Урок физической культуры на тему "Эволюция спортивных способов плавания"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Класс: 6.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

Обучающий аспект (освоение учебного материала):

  • знать основные этапы развития спортивных способов плавания (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь использовать приобретенный навык спортивного плавания для восприятия и освоения нового материала (познавательные универсальные учебные действия).

Развивающий аспект (развитие физических качеств):

  • способствовать развитию координационных и скоростно-силовых способностей, а также развитию дыхательной и сердечнососудистой систем
  • организма (регулятивные учебные действия);
  • развивать спортивную речь (правильно использовать терминологию, уметь объяснить свои физические действия и действия других учеников)
  • (познавательные универсальные учебные действия).

Воспитательный аспект (формирование и развитие личности):

  • способствовать развитию самостоятельности, потребности в регулярных занятиях спортом (личностные универсальные учебные действия);
  • формировать познавательный интерес к плаванию и возможностям человеческого организма, выделить плавание как жизненно необходимый навык (личностные универсальные учебные действия).

Этапы урока:

  • подготовка к учебной познавательной деятельности;
  • этап усвоения новых знаний;
  • первичная проверка усвоения новых знаний;
  • итог на рефлексивной основе.

Этап урока

Содержание учебного материала

Доз-ка

Организационно-методические указания

Подготовка к учебно-познавательной деятельности 1. Общая разминка на суше (проводят учащиеся). 2-3 мин Учащиеся выполняют комплекс Общих развивающих упражнений. При выполнении ОРУ следить за дозировкой и амплитудой выполнения упражнений.

 

2. Плавание избранным спортивным способом. 4х20м

Учащиеся проплывают дистанцию 4х20м избранными спортивными способами плавания. Смена способа плавания возможна после проплывания каждых 20м. Основной момент: техника плавания избранным способом, темп и правила движения на плавательной дорожке.

 

3. Восстановить дыхание.

И.п. – держась руками за бортик, сделать глубокий вдох и длинный выдох в воду.

10 раз

Этап усвоения новых знаний

1. Обсуждение.

- Что такое спортивное плавание?

3 мин

Учитель задает вопрос: «Что такое спортивное плавание?»

Учащиеся отвечают:

«Спортивное плавание – система движений, позволяющая пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с высокой скоростью, оптимальной затратой сил и в соответствии правилами соревнований».

- сколько способов спортивного плавания вам известны?   Учитель задает вопрос:  «Сколько способов спортивного плавания вам известны?».
Учащиеся отвечают: «четыре».
- какие спортивные способы плавания вы знаете?
(по ходу обсуждения данных вопросов, учитель дублирует ответы на вопросы, вывешивая краткую информацию на стенде)
  Учитель задает вопрос:
«Какие спортивные способы плавания вы знаете?»
Ответ учащихся: «Баттерфляй, кроль на спине, брасс, вольный стиль».
- преобразовывались ли спортивные способы плавания?   Учитель задает вопрос:  «как вы думаете: всегда ли были именно такие способы плавания?»
- какие из способов плавания легли в основу спортивных стилей?   Учащиеся предполагают, что нет.
- давайте выстроим схему преобразования спортивных способов плавания и проследим за их эволюцией   Учитель задает вопрос: «какие из способов плавания являются основополагающими спортивной техники?»
Учащиеся, обсуждая исторические факты по преодолению водных преград, приходят к выводу, что брасс и плавание на боку являются основоположниками современных способов.
Работа выполняется на суше и в воде: девушки, освобожденные от занятий в воде, активно выполняют работу на доске и в блокнотах. Учащиеся, выполняющие задания в воде, имеют возможность на себе опробовать различные способы плавания и сравнить с современной техникой плавания.
2. Плавание различными способами  

На доске появляется схема преобразования спортивных способов плавания, по мере проплывания учащимися отрезков заданными способами.

Обратить внимание на технику плавания спортивными способами.

Учитель задает вопросы, которые помогают учащимся выделить тему урока и самостоятельно озвучить ее.
Учитель вместе с учащимися дает определение прикладному плаванию:
– это способность человека держаться на воде и производить в воде жизненно необходимые действия.
Задавая вопрос о действиях в воде, учитель надеется услышать о нырянии и передвижении под водой,  о прыжках в воду, о преодолении дистанции комбинированными способами плавания, о спасении тонущих.
По ходу обсуждения учитель наполняет информационную доску предложенными вариантами ответов и выделяет два раздела, которым будет уделено внимание на уроке (комбинированное плавание и ныряние).
Учащиеся выполняют предложенную работу и стараются преодолеть заданную дистанцию комбинированными способами.
Так как в основе прикладного плавания лежит техника спортивных способов плавания, измененная в соответствии с условиями к решению задач, особое внимание уделить правильной технике гребковых движений руками и ногами соответственно спортивному способу.

- плавание на боку 2х20м
- плавание на боку с выносом одной руки 1х20м
- плавание на боку с выносом двух рук 1х20м
- австралийский и венгерский способ плавания 1х20м
- кроль на груди 1х20м
- брасс 2х20м
- ноги брасс, руки дельфин 1х20м
- дельфин (облегченная техника: на 3 толчка ногами, один гребок руками) 1х20м
- перевернутый брасс (на спине) 2х20м
- кроль на спине  2х20м

Первичная проверка усвоения
новых знаний

1. Плавание одним из спортивных способов (по выбору), от основополагающего до современной техники: самостоятельная работа на суше и в воде.

 

5-7 мин

Учащиеся распределяются по парам или тройкам, так чтобы освобожденные от занятий в воде могли проследить за работой участников в воде.
Задача на бортике: построить схему преобразования спортивных способов плавания, которые использовались одной из учащихся. Сравнить полученную схему, со схемой на доске, которая была выстроена во время этапа усвоения новых знаний.
Задача в воде: выбрать один из спортивных способов плавания. Имея подсказку на доске, проплыть дистанцию, используя первичную технику и закончить современной техникой плавания.


Итоговый контроль степени усвоения

 

1. Фронтальная беседа с учащимися по теме урока:
- что такое спортивное плавание?
- какой из способов плавания является основополагающим спортивных стилей?
- почему назвали один из способов «кроль»?

1 мин

Учитель проводит фронтальный опрос учащихся, задавая вопросы по теме прошедшего урока. Тем самым выясняет для себя степень усвоения учебного материала учащимися, оценивая эффективность организации деятельности ученика на уроке.

2. Индивидуальная беседа с каждым из участников урока:
- какие спортивные способы ты выбрала для преодоления дистанции?
- какие способы являлись первичными, и как они изменялись?

3. Оценка выполненной работы, выставление отметок за текущий урок.

2-3 мин

Выполнив задание этапа первичной проверки новых знаний, каждый из участников урока на суше и в воде обсуждают сделанный выбор способа и полученную в итоге схему для каждого участника. Сопоставляют последовательность проплывания дистанции со схемой на доске и, полученной схемой у учащихся, выполнявших работу на бортике.