Урок на тему "Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и свойства". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятие о солях, как классе электролитов;
  • Классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
  • Изучить общие химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

Развивающие:

  • Развивать практические навыки, соблюдая правила техники безопасности во время выполнения лабораторных опытов;
  • Учить анализировать полученную информацию;
  • Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;

Воспитательные

  • Развивать интерес к предмету;
  • Развивать взаимосвязь между предметами;
  • Развивать знания о применении химии в быту;
  • Учить аккуратности при выполнении химических опытов.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация (ПК, проектор)
  • штатив для пробирок, пробирки.
  • Таблица “Соли”

Реактивы:

  • Кислоты: соляная и серная
  • Металлы: железо (железный гвоздь)
  • Гидроксид натрия
  • Соли: хлорид бария, сульфат натрия, сульфат меди(II), хлорид натрия, нитрат свинца (II)

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация знаний учащихся (7 мин.)

3. Изучение нового материала (24 мин.)

4. Закрепление (3 мин.)

5. Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин.)

6. Рефлексия (3 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент. Определение темы урока, его цели (формулируют сами учащиеся).

Добрый день, друзья!
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)

Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой небольшой загадки? (Мел – соль).

Презентация.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Цель урока.

2. Актуализация опорных знаний (работа с классом)

? Как называется большой раздел темы, которую мы с вами изучаем? (Электролитическая диссоциация веществ. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена)

Повторение основных понятий темы “ЭЛД” (через сигнальные карточки)

  1. Согласны ли вы с утверждением, что...
  2. Электролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток.
  3. Неэлектролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток.
  4. Ионы – частицы, не имеющие заряда.
  5. Катионы – положительно заряженные ионы.
  6. Анионы – отрицательно заряженные ионы.
  7. Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы.
  • Да – красная карточка
  • Нет – синяя карточка

Задание: Дайте определение кислот, оснований с точки зрения электролитической диссоциации

Слайд 3.

Тест

1. Анион – это:

1) Ион кальция

2) Ион хлора

3) Атом меди

2. Катионом является:

1) Фосфат-ион

2) Ион натрия

3) Атом цинка

3. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации гидроксид-ион:

1) KCl

2) KOH

3) Fe(OH)3

4. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации ионы водорода:

1) H2SO4

2) NaOH

3) MgCl2

5. Оксид, вступающий в химическую реакцию с водой, имеет формулу:

1) SO3

2) FeO

3) CuO

Слайд 4.

Игра “Крестики-нолики”.

Выигрышный путь – формулы кислот (1 вариант), формулы оснований (2 вариант)

Na2S BaCl2 KHCO3
KOH Fe(OH)3 Ca(OH)2
HNO3 H2S H3PO4

3. Изучение нового материала

? Какое вещество образуется при взаимодействии кислоты с основанием? (Соль)

? Что вы знаете о солях?

Слайд 5.

Соли – твердые вещества.

Тип связи – ионный.

Бывают растворимые, нерастворимые, малорастворимые в воде.

Задание: Дайте определения солей, которые вы знаете.

Слайд 6.

  • Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
  • Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
  • Соли – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.

Слайд 7. Классификация солей.

Слайд 8. Номенклатура средних солей.

Слайд 9. Получение средних солей.

Слайд 10. Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл.

Слайд 11.Номенклатура кислых солей.

Слайд 12. Кислые соли – продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

Слайд 13. Номенклатура основных солей.

Слайд 14. Основные соли – соли, в которых кроме кислотного остатка присутствуют гидроксогруппы.

Физпауза для глаз

Крепко зажмурить глаза на 5 сек. Затем открыть их. (8 раз)

Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4- 6 раз).

Быстро моргать 15 сек. (3-4 раза)

Слайд 15. Химические свойства солей.

Повторить правила безопасности при работе с кислотами, щелочами, стеклянной посудой.

Выполнение лабораторного опыта. Взаимодействие раствора серной кислоты с хлоридом бария.

Сульфат бария BaSO4 применяют в качестве рентгеноконтрастного средства при рентгенологическом исследовании желудочно-кишечного тракта.

Слайд 16. Взаимодействие солей со щелочами. Л.о.

Na2SO4 · 10H2O глауберова соль обладает многими ценными качествами. В начале XVII века в Германии жил химик И.Р.Глаубер. Тяжело заболев, Глаубер по совету знакомых стал пить воду одного источника и вылечился. Тогда ученый заинтересовался составом воды. С этой целью Глаубер выпарил ее в чашке и получил длинные белые кристаллы какой-то соли. Позже он установил состав этой соли. В память о своем излечении Глаубер назвал полученную соль “чудесной” или “мирабилит”.

Слайд 17. Л.о. Взаимодействие двух солей.

Слайд 18. Л.о. Взаимодействие солей с металлами.

Слайд 19. Применение солей (Учащиеся самостоятельно, пользуясь информацией, которая им предложена, изучают применение солей, делают краткие записи в тетради)

Карбонат кальция CaCO3 используют в производстве зубных порошков, паст.

Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) NaHCO3 (1-2%-ные растворы) применяют для промывания глаз, полости рта и носа при поражении их отравляющими веществами. Раствор питьевой соды используют для устранения изжоги, вызванной повышением кислотности желудочного сока, а также при отравлении в химической лаборатории кислотами.

Хлорид кальция CaCl2 применяют при лечении неврозов, как противоаллергический, противоотечный, противовоспалительный препарат.

Иодид натрия и иод калия применяют для профилактики и лечения эндемического зоба, для профилактики атеросклероза.

CaSO4 · 2H2O (гипс) – гипсовые повязки.

Нитрат серебра (ляпис) в малых концентрациях (до 2%) обладает противомикробными свойствами, а в больших (5% и более) – прижигающим действием. Его применяют при лечении кожных язв, при поражении слизистых оболочек глаз (конъюктивит) и гортани (ларингит), используют для прижигания бородавок.

4. Закрепление

Слайд 20.

Игра “Крестики-нолики”.

Выигрышный путь – формулы солей.

Na2S BaCl2 KHCO3
KOH Fe(OH)3 Ca(OH)2
HNO3 H2S H3PO4

5. Домашнее задание

Слайд 21.

Домашнее задание параграф 41, упражнение 2 стр. 169 (225)

6. Рефлексия

Своей работой на уроке я

  • Доволен...
  • Не совсем доволен...
  • Я не доволен, потому что...