Внеклассное мероприятие "Земля – наш дом родной"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: воспитание у детей интереса и любви к родной природе; привлечение внимания к экологическим проблемам.

Задачи:

  • Расширять знания детей о природе.
  • Учить бережному и доброму отношению к природе.
  • Закрепить знания о правилах поведения в природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакаты, рисунки о защите природы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, реки, поля, луга, животные, птицы. Это – природа. Наша жизнь неотделима от природы. Она щедра и бескорыстна. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. (Слайд)

Ученица. (Слайд)

Белые ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут среди летнего луга.
До чего похожи друг на друга!
Мальчик-ветер в дудочку дует,
Он с ромашками польку танцует.
Потанцует, улетит ветер:
Мало ли ромашек на свете!

Ученик. (Слайд)

О чём колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра
И слышат цветы –
Просыпаться пора.

Ученик. (Слайд)

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим – я и ты?

Сценка «Разговор цветов». (Слайд)

Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!

Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вчера в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.

Ромашка. Вот ужас какой!

Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика...

Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!

Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!

Ромашка. Какие у вас новости?

Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.

Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,

Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.

Ученица.  (Слайд)

ОДОЛЕНЬ - ТРАВА – в славянских сказках и мифах – трава, обладающая магической силой.

Мать Сыра Земля с живой водой тот цветок породили – оттого есть мощь у него против нечистой силы в водах и в полях, и на земле вообще, оттого равна у него сила на водяницу (водяную нечисть) и на поляницу (полевую).

По народным поверьям, в ее цветках и на листьях живут нимфы вместе с маленькими эльфами. Листья и цветки для этих маленьких эльф служат лодочками.

В древнегреческой легенде рассказывается о том, как прекрасная белая нимфа, безответно влюбилась в Геракла, и от горя превратилась в белую кувшинку.

Цветет кувшинка долго, с конца мая и по август. Цветки белой лилии раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются.
Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!
Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи, и они медленно начинают закрываться.

Колокольчик. Что же теперь будем делать?

Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.

Ромашка. Скорее, пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит. (Слайд)

Ученик. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды.

КРАСНАЯ КНИГА

1 чтец

Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

2 чтец

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

3 чтец

Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
Красная книга, Красная книга!
Б. Дубровин.

1 чтец

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

2 чтец

Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

3 чтец

В нас молчало безумное «Стой»!
Вам казалось всё мало, всё мало.
И потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

4 чтец

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е.Карасев

ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК (Слайд)

1 чтец

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...
Т.Собакин

ПЕСНЯ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!» (Ю.Антонов)

Ученик. (Слайд)

Цветы украшают луга и леса…
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…
Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!

ПРОГУЛКА (Слайд)

1 чтец

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

2 чтец

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.

3 чтец

Мы по бережку пошли
И поляночку нашли,
Но на солнечной полянке
Тут и там –  пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

4 чтец

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

5 чтец

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, ствол обожгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

6 чтец

– Эй, ребята! – крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

7 чтец

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились от души!

8 чтец

Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и  ушли!

9 чтец

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
С. Михалков

Учитель. (Слайд)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ

«Объясните знаки»

ЗАГАДКА

В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

Ученица. (Слайд)

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Ученик.

БЕРЕЗЫ – символ России. Еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать. Крик утешать, чистоту соблюдать. Больных исцелять.

Наши предки почитали ее за то, что, могла желания исполнять. По обычаю, девушки приносили березе угощение — собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Свежим березовым соком лечили простуду, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб — чагу.

Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток. Ученые уже давно заметили, что люди, живущие вблизи березовых рощ, практически не подвержены простудным заболеваниям.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • Не зря в народе говорят (Слайд)
  • Берёза ума даёт. (Имеются в виду берёзовые розги).
  • Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.
  • Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.

ПРИРОДА-МАТЬ (Слайд)

1 чтец

Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух –
три её основы.
Какая бы ни грянула беда:
целы они - всё возродится снова.

2 чтец

Но если... Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем, что это «если» значит.
О человек! Природа-мать ни рек 
и ни морей
от глаз твоих не прячет,
ни росных трав, ни голубых небес...

3 чтец

Цени её доверие, Природы.
Не обмани его!
И в тёмный лес
входи, как в храм под мраморные своды.

Ученик.

Ты - Человек. Ты - царь Природы. Так,
поскольку всё в ней сущее подвластно
тебе... Живи, сверяя каждый шаг
с Природою - и будет всё прекрасно!
И царские замашки не лелей
в душе, и не давай себе свободы...
Ты - царь Природы, так.
Но знай: трудней
почувствовать себя венцом Природы!

Ученица.

Взглянув на то, что смято, сметено
в очередном разбое или раже,
не утешай себя, что всё равно
Природа никому о том не скажет.
Она не скажет, да... Но не простит!
И час настанет: лично ли, заочно –
она тебе жестоко отомстит!
А не тебе - так сыну. Это точно.
С. Викулов

ТЫ БЕРЕГИ НАС (Слайд)

1 чтец

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

2 чтец

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

3 чтец

Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
«Ты береги нас, береги!»

4 чтец

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».
Е. Шкловский

Ученица. (Слайд)

Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
М. Дудин

Учитель. Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам сторицей.

Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

И все это сделаем от чистого сердца во имя нашей Родины.

СПИВОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей»
  2. Л.И. Грехова «В союзе с природой» Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.
  3. Л.И. Гайдина, О.Е.Жиренко, В.А. Яровенко «Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий»
  4. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/bereza.html
  5. http://www.treeland.ru/
  6. http://www.intstudy.ru/
  7. http://xn-----6kcabnbrcq1bl3ao2bcl9ph9c.xn--p1ai/article/24711/
  8. http://www.liveinternet.ru
  9. http://ruspoeti.ru/aut/vikulov/16077/