут быть использованы при коррекции и развитии устной речи. Предложения в этом случае предъявляются на слух последовательно, по одному.

Литература:

  1. Андерсен Г.Х. Сказки и истории. – М.: 1956.
  2. Нестерова Н.А Методические аспекты работы по формированию языковых компетенций учащихся при работе с текстом на уроках русского языка. – Ярославль: 2012.
  3. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М.: 1992.