Классный час "Море начинается с маленькой реки"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (68,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия:  познакомить с историей создания в России кадетских классов.

Технология:  технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии

Формы работы учащихся: групповая  работа, диалог

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, книга Валентина Катаева «Сын полка».

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность ученика

Время

1

Мотивация (самоопределение) к  деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность.

Всем, добрый день.

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, как вы понимаете эти слова?

(Презентация, слайд №1)

Какое отношение эти слова имеют к нам?

Приветствуют учителя


Отвечают

0,5 мин

2

Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Снова обратите внимание на экран: что на нем изображено?

(Презентация, слайд №2)

А теперь я разделила наш класс на 2 группы. По какому признаку сделала деление? 

(Презентация, слайд №2, щелчок)

Может кто-то догадался, о чем же мы будем говорить сегодня? 

Действительно, мы будем говорить сегодня о кадетах.

Это фотография нашего класса
Двое из нашего класса изъявили желание быть кадетами
О кадетах

0,5 мин

3

Выявление места и причины затруднений

Как думаете, а почему мы будем говорить о них?

Какова тема классного часа?

Чтобы знать историю создания кадетов в России
Тема «КАДЕТЫ»

0,5 мин

4

Построение проекта выхода из затруднения

Что хотелось бы узнать по данной теме?    

Давайте составим кластер
(Приложение № 1)

Отвечают на вопросы

1 мин

5

Реализация построенного проекта

Начнем с истории.

(Презентация, слайд №3)

Слово кадет пришло к нам из Франции: в переводе с французского, это «младший, несовершеннолетний». В дореволюционной Франции так именовались молодые люди на военной службе в чинах солдата до производства их в офицеры.

(Презентация, слайд №4)

В  России история кадетских корпусов связана с именем Петра I:
27 января 1701 года император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук.

Сколько лет прошло с периода создания школы?  

Как вы думаете, зачем нужна была такая школа?  

В указе подчеркивалось, что такая школа нужна не только для мореходства и инженерии, но и для артиллерии и гражданских дел. Именно в этот период Россия крайне нуждалась в хорошо и всесторонне образованных людях.

Почему в этот период нужны были России образованные люди?

В числе прочего в указе говорилось, что в данную школу будут принимать учеников не только по желанию, но и по принуждению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

5 мин

Как вы понимаете слово «по принуждению»?

На учебу принимались дети всех сословий за исключением крепостных.

Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет.

Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому возраст учеников сильно различался - от 15 до 33 лет.

Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда сам Петр принимал экзамен.

(Презентация, слайд №5)

Однако термин «кадет» в России стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений позже, только во время правления императрицы Анны Иоанновны.

29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам.

Как вы думаете, кого стали готовить кадетские школы?

Теперь кадетские корпуса готовили как военнослужащих, так и гражданских чиновников. В этом состояло отличие российских кадетских корпусов от европейских, в которых готовили только военных.

Насильно

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА

А теперь вас ожидает работа в группах. Деление мы проведем с помощью цветных фигур: в группу входят те, кто выбрал фигурки одного цвета.

Группы готовы?

Я приготовила карточки с учебными предметами, вам необходимо отложить те, которые, на ваш взгляд, изучались в первых кадетских корпусах.
Итак, давайте озвучим то, что получилось.
А теперь, посмотрим, как было на самом деле:

(Презентация, слайд №5, щелчок мыши)

Группы озвучивает решение, аргументируя выбор

2 мин

Были ли кадеты физически сильными людьми?

А зачем кадетам нужны были физическая сила и выносливость?

Какие знания получали кадеты? Почему вы так думаете?

Что вы думаете о дисциплине в кадетских классах: она была строгая или нет?

Мог ли кадет сказать, что он не хочет изучать какой-либо предмет?

Что было бы с кадетом, если он не успевал по определенному предмету или совершил безнравственный поступок?

Как известно из истории жизнь кадетов была сложна и насыщена.
(Приложение №2)

Отвечают на вопросы

25 мин

Легко ли было поступить в кадетский корпус?

Не так-то просто было поступить в кадетские корпуса. Нужно было выдержать экзамены. На поступление в кадетский корпус за казенный счет имели право:
 (Презентация, слайд №6)

Отвечают на вопросы

Суровый режим кадетской жизни, простота обстановки, атмосфера товарищества, сплоченности вырабатывали стойкие и цельные характеры, укореняли в большей части воспитанников чувство чести и долга, прочно связывали их духом дружбы и взаимопомощи. И этот дух сохранялся долгие годы после выпуска из корпуса. Каждый воспитанник вспоминал о кадетском братстве с искренней признательностью и любовью. Много знаменитых людей России окончили кадетские корпуса.

(Презентация, слайд №7)

Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов; флотоводцы Беллинсгаузен Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев; поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев; писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль; композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов; художник Верещагин; врач Сеченов;  основатель российского театра Волков.

Здесь фамилии одних лишь военных?

А почему кадеты смогли прославить Россию на разных поприщах?

Отвечают на вопросы

В 1917 году к власти в России пришли большевики и в 1920 году они закрывают все кадетские корпуса. На тот момент их насчитывалось по стране в общей сложности около пятидесяти.
И вот в 1943 году советская власть вспомнила о кадетах. Было принято решение об их открытии.

Что происходило в 1943 году на территории нашей страны? 

Как вы думаете, почему было принято решение об открытии подобных заведений?

На ваш взгляд, кого стали принимать в них? 

У Валентина Катаева есть очень интересная книга «Сын полка». В ней рассказывается о мальчике 12 лет Ване Солнцеве.

Кто-то из вас читал книгу?

События в книге разворачиваются как раз в период Великой отечественной войны. И год как раз 1943. Давайте посмотрим 2 фрагмента этого фильма, а потом вернемся к вашим ответам на мой вопрос.

(Видеофрагмент: Презентация, слайд №8)

Отвечают на вопросы

В 1943 году кто из родственников Вани Солнцева был жив?

Куда же делись родственники Вани?

Значит,  кем числился Ваня?

Где жил Ваня?

К кому он попал?

Почему капитан Енакиев не разрешил оставить Ваню в отряде?

События в книге так развернулись, что Ваня Солнцев остался в отряде. Он успел сходить в разведку и даже участвовал в боях. В одном из таких боев погибают все разведчики из его отряда, в том числе и капитан Енакиев. И Ваню отправляют в тыл, в только что открытое военное кадетское училище. Единственная оговорка: советские власти не захотели оставить в названии военного училища слово «кадетское».

Как вы думаете, почему?

Кадетов связывали с царским режимом, которого люто ненавидела советская власть.

В честь кого же было решено назвать данные заведения?

А кто такой Александр Васильевич Суворов?

Во время Великой Отечественной войны в 1943-1945 годах в России появились не только первые суворовские, но и нахимовские училища.

Почему назвали «нахимовские»?

Кто такой Нахимов?

Кого готовили нахимовские училища?

Нахимовские училища готовили будущих офицеров Морского флота.

Как вы думаете, что было на погонах воспитанника суворовского училища и нахимовского училища?

(Презентация, слайд №9)

Осенью 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944 г. - еще 6, потом еще и еще.

Возвращаемся к вашим ответам. Напомните мне, что вы ответили на мой вопрос о том, кого принимали в суворовские и нахимовские училища?

Вы были правы?  

 

 

Сиротой

В лесу

К разведчикам

(Презентация, слайд №10)

Это были дети «воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов».

Зачем было решено принимать таких детей в подобные заведения?

Примечательно, что среди учителей суворовских и нахимовских училищ были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров-воспитателей - воспитанники этих учебных заведений
За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ, и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России.
Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ. В настоящее время появилось и несколько кадетских училищ для девочек.

Чтобы они не стали беспризорниками

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Во всей своей истории  на первое место кадеты всегда ставили сохранение чести, ведь недаром девизом одной из школ было: «Жизнь – Родине, честь - никому». Теперь вам опять предстоит групповая работа. Вы все вместе должны придумать заповеди кадетов. Каким должен быть кадет.
Время истекло. Слушаем вас. 

Самое интересное, что у нас в школе заповеди кадетов уже созданы. Давайте, сравним их с теми, что вы предложили. 

(Презентация, слайд №11)

Сколько позиций совпало?

Группы озвучивает решение, аргументируя выбор

7 мин

 

Подведение итогов

(Презентация, слайд №12)

Наш сегодняшний классный час называется «Море начинается с маленькой реки». Как вы думаете, почему я так его назвала?

Вернемся к нашему кластеру: из того, что мы предполагали обсудить, что осталась невыполненным? 

Как думаете, нужно ли в будущем поднять вопросы, которые остались сегодня без внимания?

Вот и подошел к концу наш час.

Ребята  озвучивают решение, аргументируя выбор

2 мин

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Александр Васильевич Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Поэтому я вам приготовила погоны, на которых не хватает звездочек. Звездочки разного цвета. На слайде написаны значения цветов. После окончания нашего классного часа. Вы подберите звездочку нужного цвета и поместите на погоны. (Презентация, слайд №13)

Ребята раскладывают звездочки на погонах

1 мин

7

Домашнее задание

А у меня на этом все. Я попрошу вас дома прочитать книгу В.Катаева «Сын полка». На сегодня это все. Спасибо всем за работу!

 

0,5 мин

Используемая литература и ресурсы.

  1. Катаев В.П.Сын полка. Повесть. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1982. - 192с.
  2. Художественный фильм «Сын полка», 1981 год, режиссер Георгий Кузнецов.
  3. Кадетство: как это было в России [Электронный ресурс] // Федерация русского боевого искусства - Росс. – Режим доступа: https://frbi-ross.ru
  4. История российского кадетства. 1701 - 1917 [Электронный ресурс] // Чистый исторический интернет. История России. – Режим доступа: http://histrf.ru/
  5. История кадетства. [Электронный ресурс] // Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). – Режим доступа: http://sevpku.edumil.ru/
  6. История кадетского движения в России. [Электронный ресурс] // Pandia. – Режим доступа: http://pandia.ru/