Урок "Старые знакомые" (решение задач по теме "Силы в механике")

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Повторение и обобщение знаний по теме «Силы в механике»;
  • Формирование умений применения знаний на практике, объяснения физических явлений в жизни человека;
  • Развитие творческого мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран.

Методы обучения: методы стимулирования учебной деятельности учащихся; наглядные методы; словесные методы; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод.

Формы учебной деятельности на уроке: комбинированный, обобщающий урок.

План урока:

  1. Постановка задачи урока. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Обобщение и закрепление материала по теме «Силы в механике»
  4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Учитель объявляет тему и цель урока).

Учитель: Добрый день, ребята! Каждый день нашей жизни интересен своими мгновениями. И в каждом таком мгновении мы сталкиваемся со старыми знакомыми. А кто же эти старые знакомые? Отыскав лишнее слово в группе слов, вы ответите на этот вопрос?

Группа слов: масса, объем, сила, плотность. (Ответ: лишнее слово – сила. Сила – векторная величина, остальные скалярные).

2. Актуализация знаний.

Учитель: Итак, наш урок посвящен силе, точнее силам, с которыми мы познакомились на протяжении последних уроков. Вспомним наших старых знакомых!

Вспомните, что это за силы? (Ответ: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения).

Учитель: Чтобы охарактеризовать известные вам силы, выполните следующие задание. На слайде три колонки, строки которых необходимо привести в соответствие и дополнить. Приготовились, начали!


3. Обобщение и закрепление материала по теме «Силы в механике».

Учитель: Все эти силы имеют определенное значение в нашей жизни, влияют на здоровье нашего организма, в том числе на потребление пищи и организацию нашего быта, уюта нашего дома. Давайте подобно известному телевизионному шоу «Жить здорово!» рассмотрим проявление сил, говоря «про жизнь», «про здоровье», «про еду» и « про дом», не только повторяя уже нам известное, но и узнавая что-то новое. Итак, начнем! Начнем с разговора «про жизнь».

  1. Почему подняться в гору, даже по ровной дороге, гораздо тяжелее, чем спуститься с нее?
  2. Почему трудно шить ржавой иглой?
  3. В каком случае стулья в школьном кабинете физики испытывают большую деформацию - когда проходит физика у вас или у старшеклассников?
  4. Почему листья опадают на землю?
  5. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
  6. Весит ли падающее тело больше или меньше, чем покоящееся?
  7. Почему сокращается пружина при исчезновении нагрузки?
  8. Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 45 кг?
  9. Почему мы не замечаем при разговоре друг с другом взаимного притяжения?
  10. Почему можно упасть, наступив на арбузную корку?

Благодаря наличию в природе сил, о которых мы говорим, возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Следовательно, надо умело использовать силы в повседневной жизни, в производстве, в технике.

Учитель: Уметь применять каждую из формул для расчета сил – основная задача школьника. А чтобы убедиться в умении это делать, выполните предложенное задание, говоря «про здоровье».

О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скелет придает нам форму тела, защищает органы человека от ударов и повреждений. Кости служат опорой для мышц, сухожилий и связок, благодаря которым человек может двигаться. Известно, что бедренная кость, поставленная вертикально, может выдержать давление груза в 1,5 тонны, большая берцовая кость – до 1600-1800 кг, т.е. в 20 раз больше массы человека.

Задача. Каков коэффициент жесткости берцовой кости, если масса человека 80 кг, а кость сжимается на 0,3 мм?

Учитель: Как вы думаете, какие знание пригодятся вам для решения этой задачи?

Ученик: Знание о силе упругости, о законе Гука.

Учитель: сформулируйте закон Гука? Решите предложенную задачу.

Ученик: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела: Fупр= kх.

Учитель: Хороший скелет – залог крепкого здоровья. Чтобы сохранить здоровый прочный скелет, нужно заниматься физкультурой, следить за осанкой и правильно питаться. Важно употреблять в пищу овощи, фрукты, творог, рыбу, печень, семена тыквы, орехи, пить молоко и зеленый чай. Сбалансированное питание предусматривает оптимальное для организма человека соотношение в суточном рационе белков, жиров, углеводов, витаминов. Так витамин С представляет выполняет очень важные функции в организме человека, такие, как обеспечение нормальной работы иммунной системы, участие в процессах заживления ран. Говоря «про еду», попытаемся выполнить следующее задание:

Задача: Известно, что в 100 г мандаринов содержится 0,038 г витамина С. Каков вес этих фруктов, содержащих суточную норму витамина С для одного человека, если она равна 0,070 г.

Учитель: Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы решить эту задачу?

Ученик: Как найти вес тела в условиях данной задачи.

Учитель: А как это сделать?

Ученик: Если тело находится на горизонтальной, неподвижной относительно Земли опоре, то вес тела можно найти по формуле Р = mg.

Учитель: Оказывается, в каждом мандарине содержатся различные микроэлементы: калий, фосфор, натрий, магний, железо, кальций. Но в их употреблении главное - не переусердствовать, поскольку от переедания цитрусов может наступить аллергическая реакция.

А теперь обратимся к рубрике «про дом». Довольно часто мы сталкиваемся с необходимостью перемещения тяжелой мебели в пределах комнаты или квартиры. Особенно осложняется этот процесс, если приходится перетаскивать тяжелый шкаф или диван в одиночку. Перед вами следующее задание.

Задача: В комнате стоит шкаф массой 70 кг. Какая сила тяжести действует на этот шкаф? Какую силу нужно приложить, чтобы сдвинуть этот шкаф с места? Коэффициент трения равен 0,3.

Учитель: Чем вы должны руководствоваться, чтобы решить эту задачу?

Ученик: Как найти силу тяжести и силу трения.

Учитель: И как же это сделать?

Ученик: Силу тяжести можно вычислить по формуле Fт=mg. Сила трения покоя максимальна в момент начала движения шкафа. Максимальная сила трения покоя приблизительно равна силе трения скольжения: Fтр=μN. Сила реакции опоры N и вес равны по модулю. Снова тело находится на горизонтальной, неподвижной относительно Земли опоре, вес тела можно найти по формуле Р = mg, и сила реакции опоры N = mg.

Учитель: Ребята! Важно помнить, что облегчить перемещение тяжелых предметов мебели, сделав его максимально безопасным для напольного покрытия, помогут простые, но эффективные рекомендации. Наклоните шкаф чуть назад, подсунув под него любые имеющиеся в наличии скользящие материалы. Это могут быть подходящие по размеру кусочки ковролина, отслужившие свое джинсы, капроновые крышки, старые коврики, тапочки из войлока или даже валенки! Укладывается материал обязательно скользящей стороной к полу. Затем, следуя тому же принципу, шкаф наклоняется в другую сторону, под которую также подкладывается аналогичный материал. Таким образом, мы уменьшаем трение, делая передвижение более легким и безопасным для пола. Теперь, зная эти хитрости, как передвинуть тяжелый шкаф, перестановка мебели в доме для вас перестанет быть проблемой. Так что двигайте, переставляйте, экспериментируйте!

4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель: В качестве подведения итогов нашего урока прошу вас составить синквейн, посвященной одной из сил: силе всемирного тяготения, силе тяжести, силе упругости, весу тела или силе трения. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка — одно слово — резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Примеры синквейнов учащихся (заслушать 3-4 учащихся).

Сила трения
Трение
Полезное и вредное
Помогает, препятствует, удерживает
Имеет большое значение для движения
Явление

Учитель: Ребята! Надеюсь, что сегодняшний урок показал вам, что «Знание – это тоже сила!» А домашнее задание будет следующим. Решите следующие веселые задачи от Григория Остера.

Задачи:

  1. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?
  2. Какая сила тяжести действует на полкило сливочного масла, висящего у размораживающего холодильник дяди Пети в авоське за окном?
  3. Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 ньютонов. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике на уровне седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра?
  4. Петя не хотел купаться и спрятался в кустах. Друзья вынули Петю из кустов и потащили по песку к речке. Куда направлена сила трения, действующая на Петино брыкающееся, но движущееся тело: к речке или в кусты?

 Подведение итогов: оценки за урок (с учетом активности учащихся) комментируются учителем.

Литература:

  1. Хижнякова Л.С. Синявина А.А.: Физика: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций,
  2. А.И. Сёмке: Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл.
  3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс.

Интернетресурсы:

  1. class-fizika.ru/sad.html
  2. prostorem.ru/articles/kak-peredvinut-tyazheluyu-mebel.htm