Формирование гражданской ответственности за сохранение Байкала с использованием технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 9-й класс

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Технология продуктивного чтения помогает вычитывать информацию разных текстов не только на уроках литературы, но и на уроках географии, истории, на внеклассных занятиях.

Поэтому применение данной технологии при работе с текстом очень оправданна. Технология    продуктивного чтения позволяет применять разные стратегии смыслового чтения, формирует  читательскую компетентность и обеспечивает  полное понимание текста, авторской позиции; формирует здоровую читательскую среду.

Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в своей работе использую материал иркутских  поэтов и писателей.  Стихотворения Л. Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской  ответственности за свою Родину, понимания  неблагоприятной экологической ситуации  на Байкале и осознания   соучастности во взаимоотношении природы и человека.

Тема урока: Любовь Гибадуллина «Откровение Байкала».

Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков

Вид урока: проблемный урок

Цель:

Деятельностная:

  • научить понимать текст в целом, научить находить смыслы текста, научить определять  авторскую позицию в стихотворении «Откровение Байкала»;
  • способствовать развитию у обучающихся культуры речи, способствовать формированию гражданской ответственности за сохранение Байкала.

Содержательная:

  • сформировать умение смыслового чтения, расширить знания о средствах выразительности языка;
  • способствовать формированию гражданской позиции учащихся; создать условия для воспитания чувств любви к родному краю.

Прогнозируемые результаты: 

  • личностные: учить формулировать оценочные суждения, анализируя текст; учить работать в группе и осознавать свой вклад работы в осмысливании текста; учить чувствовать соучастность к проблемам родного края
  • метапредметные: учить определять проблемы текста, формирование гражданской позиции;учить формулировать свои мысли и понимать мысли собеседника
  • предметные: учить находить нужную текстовую информацию и интерпретировать её, учить выразительно читать, определять средства выразительности языка, работать со словарем

Дидактические средства: текст стихотворения «Откровение Байкала»; видеофильм «Откровение Байкала»

Оборудование: шаблоны облаков, компьютер, проектор, экран

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Примечания

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент: приветствие, организация рабочего места
Психологический настрой.

Эмоциональная гимнастика.

- Ребята, мы с вами живем в соседстве с уникальным объектом природы — Байкалом, закройте глаза и представьте Байкал.
- Что видите?
- Что слышите?
- Что вы чувствуете?
- Вы чувствуете дыхание Сармы, Баргузина, Байкала? Какая мощь? Какая красота? У всех хорошее настроение? Поделитесь друг с другом этим чувством.

Эмоциональная готовность к уроку

 

 

 

Создание позитивной ситуации, ситуации успеха

Этап актуализации знания и осуществление первого пробного действия, выявление противоречия

1 этап технологии продуктивного чтения — Предчтение — приемы антитипации: «Мозговой штурм» по фотографиям.

- Посмотрите фотографии (Презентация)

- Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите эти фотографии?

- Как вы думаете, кто будет героем произведения?

- Предположите, пожалуйста, о чем будем сегодня читать на уроке

Создание ситуации поиска проблемы

Разработка плана выхода из создавшегося затруднения, поиск решения

Стратегия «Облако прогнозов» - Запишите на облаках свои предположения

Стратегия «От названия»
- Текст называется «Откровение Байкала», какие ещё предположения? (Будем беседовать с Байкалом, он будет делиться с нами с самым наболевшим)

Первый этап урока должен завершиться постановкой детьми  цели урока

  • Прочитаем текст, построим диалог с автором, проверим наши предположения, действительно ли будем читать о Байкале.
  • Чтобы уточнить и проверить прогнозы, необходимо построить диалог с автором через текст

Учащиеся подписывают свои предположения на облаках

На данном этапе формируются следующие УУД: уметь определять цель деятельности, уметь высказывать свои предположения по тексту, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь принимать другую точку зрения.

Реализация выбранного плана

Этап — открытие новых знаний

2 этап технологии продуктивного чтения — Чтение текста (приложение 1)
А) первичное восприятие текста — просмотр видеофильма «Откровение Байкала» https://www.youtube.com/watch?v=99-pBqzeKcA
- подтвердились наши предположения?
Первое знакомство с произведением

Первичное закрепление новых знаний

Б) чтение текста «Откровение Байкала»

Прием «Первое впечатление»
- Понравилось ли вам «откровение» Байкала?
- Какое сейчас у вас настроение?
- Почему настроение изменилось? (Переживания учащихся о судьбе Байкал)
- Совпали ли наши предположения?
- Какие предположения совпали?
- Какие фотографии отображают тему стихотворения?
- Что происходит с Байкалом?

Самостоятельное чтение

На данном этапе формируются следующие УУД: эмоциональное восприятие текста, принятие эмоций других читателей, умения сочувствовать, сопереживать, выражать свое отношение к героям текста, к их поступкам, выразительно читать и пересказывать текст.

 

Прием «Словарь текста»
- все ли слова вам понятны, 1 группа создает словарь непонятных слов (желательно значение слов выяснять из контекста)

Открыть интерактивные словари в интернете

проверка словаря и дневника

Прием «Дневник фактов»
- Ребята, 2 группа  записывает  в дневник фактическую информацию стихотворения, какие они? (богатство и красота Байкала, губительное отношение человека к Байкалу, призыв Байкала)
прием «Чтение с остановками» (с комментариями учителя).

Чтение по строфам

Приемы «Чтение с карандашом» , «Инсерт», «Пометы на полях»
- Подчеркните самые главные мысли. Запишите, какие мысли у вас возникают во время чтения, на полях

Данный этап работы завершается подробным изучением и пониманием текста, вопросами, побуждающими учащегося к элементарным выводам.

Самостоятельная работа

3 этап технологии продуктивного чтения — Постчтение.

- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (3 части)

Напишите план стихотворения.

Обсуждайте в парах - какими средствами выразительности достигается такая душевная боль автора?

Прием «Задайте вопрос автору» (Как Любовь Гибадуллина пришла к этой проблему?)
- О Л. Гибадуллиной расскажет Дарья (ответ ученика — приложение 3)
- Вот мы узнали о Л. Гибадуллиной, понимаем почему проблема Байкала так близка ей, но я думаю эта проблема волнует и нас — напишите синквейн по стихотворению
(Байкал
Большой и беззащитный
негодует, исповедуется, шумит
давайте защитим Байкал
экология души)

На данном этапе формируются следующие УУД:

выказывать свое отношение к героям произведений, к их поступкам, уметь принимать эмоции других людей, сопереживать;

учиться работать в группе, в паре;

выполнять различные роли в диалоге с учителем, определять степень успешности в своей работе и работе других, оценивать деятельность.

Рефлексия учебной деятельности самоанализ, рефлексия моций, чувств

Прием «Незаконченное предложение»
-Я сегодня на уроке узнал...
- Я сегодня на уроке чувствовал...
- Мне трудно давалось …
- Меня это растрогало...
- Мои предположения подтвердились...
- Я предлагаю по данной проблеме...

 

Домашнее задание, оценивание

Д|з. Сформулировать вопросы к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ  в заданиях 15.2 и 15.3

 

Список литературы.

1. Закон об образовании [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации [текст]-М:Просвещение,2011.-48с. – (Стандарты второг поколения)

3. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (Технология формирования типа правильной читательской деятельности) У.В.Бунева, О.В.Чиндилова [Электронный ресурс]-режим доступа: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf

4. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.

5. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС “Школа 2100” : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.

6.http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

24.04.2017