Повторительно-обобщающий урок истории на тему "СССР во второй половине ХХ века. Три эпохи. Три лидера". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель: Обобщение знаний учащихся о деятельности Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева в политической, социально-экономической, духовной областях.

Задачи урока:

  • Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”, “застоя”, перестройки.
  • Определить основные черты и характер эпохи “оттепели”, “застоя” и перестройки
  • Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с источниками, опорными схемами, иллюстративным материалом, оценивать события.
  • Содействовать развитию умения находить в известном неизвестные стороны и детали, дополнять полученные знания новыми фактами, выстраивать хронологические ряды и образно обозначать даты.
  • Способствовать развитию интеллектуальных умений анализировать материал, делать резюме, выбирать главное из перечня, обосновывать свой выбор.
  • Направить учащихся на свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции.
  • Развивать возможности учащихся быть соавторами урока.

Учебное оборудование: медиапроектор; презентация.

Оформление доски: фото Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева, карточки с опорными словами и терминами

Ход урока

I Вводно-мотивационный этап

Погружение в тему

1. Политические автографы 50-80-х гг.

Презентация

Учитель: Перед вами портреты лидеров страны, которые оставили после себя не только автографы. Они были главными участниками исторических событий, от их решения порой зависела не только судьба нашей страны, но и всего мира.(слайд 2)

- Вспомните годы правления политических лидеров нашей страны

Н.С. Хрущев - 1953–1964; Л.И. Брежнев - 1964–1982 гг.; Ю.В. Андропов – 1982–1984 гг.;

К.У. Черненко – 1984–1985 гг.; М.С. Горбачев - 1985–1991 гг. (слайд 3)

С каждым из них связаны и свои символы. (На слайде 4 портреты и иллюстрации – символы). Подберите для каждого свой символ и обоснуйте свой выбор.

Во второй половине XX века появились устойчивые обороты, в какой- то мере характеризующие деятельность данных исторических личностей. (слайд 5)

Найдите соответствие.

Кукурузная война
Освоение социализма
Холодная революция
Лагерь Брежнева
Доктрина целины
Кадровая эпопея

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: “СССР во второй половине XX века. Три эпохи. Три лидера” (слайд 7).

II. Работа с блоком предварительного обобщения

1. Вступительное слово учителя

Перед вами блок предварительного обобщения, с которым нам предстоит работать в течение всего урока. Он имеет три основных структурных элемента: а) хронологический ряд по горизонтали, б) выделение линий по вертикали, в) изображение основных фактов, явлений, событий изучаемого периода с помощью символов.(слайд 8)

Мы начнем повторение периода истории 60 - 80 х гг. с политических процессов в стране.

2. Политическая жизнь страны

- Что означают символы под №3, 4?(слайд 8)

(Смерть И.В. Сталина. Критика Н.С. Хрущевым культа личности И.В. Сталина на XX съезде партии.Начало массовой реабилитации жертв сталинских репрессий)

- Символ №5 – это? ( Отстранение Н.С. Хрущева от власти)

- Чем вы можете объяснить тот факт, что снятие лидера страны произошло совершенно спокойно, без политических потрясений? Кто был недоволен политикой Н.С. Хрущева?

- Что вам известно о позиции и поведении Хрущева при отрешении его от власти?

“В некотором смысле это был лучший час Хрущева: еще 10 лет назад никто не мог предположить, что преемник Сталина может быть устранен таким простым и мягким методом, как простое голосование”, - писал один из западных исследователей. То же самое сказал и сам Хрущев. Вернувшись вечером домой, он бросил портфель в угол и сказал: “Ну вот, теперь я в отставке. Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы всех арестовать”. В этом и заключается главный итог правления Хрущева, его “звездный час”.

- Большинство чиновников были недовольны политикой Хрущева. Что вызвало их протест? (ротация кадров)

- Что означало выражение “стабильность” в эпоху Л.И. Брежнева? (отмена ротации кадров, последующая геронтократия – власть стариков)

- Как современники назвали эпоху Горбачева и почему? ( Перестройка, гласность, демократия)

В политической жизни страны за эти годы произошло немало событий, с ними связано и появление новых понятий.

Задание к классу: Определите термин, о котором идет речь:

1) XX съезд КПСС, заслушав секретный доклад Н.С. Хрущёва, принял постановление, осудившее явление, которое было названо ___ .(культом личности) (слайд 9)

2) Укажите название общественно-политического учения, в котором в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства ________(социализм)

3) В СССР в период “оттепели” особое распространение получил термин, означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека, необоснованно обвиненного и невинно осужденного за совершение какого – либо преступления, ______________(реабилитация) (слайд 10)

4) Перемещение руководящих номенклатурных кадров, невозможность пожизненного занятия той или иной должности___________(ротация) (слайд 11)

5) Процесс разоблачения культа личности Сталина____________(десталинизация)

6) Термин, обозначающий попытки реабилитации личности Иосифа Сталина в истории и восстановления политического курса Сталина _______________(неосталинизация)

7) Власть стариков ________________(геронтократия) (слайд 12)

8) Произвольные решения, пренебрегающие объективными условиями и научно-обоснованными рекомендациями__________(волюнтаризм)

На доске и на слайде (слайд 13) появляются опорные слова по каждой эпохе:

Хрущев: десталинизация, реабилитация, ротация

Брежнев: неосталинизм, стабильность, геронтократия

Горбачев: демократизация, гласность, кадровая революция

2.Экономика

Работа с блоком обобщения. (Хозяйство) Какие события изображены на схеме? (освоение целины, Косыгинская реформа, стремительный рост вывоза нефти и других энергоносителей из СССР, падение производства, экономический кризис). (слайд 14)

Г.Попов сказал о деятельности Хрущева, что это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии два тома: в белой и черной обложках... Вопрос: что вы обернете в черную или белую обложки? Если брать шире, то можно сказать, что и в брежневскую эпоху, и в эпоху Горбачева все проводимые реформы имели свои плюсы и минусы. Предлагаю вам работу в группах.

Класс работает в трех группах. Заполнение таблицы (слайд 15)

  • 1-я группа заполняет таблицу “Реформы Хрущева”
  • 2-я группа – реформы Косыгина
  • 3-я группа – реформы в период правления Горбачева

Проверка выполненного задания.

На слайде и доске опорные слова по теме “Экономика” (слайд 16)

Хрущев: совнархозы, целина, кукуруза, хрущевки;

Брежнев: министерства, стагнация, нефтедоллары;

Горбачев: сокращение министерств, стратегия ускорения, перестройка

3. Внешняя политика

Обратимся вновь к блоку предварительного обобщения. На схеме по горизонтали мы видим ломаную линию. Как вы думаете, что она означает? (слайд 17)

(Взаимоотношения СССР и США и другими развитыми странами)

- Какое событие символично изображено на блоке под №1? (Карибский кризис).

- Вспомните, как это было?

“Наверное, лучше сказать правду. А она ужасающе проста: в октябре 1962 года мир оказался у порога третьей мировой войны, а человечество на грани термоядерной катастрофы... не случилось. Потому что с обеих сторон хватило и мужества, и мудрости пойти на взаимные уступки.... И советское руководство во главе с Н.С Хрущевым, и американская администрация, которую тогда возглавил президент Дж. Кеннеди, заняв твердую жесткую позицию, в конечном счете продемонстрировали здравый смысл, гибкость, благоразумие (В. Кобыш – автор статьи “Уроки Карибского кризиса”)

- Как вы оцениваете выход из кризиса для обеих сторон – как победу или как поражение? (слайд 17)

- Альберт Эйнштейн сказал: “Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор”.

Объясните смысл высказывания. (слайд 18)

- Событие, которое произошло в Европе годом раньше, было названо историками Берлинским кризисом. В чем его смысл? (слайд 19)

13 августа 1961 г. Хрущев решился на постройку знаменитой стены вокруг Западного Берлина. Эта часть города была изолирована от остальной территории ГДР настоящим барьером из бетонных плит, возведенным за одну ночь и тщательно охраняемым.

На 28 октября 1961 г. американцы наметили акцию по уничтожению пограничных заграждений, разделивших Берлин. Советские и американские танки всю ночь стояли с наведенными друг на друга орудиями. Под утро по команде из Москвы советские войска ушли назад в прилегающие улицы. Минут через 20 американские танки и бульдозеры также отступили. Этим противостоянием закончился Берлинский кризис. Запад признал де-факто границы ГДР

- На ленте мы видим “Конфликты с Китаем”. Рассмотрите схему и подумайте о причинах разногласий СССР и Китая (слайд 21).

Эпоха Брежнева

В 1968 году в политической жизни Чехословакии начиналась знаменитая “весна”. “Пражской весне” была противопоставлена “Брежневская доктрина”. Советские войска и войска союзников вторглись в Чехословакию для оказания “братской помощи”. Танки в городе были встречены лозунгами: “Иван, возвращайся домой!”. Солдат войны не выбирает. При исполнении интернационального долга в Чехословакии погиб наш земляк, выпускник нашей школы Евгений Зарайский, посмертно удостоен ордена Красной Звезды (слайд 22).

- Когда наступает разрядка политической напряженности? (слайд 23) (В 1975 году, совещание в Хельсинки, в котором приняли участие 33 европейские страны, США и Канада)

- Но разрядка сменяется вновь охлаждением отношений после события, которое произошло в конце 1979 года. Что это за событие? ( Ввод войск в Афганистан) (слайд 24).

Кто принимал решение о вводе советских войск в Афганистан, кто стал организатором трагедии? (Л.И. Брежнев и его соратники) (слайд 25).

Эта война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Эта война стоила нашему народу более 50 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести. Из Афганистана летели самолеты с грузом “200”, “черные тюльпаны”, а народ в СССР жил своей жизнью, не зная более того, чем говорилось и писалось в газетах (слайд 26).

- Что изменилось во внешней политике с приходом к власти Горбачева?

(новое политическое мышление, признание мира целым и неделимым, роспуск ОВД и СЭВ, вывод войск из Афганистана)

- Когда закончилась эта война?(15 февраля 1989 г.) (слайд 27).

Схемы с опорными словами (слайд 28)

Хрущев: Берлинский кризис – 1961 г., Карибский кризис – 1962 г., мирное сосуществование

Брежнев: Пражская весна – 1968 г. ОБСЕ- 1975 г., ввод войск в Афганистан- 1979 г.

Горбачев: вывод войск из Афганистана- 1989 г., падение Берлинской стены- 1989 г. новое политическое мышление

Задание: расшифруйте следующие термины: НАТО, ОВД, “Доктрина Брежнева”, холодная война, паритет, новое политическое мышление, ОСВ, ПРО, ОБСЕ (слайд 29)

4. Блок “Культура” (слайд 30)

Со смертью Сталина начинает меняться образ жизни людей, происходят изменения в области культуры. 1960 – е гг. называют периодом оттепели, и прежде всего – в культурной жизни страны.

- Почему период культурного развития в эпоху Хрущева названо “Славное десятилетие”?

Это было время научного прогресса. Достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной техники, внедрение в производство установок для непрерывного разлива стали, обработки твердых металлов с помощью взрыва. В 1957 году в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Это эпоха “самиздата” и “тамиздата”. О “самиздате” тогда ходили такие шутки: “Сам пишу, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это”.

Эпоха Брежнева – это Олимпийские игры 1980 года в Москве. Рекордное число медалей за всю историю олимпизма - 197 (в том числе 80 золотых) - завоевали советские спортсмены. Это период диссидентского движения и магнитофонной революции

В эпоху Горбачева начинается публикация ранее запрещенных книг, демонстрация “отложенных на полки фильмов”. Растет популярность СМИ. И в это же время происходит примирение церкви и государства.

III. Рефлексия

Выскажите свою точку зрения, используя начало следующих фраз. Свой ответ аргументируйте.

  • Я рад, что я не жил в эпоху...
  • Я сожалею, что я не жил в эпоху...

IV. Заключение

Древние считали, что история – учительница жизни. В настоящее время бытует мнение, что история никого ничему не учит. Давайте относиться к истории рационально, оценивать давно минувшие события без злобы и очернения. Вам жить в России XXI века и добиваться ее процветания. Помните, что без знания прошлого невозможно понять и правильно оценить то, что происходит с Россией в наши дни и тем более нельзя прогнозировать ее будущее. Давайте делать выводы из прошлого, чтобы не наступать дважды на одни и те же грабли, давайте учить историю и учиться избегать ошибок своих предшественников.

Вам выпало жить на данном историческом рубеже. Наши желания, чувства, эмоции необычайно важны для нас самих. Но наступит час – и наша жизнь тоже станет прошлым. Будем ли мы поняты нашими потомками? Возможно об этом стоит задуматься сегодня...

Прошлое неизбежно определяет будущее, но делает оно это через настоящее, которое в свою очередь, зависит от ныне живущих, в том числе от каждого из нас. Будущее станет лучше, если все больше людей будут понимать это.

“Мир может спасти только один человек, и этот человек – ты.” А.Адамович

Итог урока

Д/з: Написать краткое эссе по одной из тем:

  • “Оттепель” Хрущёва.
  • “Застой” Брежнева.
  • “Перестройка” Горбачева

Литература

1. Аксютин Ю.В. “Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии” М.,1989 г.

2. “Политические автографы столетия” Преподавание истории в школе 2006 г. № 6.

3. Пустовалова Е.Е. “Холодная война”: штрихи к портрету” ПИШ 2007 № 8.

4. Сухов В.В. “Блоки предварительного обобщения” ПИШ 2004 №9.