Урок истории России "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

  • сформировать у учащихся общее представление о закономерностях феодальной раздробленности;
  • раскрыть причины обособления княжеств и показать последствия этого процесса;
  • характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;
  • опираясь на текст исторического документа, анализировать “Поучение” Владимира Мономаха;
  • оценить развитие древнерусского законодательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.

Тип урока: комбинированный

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • Предметные: объяснять причины княжеских междоусобиц; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории; определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические понятия и термины; устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
  • Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач; работать с различными источниками источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию.
  • Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Характеризовать на основе различных источников информации причины и последствия княжеских междоусобиц

Описывать особенности феодальной раздробленности на Руси;

Приводить примеры междоусобиц на Руси.

Объяснять смысл понятий Любеческий съезд, вотчина, феодальная раздробленность, усобицы, уделы.

Ресурсы: электронный учебник, карта "Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв"; карта " мультимедийное оборудование, выход в "Интернет", планшет, приложение с историческими источниками.

Этапы урока Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся Формирование УУД
1. Организационный этап Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; Готовность класса к работе  
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 1. Ответьте на следующие вопросы:

Назовите основные исторические источники, по которым мы узнаем прошлое наших предков?

2.Познакомьтесь с историческом источником (рабочий лист №1) и ответьте на вопросы к нему?

3.Какой вопрос можно добавить к летописи "Повести временных лет"?

4.Проблемный вопрос урока: "Смог ли Владимир Мономах предотвратить распад Древнерусского государства?"

5. Сформулируйте самостоятельно цель нашего урока и запишите план урока в тетрадь.

1. Учащиеся отвечаю на вопросы, корректируют ответы одноклассников.

2.Учащиеся самостоятельно формулируют цель и записывают план урока в тетрадь.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока , совместно с учителем.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

3. Актуализация знаний. 1.Продолжите предложение: "Ярослав Мудрый- это правитель, который..."

2.Вам было дано опережающее задание по теме урока( заполнить таблицу, рабочий лист). Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? Как сказывались княжеские усобицы на безопасности границ Руси?

3. Познакомьтесь с картой (атласом) какие выводы можно сделать на основе ее данных?

1. Учащиеся самостоятельно записывают информацию об Ярославе Мудром, обсуждают, оценивают ответы друг друга.

2. Учащиеся обсуждают полученную информацию из учебного текста учебника, оценивают ответы друг друга.

3. Учащиеся работают с атласом. Оценивают друг друга.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о славянских племенах.; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: учащиеся взаимодействую между собой в ходе работы над учебным материалом.

4.Первичное усвоение новых знаний. 1. Познакомьтесь с учебным текстом пар8. п. 1.

Ответьте на вопросы:

  • Какие русские земли особенно страдали от набегов кочевников?
  • Какие кочевые племена представляли наибольшую опасность для Руси?

2.Познакомьтесь с историческим источником и составьте схему о решениях Любеческого съезда.

  • Объясните слова: “Пусть каждый держит отчину свою”.
  • Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в съезде?
  • Какое значение имел Любеческий съезд князей? Каким образом он изменил положение удельных князей?
  • Отметьте на карте место проведения Любеческого съезда.

3. На основе материалов учебника дать определения понятий: раздробленность, удел, вотчина (отчина).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Опережающее задание для одного-двух учеников, подготовить сообщение об истории имени Владимир Мономах.

5. Познакомьтесь с историческими источниками (рабочий лист №2) и пар.8. п.4-5 и ответьте на вопросы.

  • Составьте кластер внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха.
  • Проследите путь князя к власти.
  • Какую оценку роли Владимира Мономаха дают различные историки? С какой точкой зрения вы согласны и почему?
  • Назовите черты правления Владимира Мономаха.
  • Составьте 2-3 предложения о Владимире Мономахе как правителя Древнерусского государства.
1. Учащиеся работают в группах с учебным текстом и атласом, дают ответы. Оценивают ответы групп.

2. Составление опорной схемы "Решения Любеческого съезда".

Группы обсуждают вопросы и оценивают ответы друг друга

3.Осмысление терминов, разбор их смысловых значений, работа с картой.

4.История имени Владимира Мономаха- обсуждение.

5. Учащиеся работают в группах с учебным текстом и атласом, дают ответы. Обсуждение. Оценивают ответы групп

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут “диалог с автором” (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

5. Первичная проверка понимания Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Учащиеся находят государства и народы, которые соседствуют с Древнерусским государством, находят и отмечают их на карте.

Взаимооценка учащихся.

Для закрепления выполняют задание на рабочем листе задания в раб тетради стр.32-33. №2,3,4. Делают вывод о состоянии Руси после смерти Ярослава Мудрого и как оно изменилось во время правления Владимира Мономаха?

Показывают соседние государства, которые граничат с Древнерусским государством. Характеризуют их взаимоотношения. Отмечают и показывают княжества и земли. на которые распалось Древнерусское государство в сер. 13 века.

Отвечают на вопрос. поставленный в начале урока "Смог ли Владимир Мономах предотвратить распад Древнерусского государства?"

Обсуждают ответы, отстаивают свою позицию.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

6. Первичное закрепление Организация работы в группах. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация работы с картой.

Группы задают вопросы друг другу по теме урока. Оценивают друг друга. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и в дополнительных источниках.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Параграф8,

1. Заполнить контурную карту, составляют кроссворд по данной теме.

2. Раб. тетрадь стр. 36-37 зад № 9-10

Записывают домашнее задание.  
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Закончите предложения:
  • Сегодня на уроке я....
  • Самым полезным и интересным для меня было....
  • У меня хорошо получилось...
  • Мне это необходимо для...
  Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Список источников и литературы.

1.Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. учебник. 6 класс -М.:Просвещение, 2016

2. Артасов И.А.Рабочая тетрадь. 6 класс- -М.:Просвещение, 2016

3 Атлас. История России 6 класс -М.:Дрофа, 2016

4. Тороп В.В.История России. Контурные карты. 6 класс-М.:Дрофа, 2016