Разработка урока на тему "Выталкавающая сила". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока (планируемые результаты обучения):

Личностные:

  • развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной в ходе исследования информации;
  • проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
  • на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
  • развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.

Предметные:

  • формирование у учащихся представления об архимедовой силе, о зависимости ее значения от объема тела, погруженного в жидкость, и от плотности жидкости.

Материалы:

  • учебник физики, портрет Архимеда, опорный сигнал;
  • листы с заданиями для исследовательской работы в группах;
  • рабочие листы с таблицей;
  • компьютерная презентация “Выталкивающая сила”;
  • опорный конспект с пропусками для домашнего задания.

Оборудование:

  • штатив, пружина, груз, сосуд с водой, указатели;
  • сосуды с простой водой, с “морской” водой;
  • динамометры;
  • набор тел разного объема;
  • набор тел одинакового объема, разной плотности.
  • Презентация к уроку
  • компьютер, проектор.

Ход урока

I. Мотивация

Цель: побудить учащихся к формулированию гипотез. Для создания проблемной ситуации был продемонстрирован опыт с изменением растяжения пружины, при погружении подвешенного к ней груза в воду.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Какую тему мы изучаем сейчас на уроках?

- Что такое сила?

- Кто желает дополнить?

- Что вы еще знаете о силе.

- Приведите примеры сил.

- Чем сила характеризуется?

- Какое обобщение мы вывели на прошлом уроке.

- Данное обобщение доказали применительно к каким силам?

- Сила — причина изменения.

- Сила – векторная физическая величина, характеризует меру взаимодействия тел.

- Обозначается буквой F. Измеряется в Н (Ньютонах)

- Сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения.

- Сила характеризуется величиной (значением), точкой приложения, направлением.

- Продолжаем изучать тему “Сила”.

- Предлагаю вашему вниманию эксперимент.

- Перед вами пружина. Подвешиваю к ней груз.

- Что произошло с пружиной?

Зафиксируем растяжение пружины.

- Почему пружина растянулась?

- Опускаю тело в жидкость.

- Что произошло?

Зафиксируем новое положение.

- Почему изменилось растяжение пружины?

- Что является причиной изменения?

- Что это может быть за сила?

- Как ее можно назвать? Ваши предложения.

- Как вы думаете, от чего (от каких величин), зависит выталкивающая сила?

- Что мы видим?

- Сколько в нашем классе мнений?

- Какой возникает вопрос?

- Как нам проверить правильность гипотез?

- Что нужно сделать?

 

- Пружина растянулась.

- На нее подействовал вес тела (груза).

- Пружина сократилась.

- Вес тела в жидкости уменьшился.

- Вода оказала какое-то действие на тело.

- Со стороны воды подействовала сила.

Ученики выдвигают гипотезы.

Записывают их на облаках, вывешивают на доску.

Ученики выдвигают гипотезы.

Записывают их на облаках, вывешивают на доску.

Как правило, они называют следующие величины:

- плотность тела;

- плотность жидкости;

- объем тела и др.

- Разные точки зрения.

- А как на самом деле называется эта сила?

- От чего зависит ее значение?

- Провести исследование.

- Выполнить практическую работу.

Результат: появилось несколько вариантов гипотез, что вызвало необходимость их проверки

II. Исследование

Цель: одновременная проверка нескольких гипотез.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Предлагаю вам поработать в группах.

Задание будет состоять из двух частей.

Сначала вы ознакомитесь с текстом, из которого узнаете - какая сила действует на погруженное в жидкость тело. Затем проведете экспериментальное исследование, чтобы выяснить - от чего зависит значение этой силы - Внимательно ознакомьтесь с планом задания (Приложение № 1).

- Выполняйте работу поэтапно и успех вам гарантирован.

- Оформление производите на рабочем листе.

Подготовьте отчёт о проделанной работе.

- На проведение исследования отводится 10 минут.

Учитель помогает организовать работу внутри каждой группы. Прикрепляет на доску карточки:

Учащиеся знакомятся с материалами, по необходимости уточняют задания и приступают к выполнению.

Группы № 1,4 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от объема тела (задание №1. Приложение № 1).

Группы №2,5 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от плотности тела (задание №2. Приложение № 1).

Группы № 3,6 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости (задание №3. Приложение № 1).

Результат: выполнение экспериментального задания позволило учащимся найти факты, позволяющие сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от одних величин и независимости от других.

III. Обмен информацией

Цель: представить результаты работы групп всему классу.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Время вышло. Вывешиваем рабочие листы.

- Вы ознакомились с текстом. Как называется сила, которая действует на погруженное в жидкость тело?

- Какое еще есть название у этой силы?

- Откуда это название?

- Были ли мы близки в своих предположениях?

- Итак, с ответом на первый вопрос определились.

Второй вопрос: отчего зависит значение выталкивающей силы?

- Вы проводили эксперимент. Группам было предложено разное оборудование.

Послушаем, к каким результатам вы пришли.

- Какое оборудование было предложено?

- Какие измерения проводили?

- Можем мы уточнить…

- Есть вопросы?

- Есть ли дополнения у других групп?

- Обратим внимание на выводы (совпадают, различия).

- У кого более полный и точный вывод?

Учащиеся размещают рабочие листы под карточками соответствующими их заданиям.

- Выталкивающая сила.

- Архимедова сила.

Ученики дают комментарии.

Учащиеся проводят сравнение. Делают заключение.

- Нам было предложено следующее оборудование...

- Мы проделали...

и измерили...

- На основании результатов эксперимента сформулировали выводы.

Выводы групп № 1, 4.

Выталкивающая сила прямо пропорционально зависит от объема погруженного тела Выводы групп № 2, 5:

Выталкивающая сила не зависит от плотности тела, погруженного в жидкость.

Выводы групп № 3, 6:

Выталкивающая сила прямо пропорционально зависит от плотности жидкости

Заполняем таблицу.

ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ (АРХИМЕДОВА) СИЛА

Не зависит от

Зависит от

  • формы тела

  • массы тела

  • глубины погружения

  • плотности тела

  • объёма тела

  • плотности жидкости

Результат: учащиеся представили свои результаты другим ученикам, с одной сторона, и в тоже время соотносили со своим вариантом решение других групп. Некоторые учащиеся вносили дополнения, другие задавали уточняющие вопросы.

IV. Связывание информации

Цель: обобщить информацию и сделать вывод о верности гипотез.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Итак, обобщая выводы всех групп, как мы ответим на вопрос урока?

- Сформулируйте общий вывод – от чего зависит значение выталкивающей силы?

- Вернемся к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и соотнесем их с полученными выводами.

-Насколько близки были к истине?

- Полный ли ответ мы дали на вопрос урока?

- Все ли характеристики силы мы установили?

- Чего не хватает?

- Теперь вы можете ответить на эти вопросы? Как?

- Сформулируете тему урока.

Над рабочими листами - тема урока

-Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема погруженного тела.

Учащиеся без труда сумели выделить гипотезы, которые подтвердились, и отбросить неверные.

С доски убрали неверные гипотезы.

Остались карточки:

- Точка приложения силы.

- Направление действия силы.

- Действует на тело, погруженное в жидкость, направлена вверх.

- Выталкивающая сила. Архимедова сила.

Результат: были сформулированы тема урока, обобщающий вывод о характеристиках выталкивающей силы и сделан вывод о верности гипотез.

V. Применение

Цель: применить новые знания в ходе выполнения продуктивных заданий.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Для лучшего усвоения информации можете использовать “запоминалку”

Даже РЖаВая вода

Тебя вытолкнет всегда!

- Вся ли информация, полученная нами на уроке, отражена в рабочем листе?

- Внесите предложения, чем можно дополнить его.

- Можно использовать карточки

- видео вопрос (Приложение № 2)

- Приведите примеры из жизни, которые подтверждают существование выталкивающей (архимедовой) силы?

Учащиеся выполняют работу в группе. В их распоряжении листок с заданием и картинка для творческого задания.

(можно фронтально)

Возможный вариант

Учащиеся отвечают на вопрос видеосюжета, используя полученные знания.

- Знания о выталкивающей силе используются при конструировании судов, подводных лодок, аппаратов для исследования морских глубин и в воздухоплавании.

Результат: учащиеся аргументировали свои ответы, опираясь на знания, полученные на уроке.

VI. Рефлексия. Домашнее задание

Цель: самооценка деятельности учащихся на уроке и обсуждение перспективы дальнейшей работы над темой.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Интересно вам было на уроке?

- Что нового узнали? Что было сложным?

- Что полезное приобрели для себя?

- Что осталось не выясненным и нуждается в уточнении?

Большая часть учеников включаются в обсуждение вопросов.

- Необходимо знать точную формулу для нахождения выталкивающей силы.

Д/з

1. параграф 48, 49;

2. Экспериментальное задание. Упр.24 [1]

3.Создать опорный сигнал или составить полученную на уроке информацию в стихотворение.

Записывают задание в дневник