Половое размножение покрытосеменных растений

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задачи урока:

  • вспомнить строение цветка .
  • выяснить способы и значение опыления в жизни растений;
  • изучить особенности полового размножения у цветковых растений;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с половым размножением покрытосеменных растений как важнейшим их свойством.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения
  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа
  • Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Деятельность учащихся:

  • работа с текстом учебника и дополнительной литературой,
  • заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд № 1. Проверка домашнего задания:

Найдите соответствие. Задание № 1

Термин Определение
1. Размножение А. Оплодотворенная яйцеклетка
2. Половое размножение Б. Развитие новой особи из зиготы, образующейся в результате оплодотворения
3. Гаметы В. Мужская половая клетка
4. Оплодотворение Г. Слияние половых клеток
5. Яйцеклетка Д. Половые клетки
6. Сперматозоид Е. Женская половая клетка
7. Зигота Ж.Воспроизведение подобных себе

Слайд № 2 Проверка на соответствиие

Слайд № 3

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф урока

“Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.
К.Г. Паустовский

Слайд № 4

“Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других”

Слайд № 5

Объясните значение этих слов.

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

- О каком свойстве живых организмов идёт речь?

Слайд № 6

На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу,
На лужайке, на грядке и на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный, земляника садовая,
Черемуха пахучая, роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Груша, плоды дающая.
Собрались не напрасно фотосинтез дающие
И заспорили меж собой, как им род продолжить свой?

Слайд № 7 Могут ли растения размножаться половым путем?

Слайд № 8 Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Слайд № 9 Тема урока:

Размножение покрытосеменных (цветковых) растений

Слайд № 10 Какие задачи поставим перед собой?

Слайд № 11 Задачи урока

1. Вспомнить строение цветка .

2. выяснить способы и значение опыления в жизни растений;

3. изучить особенности полового размножения у цветковых растений.

3. Этап актуализации и пробного учебного действия

Слайд № 12 В ящике находятся 2 объекта, имеющих отношение к новой теме. Один из них – орган размножения цветковых растений, а другой можно назвать результатом этого процесса. О чем идет речь?

Слайд № 13 Строение цветка

С точки зрения русского языка, тычинка – слово женского рода, а пестик – мужского. А с точки зрения ботаники?

Задание на соответствие

Слайд № 14 Проверка на соответствие

Главные части цветка Строение
1. Тычинка

2. Пестик

А. Рыльце

Б. Тычиночная нить

В. Столбик

Г. Пыльцевой мешок

Д. Завязь

Слайд № 15 Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Слайд № 16

Слайд № 17 Самоопыление происходит при попадании пыльцы на пестик того же цветка, т.е. внутри одного цветка.

Слайд № 18 Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестиков другого цветка.

Слайд № 19 Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения?

  • 1 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 135
  • 2 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 136

Слайд № 20 Перечисленные признаки

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

Слайд № 21

Признаки насекомоопыляемых растений

Ответ: 2,3,4,6,8,10,11

Признаки ветроомоопыляемых растений

Ответ: 1, 4, 5, 7, 9, 12

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

Слайд № 22 Оплодотворение – это процесс слияния гамет

Слайд № 23 Схема Двойное оплодотворение

Оплодотворение

  • Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает в пыльцевую трубку, на конце которой две мужские клетки- спермии.
  • Спермии попадают в завязь пестика. Один спермий сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой. Такой вид оплодотворения называется двойным и характерен для всех цветковых растений, кроме орхидей.

Слайд № 24 Этапы полового размножения

1. Образование половых клеток у родителей;

2. Доставка спермиев к яйцеклетке, т.е. опыление;

3. Оплодотворение, или слияние женских и мужских гамет;

4. Образование зиготы;

5. Развитие из зиготы нового, дочернего организма.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Слайд № 25 Задание № 4 Вставьте пропущенные слова

Пыльцевое зерно попадает на .................. и прикрепляется к нему. Зерно набухает и превращается в длинную пыльцевую .......... Пыльцевая трубка прорастает от рыльца ..... через .......... и достигает ............. Затем через ............ она достигает зародышевого мешка. Здесь один из ............ сливается с .........., а второй – с .................. .

Слова для справок: рыльце, пестик, трубка, завязь, столбик, спермий, яйцеклетка, пыльцевход, центральная клетка.

Слайд № 26 Проверь себя (задание № 4)

Слайд № 27 Задание на дом:

  • Параграф № 24, составить кроссворд по новым терминам.

Рефлексия

Слайд № 28 Спасибо за внимание!

Слайд № 29 Задачи

  • Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?
  • У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать?
  • Известны случаи, когда цветок дает плод и “без брака”. Чего не бывает в таких плодах?
  • Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было. Почему?

Рабочий лист к уроку.